Комедия, Премьеры, Пластический |
16+ |
Сергей Землянский |
8 марта 2025 |
1 час 30 минут, без антракта |
В театре Сатиры режиссер-хореограф Сергей Землянский загнал «Женитьбу» в формат полного физического театра, и это невероятный восторг и, как говорится, highly recommend ☺️
Представьте: классический сюжет, но ни единого слова. Только танец, гротеск и та самая гоголевская гипербола, но переведенная на язык тела.
Все персонажи получились нелепые и одновременно пронзительные, которые ни на минуту не замирали на сцене. В спектакле хип-хоп соседствует с обрядовыми плясками, буффонада с пантомимой, классическая музыка с кавером на песню Анны Асти. Не обошлось и без пародии на «энергосберегающие» танцы от подтанцовки Татьяны Булановой.
И гоголевская история про выбор и страх обрастает новыми смыслами, когда ее рассказывают без слов.
Подколесин (Станислав Буров) своим телом выражает всю свою нерешительность, а интриган Кочкарев (Тимур Тихомиров) плетет интриги одними бровями и пальцами. Агафья Тихоновна (Елена Ташаева) с кукольным румянцем и угловатыми движениями — это просто шедевр наивности и обреченности.
Вот так. Безмолвный спектакль оказывается на удивление многословным — если смотреть не ушами, а глазами. Все предельно ясно и понятно.
Комедия без слов
Этот спектакль нужно смотреть, не отрывая взгляд от сцены. Я (со своей привычкой делать заметки от руки во время действия) каждый раз жалела, что пропустила что-то интересное, потому что зал взрывался от смеха, пока я отвлекалась на записи.
Режиссёр Сергей Землянский создал удивительно выразительный хореографический
спектакль, в течение которого не произносится ни единой гоголевской реплики. Однако искрометное хореографическое действия о
совершенно невероятном глупом сватовстве Ивана Кузьмича Подколесина наполнено сатирой Гоголя до краёв.
И пусть мы не погуляли на свадьбе, потому как надворный советник опять сбежал, несмотря на охраняющих его двух бодигардов-купидонов, облаченных стрелами, крыльями и нимбами,
но повеселились мы на славу,
а сюжет о неуверенном женихе заиграл неожиданными красками.
Оказывается, лень и нерешительность Подколесина(Станислав Буров),
мечтательность и противоречивость Агафьи Тихоновны(Елена Ташаева),
самоуверенность и нахальность Ивана Фомича Кочкарева (Тимур Тихомиров),
заботливость и опеку тётушки Арины Пантелеймоновны
можно выразить через танцевальное искусство и пластику.
Знаете ли вы, что "сукно поприглядистее" и голую лысину "как коленка" можно показать посредством жестов? Вот и я не могла этого представить.
А тем временем спектакль вещал танцевальными диалогами, полилогами, звучал многоголосием пластических сцен.
Отвлекаться от сцены и сюжета не представлялось возможным:
Агафья Тихоновна летела на крыльях любви, сменяя кокошники-паруса и свадебные платья от Максима Обрезкова,
Дуняша(Лиана Ермакова) оказалась смешливой кокеткой, лишённой комплексов и притворства.
Под чары её харизматичной личности попали даже женихи, ведь не всякая служанка может станцевать нижний брейк и заводить патефон всем телом так, что заведется весь зрительный зал!
А сваха Фекла Ивановна(Надежда Филиппова) заправски манипулирует всеми, приукрашая достоинства и женихов, и невест. А если уж угостится вином, то и сама грезит романтическими отношениями.
В целом женский квартет (сваха- тётушка- невеста - Дуняша) представляет собой слаженный отпетый (вернее, оттанцованный) коллектив,
от которого не удастся скрыться никакому Подколесину.
Если не в данный момент, то в будущем - стопроцентно!
Женихи состязались не только за сердце Агафьи Тихоновны, но и за стулья в её покоях
(притом битва за стулья была более упорной).
Каждому из претендентов была дана возможность раскрыть своё сердце и намерения перед невестой.
Режиссёр создал для этого великолепный ход,
когда из глубины сцены выдвигается вертикальная платформа,
на которой, как в воздухе, парят актёры. Признание происходит через действие: например, прагматичного экзекутора Яичницу интересует только приданое невесты, которое он придирчиво сверяет с записями мерной линейкой (вплоть до кокошника Авдотьи Тихоновны). Вполне закономерно, что потом измерительный прибор превращается в милые рожки на голове расчётливого зануды.
Избранники покидают дом невесты стремительно, под звуки гоночного болида Формулы 1, ведь они поверили лживому оговору со стороны заинтересованного в исходе дела Кочкарева.
