Балет |
6+ |
Алексей Ратманский |
5 марта 2002 |
2 часа 50 минут, 2 антракта |
Фестивальный гриф насчет Масленицы пусть вас не обманывает — он для интуристов. Сюда хорошо бы подошли самовары из традиционного чаепития в холле «Астории» (организованный поход перед спектаклем). А капельдинерш следовало бы переодеть в сарафаны. Но Мариинский театр ограничился лишь пометкой в афишах, и это тот случай, когда его креативная вялость — к счастью. Бог весть чего они бы навыдумывали… Прелесть как раз в том, что спектакли на этом как бы «фестивале» — самые обычные, репертуарные. И артисты тоже.
Давным-давно мне случалось листать в Публичной библиотеке старые газеты и журналы. Знаете, где на одной странице, допустим, речь Столыпина, на другой пропал черный терьер, а на последней — Матильда Кшесинская танцует в ближайшей «Эсмеральде». Или такие: на одной странице речь товарища Сталина, на другой — увеличилась норма выработки угля, а на последней — Галина Уланова танцует в ближайшей «Жизели». Рутина, словом. И я представляла себе обывателя с поправкой на сто лет. Открывает, значит, газету. Пробегает глазами новости спорта. Читает рекламу «Перуина для рощения волос». Зевнув, закрывает. «Да ну, — думает, — Кшесинская в «Эсмеральде», тоже мне невидаль». От этой мысли у меня прямо голова кружилась. А ленинградский обыватель мог на неделе выбирать между Галиной Улановой, Натальей Дудинской и Вахтангом Чабукиани. И пойти в итоге вместо балета — на стадион.
Так вот. Рутина в балетной программе фестиваля «Масленица» сейчас ровно такого же уровня, порядка и качества. Грузинка Ирма Ниорадзе, одна из самых интересных трагических актрис сегодняшней Мариинки, станцует грузинку Зарему в «Бахчисарайском фонтане». В «Жар-птице» выйдет Екатерина Кондаурова — балерина экспрессивная, но крайне нестабильная; зато уж если все пройдет удачно, эту «Жар-птицу» вы запомните надолго. «Золушка» Ратманского прелестна тем, что высвечивает талант в каждом, кто попадает в спектакль. И хотя конкретно в этот раз состав исполнителей блеклый, «Золушку» в принципе испортить трудно.
А если домашний вечер с блинами и гостями прямо необходим, рекомендую пожертвовать для этих целей шемякинским «Щелкунчиком»: не жалко. Дело в том, что даже в очень хорошем театре в очень продуктивную эпоху должна соблюдаться процентная норма художественной неудачи. Это как раз шемякинский «Щелкунчик». Не говоря уж о том, что смотреть посреди Масленицы Рождество, мягко говоря, неактуально.