Жизель в интерпретации Матса Эка с рождения была немного не в себе, поэтому после соблазнения не гибнет, а оказывается в психушке. Этот балет шведский хореограф-провокатор придумал еще 20 лет назад, а в прошлом году выпустил в Лионской опере.
Балет |
Матс Эк |
Вообще-то, это пародия на классическую «Жизель» с ее припрыжками на пуантах, пейзанами, собирающими виноград, сумасшествием с горя по разбитой любви и покойницами, встающими из могил сразу в безупречные кордебалетные линии. У Эка вместо пышных кисейных юбок — обдерганные платьица, жакетки, беретики (и вообще, вместо пейзанской драмы — городской мещанский романс про то, как полюбил богатый бедную). Вместо знаменитой пуантовой диагонали Жизели — подскоки на корточках. Вместо романтического винограда — гигантские яйца как символ плодородия; психушка самая настоящая, а загробного мира нет, это просто опиум для народа. При этом в спектакле Эка столько блеска, юмора, ума, огня, нежности и страсти, что пародия превращается в любовное объяснение к классической «Жизели». Каковым и был замысел. Потому что невозможно не любить классическую «Жизель», если ты сам хороший композитор танцев. А Матс Эк именно таков. В первую очередь хореограф. А уж потом «постмодернист» — и далее по списку все ярлычки, которыми он за свои радикальные художественные взгляды обклеен, как чемодан после нескольких международных транзитных рейсов. Еще каких международных! Вот и сейчас: хореографию шведа танцуют французы на русской сцене.
Танцы Эка так прочно и давно хороши, что его работы расклевали труппы со всех континентов, превратив «хореографию Эка» из локальной шведской в глобальную — под стать IKEA. Но так же как IKEA все равно остается образцом шведского функционального мышления, так и хореография Эка — образцом шведского взгляда на семью как ветвистое древо добра и зла. Так на нее и надо смотреть, на эту «Жизель», — держа фокус где-то между «Фанни и Александром» Бергмана и «Девушкой с татуировкой дракона» Стига Ларсcона, но с прицелом на «Песнь о Нибелунгах», с которой, по-видимому, вся эта скандинавская река и берет начало. Не то чтобы у искусства Эка был эпический тон, но текст столь высокого качества неизбежно берет планку повыше, даже если это история про городскую девчонку, которая полюбила стокгольмского поша и попала в дурку.
Если же вам эта «Жизель» категорически не понравится, то, скорее всего, вам около пятидесяти лет и вы женщина. Оставьте балет в покое. Попробуйте полюбить мужское одиночное фигурное катание.
Хрень в палате №6.
Шел на «Жизель» Лионской оперы с интересом – каков он, современный балет в постановке одного из знаменитых хореографов. Да, конечно я прочел описание – и предвкушал что-то интересное.
Ушел в разочаровании.. Нет, ну современная трактовка «Жизели» - это в целом нормально (я не злостный ревнитель классики), но хотелось бы чего-то более интересного и захватывающего. А было – много суеты и беготни по сцене, ползанья и неспешной ходьбы. А интересного танца – мало, и то – почти все в первом акте.
Во время первого акта мысли были «временами даже вполне красиво, интересно что будет дальше», во время второго акта мысли были «когда уже эта хрень кончится и можно будет уйти» . Если в первой половине и правда было что-то интересное и неожиданное, красивое и интересное, было видно что это не поделка, а хорошая работа хореографа и хорошее исполнение, то после антракта…. Впечатление – что хореограф ушел совсем в «концептуализм» и за идеей, которую он хотел воплотить, забыл о собственно хореографии. Ну настолько мало было чего-то интересного…
(А может это реализация такая..)
В общем - впечатление среднее. Было видно, что есть потенциал у постановки, но конечная реализация откровенно разочаровала, и даже сверхмодернисткие находки вроде ползанья «личинок» в простынях и полное обнажение главного героя в конце – выглядят не очень уместными (после этого «ревнители морали», которые жаловались на стриптиз в «Травиате», должны просто замолчать со стыда).
Матс Эк, несмотря на всю свою самобытность и нетрадиционные формы в балете, всегда очень убедителен и органичен. После Эка невозможно представить, что можно ставить балет как-то иначе. Но проблема Эковской Жизели, которую сейчас показали в Музтеатре, в том, что она сохраняет обаяние, но не захватывает дух. То ли энергия вышла из постановки, то ли лионская труппа не прониклась, не знаю. И еще, конечно, фонограмма в оперном театре это тяжелое испытание...
Но все-таки, событие... Невозможно избавиться от влияния на подсознание всех этих эковских растопырор, раскоряк,проходов по сцене, сложившись вдвое, которые,казалось, публика слегка имитироала на улице после окончания спектакля...