Кажется, что комедию о том, как "губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича" я знаю почти наизусть. Но финал именно этого спектакля мне показался оптимистичным, несмотря на карканье ворон и траурные кокошники барышень.
А завершающие поклоны оказались не менее изумительными, чем само действие: сольный танец был исполнен каждым из действующих лиц, и казалось, что на сцене выступают профессиональные танцовщики, а не драматические актёры.
Занавес раскрывался снова, и каждый выход актёров был похож на небольшой спектакль в спектакле.
P. S. Уже изучаю афишу театра Сатиры, чтобы вновь найти шедевральную постановку С. Землянского и пойти на спектакль, который заворожил.
Пьесу Н.В. Гоголя «Женитьба» Совершенно невероятное событие в двух действиях», думаю, знают все – если не по многочисленным и поставленным в разных стилях театральным постановкам (на моем счету их уже семь), то по фильму Виталия Мельникова, где незадачливую невесту сыграла Светлана Крючкова.
Она просто изобилует фразами, давно разошедшимися на цитаты.
А вот режиссер-хореограф Сергей Землянский рискнул поставить ее в свoeм фиpмeннoм cтилe «плacтичecкой дpaмы».
Ни eдинoгo cлoвa, тoлькo язык тeлa, кoтopым дpaмaтичecкиe aктepы пoд его руководством умудpяютcя cкaзaть публикe вcё!
Все постановки создаются Сергеем Землянским в сотрудничестве со сценографом и художником по костюмам Максимом Обрезковым и композитором Павлом Акимкиным. Я уже смотрела созданные этой талантливой командой изумительные постановки («Демон», «Калигула», «Арбенин. Маскарад без слов»), но все равно не представляла, как в «Женитьбе» можно обойтись без слов. Оказалось, что очень даже можно!!! Получилось невероятно интересно, образно и стильно!!!
И что еще очень ценно – все спектакли Землянского абсолютно разные и для каждого он находит свою, уникальную, пластику. В этот раз ставка была сделана на гротеск и клоунаду.
Пepeдaть юмop в движeнии – это cлoжный пpoцеcc, но артисты театра Сатиры блестяще с ним справились. А ведь перед ними стояла, ох, какая нелегкая задача – и драматически проживать свою роль и, в то же время, следить за техническим ее воплощением! Актepы всe вpeмя нaхoдятcя в движeнии, при этом, еще и танцуют – в cпeктaклe ecть и coвpeмeнные тaнцы хип-хoп, и aутeнтичныe oбpядoвые. Наблюдать за их игрой было одно удовольствие!!! Для кого-то это был первый опыт, а кто-то уже был задействован в его «Арбенине».
Гоголевскую невероятную историю «о зигзагах любви и о том, как выбрать подходящего для жизни партнера», Сергей Землянский рассказал менее, чем за два часа и в одном действии.
(Отзыв Смирновой Елены)
Очень красивый спектакль. Слов в нем нет, но действие очень выразительное. Невероятные костюмы с элементами гротеска, чувственные пластические элементы и пантомимы. Мне напомнило шедевры классического немого кино, только вместо черно-белого сюжета здесь картинка оформлена ярко с большим вниманием к деталям. Очень удачно подобрано звуковое сопровождение. Спектакль, в котором не столько увлекает сюжетная линия, сколько возможность получить эстетическое наслаждение и посмеяться.
Комедия без слов! Пластический спектакль, в котором актеры раскроют историю о браке по расчету, без любви
Совершенно невероятное событие! Когда замуж невтерпеж, жениха для Агафьи Тихоновым поможет найти сваха Фекла Ивановна. Купеческая дочь выбирает аж из 6 женихов, но цель замужества выйти замуж не по любви, цель повысить статус и стать дворянкой.
Во сне видит свою будущую невестку главный герой Подколесин, чиновник, нерешительный и ленивый по характеру, но грезит о женитьбе. Благодаря стараниям свахи и друга Кочкарëва произойдет знакомство с невестой, даже симпатия между ними возникнет и предложение руки и сердца.
А вот будет свадьба или нет увидите на спектакле!
Только мимикой и пластикой тела актеры играют, проживают свои роли. Дополняют их игру, акцентирует на персонаже, созданные Максимом Обрезковым образы для актеров - грим, переменный с дымковской игрушки и костюмы.
И связующим звеном в спектакле выступает музыка - фольклор, деревенские песни и современная электронная.
Спектакль яркий, остроумный, пластичный и вне времени, пьеса Н. В. Гоголя актуальна сегодня.