Москва

10 лучших спектаклей 2020 года в Москве

2020-й стал, возможно, самым странным в истории театра: несколько месяцев залы пустовали, фестивали отменялись, а премьеры переносились. Несмотря на ковид, случилось и много заметного: например, мощный байопик о Михаиле Горбачеве с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в ролях, стодневный тотальный спектакль Всеволода Лисовского и грандиозная опера Дмитрия Чернякова в Большом. Подробнее об этом и других спектаклях — в подборке «Афиши».
25 декабря 2020

Практика,
23 февраля в 20:00 и еще 1 показ

Молодые режиссеры Мастерской Брусникина работают с экспериментальным текстом петербургского драматурга

LOREM IPSUM — кураторский проект Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной. Это пьеса-каталог, состоящая из несколько глав, каждая из которых посвящена определенной теме: «Русская классика», «Бизнес и финансы», «Наука и техника», «Юмор и развлечения» и т.д. С помощью подлинных и сымитированных технологий автоматических текстогенераторов автор исследует закономерности нашего восприятия и стереотипы мышления. Спектакль — это девять подходов к необычному тексту, объединенных общей рамкой, а также возможность зрительского выбора — какие именно главы войдут в каждый конкретный показ, определит голосование.

Театр наций,
31 января в 19:00 и еще 3 показа

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в роли четы Горбачевых

Команда спектакля во главе с режиссером Алвисом Херманисом изучила исторические документы, интервью и воспоминания четы Горбачевых, чтобы создать максимально объемные образы единственного президента СССР и его супруги. Пьеса состоит из рассказов об их корнях, детстве, юности, семейной жизни, пути Михаила Горбачева к посту главы государства, общественной деятельности Раисы Горбачевой, ее тяжелой болезни и смерти. Драматичные истории соседствуют с лиричными и комичными сюжетами и даже с анекдотами времен Перестройки.

Театр им. Наталии Сац,
10 февраля в 20:00 и еще 1 показ

Опера Филипа Гласса по мотивам текстов Жана Кокто

«Опера «Жестокие дети» необычна во всех смыслах. Весь оркестр, вся ее партитура – это три фортепиано. Уже одно это делает ее неординарным явлением в ряду оперных произведений, как и принцип минимализма, являющийся основой стиля этого выдающегося композитора рубежа тысячелетий: маленькие музыкальные структуры, которые бесконечно повторяются с вариациями, эмоционально закручивая, вводя публику в транс, в гипноз». – рассказывает режиссер постановки Георгий Исаакян.

Мастерская Дмитрия Брусникина,
29 января в 19:00 и еще 2 показа

Терапевтический музыкальный перформанс Жени Беркович

«Черная книга Эстер» Жени Беркович раскрывает тему ксенофобии как общую цивилизационную проблему, принимающую разные обличья на протяжении многих столетий и по-прежнему не сходящую с повестки новостных лент развитых стран. События, описанные в древних канонических текстах, переплетаются с документальными свидетельствами новейшей истории, создавая особый сюрреалистический мир вне времени и пространства.
Спектакль подготовлен Бюро художественного проектирования при поддержке Российского еврейского конгресса и Мастерской Брусникина.

Концерт, который становится спектаклем

«Ноябрь» придумали музыкант Олег Нестеров, режиссер Борис Павлович, художница Ксения Перетрухина и композитор Дмитрий Курляндский. Их проект — это попытка оказаться внутри одного кинокадра. Музыкальная программа, в основе которой — стихи русских поэтов ста последних лет, символически охватывает жизнь человека, от прозрачности детства через болезненный житейский опыт к осознанию квантовой природы мира, одновременности существования всех вариантов развития событий.

Стодневный спектакль Всеволода Лисовского

Главный панк из мира современного театра Всеволод Лисовский задумал грандиозный эксперимент — стодневный тотальный спектакль, посвященный «Ста дням» Наполеона. На протяжении трех месяцев в разных местах (от московских улиц до окрестностей болгарского Пловдива) будут происходить события разного толка: например, «женщины с косами будут водить за собой воодушевленные толпы, другие будут искать связь между Наполеоном и авторским правом; зрителям будут гадать при помощи костей жестоко умерщвленных копытных, заставлять их раскрашивать тела перформеров и погребальные урны». В итоге обещают что-то вроде романа с несходящимися сюжетными линиями, содержанием которого станет то, что поймут в нем зрители.

Бесплатно зарегистрироваться на участие в спектакле можно здесь.

Театр на Малой Бронной,
30 января в 19:00 и еще 2 показа

Константин Богомолов снова полемизирует с Достоевским

Соединяя в одном спектакле различные театральные жанры, Константин Богомолов выстраивает сложносочиненное действие, в котором темы романа Достоевского обрастают дополнительными сюжетами. Текст Достоевского становится для режиссера основой для создания собственной режиссерской драматургии. По его словам, в итоге получается спектакль «о конце времени; об иссякании надежды, смысла и самой энергии жизни; о воцарении смерти‎».

Иммерсивный саунд-спектакль о жизни птиц

В новом проекте Театра Взаимных Действий в качестве перформеров выступают музыканты, а предметом их исследования становятся птицы. Зрителям предлагают взглянуть на мир глазами пернатых и узнать много нового: какое место в культуре разных народов занимают птицы, как взаимодействуют с людьми, как выживают, летают и «разговаривают». Разгадкой «птичьего языка» и займутся перформеры. И одновременно затронут темы экологии, невербальных коммуникаций и постпандемических рефлексий.

Долгожданная премьера главного русского оперного режиссера

В новом прочтении оперы Римского-Корсакова герой былин Садко оказывается современным молодым человеком в джинсах и джемпере. По сюжету он попадает в древнерусский парк развлечений, где ему предстоит пройти испытания волшебством. В монументальной постановке занята почти вся оперная труппа Большого, а декорации по эскизам пяти художников выглядят как один огромный конструктор.

Брусникинцы читают тексты Пригова в Зарядье

В основе site-specific проекта Алексея Вартанова — «Азбуки» Дмитрия Пригова, написанные в начале 80-х годов прошлого века. Составленные в алфавитном порядке изречения, с одной стороны, являют собой пример организованной структуры речи, а с другой — всем своим устройством эту организованность разрушают: уровень базовой матричной речи подвергается в них тотальной дискредитации. Спектакль — совместный проект фестивалей «Территория» и «Брусфест», а также Мастерской Брусникина.

Похожие подборки
Все подборки