Висилицкий взял за основу «Жизнь с идиотом» Виктора Ерофеева, старую и довольно тошнотворную повесть, которая, по какому-то недоразумению, вдохновила Шнитке на оперу (на мировой премьере в Амстердаме в 1992 году дирижировал Ростропович), режиссера Рогожкина — на фильм и вообще приобрела славу «знакового явления русского авангарда». Любовный треугольник с идиотом, который он же и разрушает секатором (голову отрезают жене), эффектно смотрится на подмостках. Висилицкий оставил сюжет Ерофеева практически неприкосновенным, но, верный себе, поместил его в конгломерат цитат из других авторов. Письмо Татьяны к Онегину, монолог Маленького принца Экзюпери, отрывок из «Писательской дочери» Улицкой и «Америки» Кафки — на спектаклях Висилицкого немудрено почувствовать себя идиотом, но здесь это соответствует заявленной теме.
Драматический |
Михаил Висилицкий |