Москва

ММКФ-2020: «Разрушительница системы» — немецкая драма про крушащую все вокруг себя девочку

Евгений Ткачёв
Продолжаем рассказывать про самые интересные фильмы 42-го Московского международного кинофестиваля. Во втором выпуске — выдвинутая от Германии на «Оскар» хардкорная социальная драма «Разрушительница системы» Норы Фингшайдт, которая никому не собирается делать приятно, даром что рассказывает она про трудного подростка.
  • Таких, как она, называют system crasher, «разрушительницей системы». Бенни (отличная Хелена Ценгель) всего 9 лет (окей, девять с половиной!), но она уже успела сменить кучу интернатов из-за своего девиантного, чаще даже агрессивного поведения. Ее боятся мальчишки, воспитатели и даже собственная мать. Девочка может спокойно дать в нос, не любит, когда прикасаются к ее лицу (детская травма) и когда ее называют полным именем Бернадетт, а от ее крика, кажется, способно треснуть стекло. Складывается впечатление, что уже ничто не способно изменить ее буйный нрав, но тут Бенни знакомится со школьным провожатым Михой (Альбрехт Шух), в прошлом тоже неблагополучным подростком, и между ними проскакивает искра понимания. Оторва находит в его лице друга, но не стоит надеяться на хеппи-энд, ведь это не голливудская сказочка, а суровая и бескомпромиссная немецкая драма, снятая как будто без кожи и на последнем издыхании.

    В 2019 году «Разрушительница системы» была выдвинута от Германии на «Оскар», но у такого кино мало шансов на попадание в шорт-лист. Все дело в том, что фильм Норы Фингшайдт (получивший несколько второстепенных наград на Берлинале и приз Европейской киноакадемии за лучшую музыку) не утешает, а будоражит, не треплет по голове, а бьет в лицо — выводит из равновесия и зоны комфорта (в том числе за счет отличного саунд-дизайна), ставит неутешительный диагноз обществу и системе, а главная героиня (о, ужас!) не особо меняется на протяжении всей картины. Голливуд такое не любит. Он любит свет в конце тоннеля, чтобы где-то там маячил лучик надежды, а еще чтобы (по заветам Роберта Макки) в финале нас встречал обновленный герой или героиня. «Разрушительница системы» системно разрушает эти каноны классической драматургии, с особой жестокостью показывая все человеческие несовершенства: от матери, неспособной принять дочь, до неработающих социальных институтов, которые не понимают, что все, чего не хватает девочке, — это немного любви.

    Однако это не означает, что картина состоит только из жести. Да, у Фингшайдт очень схожий творческий метод с Ксенией Зуевой, чья мелодрама «Вмешательство» недавно была показана на «Кинотавре». Суть этого метода заключается в том, чтобы ударить зрителя молотом по голове, а пока он очухивается — добить. Но в отличие от беспримесной жути «Вмешательства», в «Разрушительнице» есть ирония (пусть и злая), а еще лиричные сцены, мощно работающие на контрасте с бытовым ужасом. Казалось, кстати, что такие, снятые с надрывом и надломом, драмы остались в нулевых, но нет. Никто не забыт, ничто не забыто. И вот на сцене снова гадкий утенок, которому не суждено стать лебедем. Мятежная душа, которая просит бури, как будто в бурях есть покой.

    Подробнее о фильме