Москва

Все отзывы о спектакле «Заповедник»

Рецензия Афиши

3
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 502
18 августа 2009
Довлатов, растасканный на анекдоты с участием Пушкина

На то, чтобы с оглядками, оговорками, оправданиями и филигранной самоиронией описать свои непростые отношения с женой, Довлатов в свое время потратил половину страниц повести. Режиссеру Сенину тонкости претят. На сцене между бюстом Ленина и портретом Гагарина снует Пушкин на тоненьких ножках (Олег Федоров): он организует дуэль женщины и мужчины. Актриса Анна Ковальчук (жена героя) стреляет в артиста Артура Ваху (герой, писатель Борис Алиханов, двойник Довлатова) и убива­ет его. Просыпается писатель уже в элизии, музее-заповеднике «Пушкинские Горы», где его спешат окружить местные музы и друиды — хранительницы наследия и экскурсоводши. В «Заповеднике» у Довлатова эти служительницы культа Поэта описаны с нежным юмором. «Виктории Альбертовне можно было дать лет сорок. Длинная юбка с воланами, обесцвеченные локоны, интальо, зонтик — претенциозная картинка Бенуа. Этот стиль ­вымирающего провинциально­го дворянства здесь явно и умышлен­но культивировался», — характеристика ­героини, роль которой поручена Лари­се Луппиан, вроде бы совсем уничижительная. Но за ней следует диалог ­Али­ханова и Виктории, который значительно меняет первое впечатление. И дело тут, определенно, в довлатовском взгля­де на мир — невесть откуда взявшемся в советские 70-е пушкинском романтизме при абсолютно трезвой оценке реальности.

Режиссер же каким-то непостижимым образом уговорил актрис играть карикатуры — без имени и, в общем, без судьбы. Одна немилосердно кривляется, другая, говоря по телефону, занимается рукоблудием (из пышной мечты отставника заведующая экскурсионным бюро превратилась в пародию на Юлию Тимошенко), третья картавит и закатывает глаза. Еще удивительнее, что Сенин умудрился склонить старожилов труппы Владимира Матвеева (хозяин дома, алкаш дядя Миша) и Елену Маркину (официантка Зина Бисмарк) к работе, для которой таланта нужно не больше, чем у массовика-затейника. Но у них в спектакле — пара эпизодов. А вот Артур Ваха вынужден отдуваться по полной. Дела идут еще ничего, когда от него требуется выстреливать весомыми довлатовскими фразами в конце эпизодов под смех публики. Но когда текст требует серьезных постановочных решений — например, в сцене беседы писателя с майором МВД, — спектакль держится уже только индивидуальным мастерством. В данном случае не Вахи (ему ни слов, ни действенных задач не досталось), а Евгения Филатова, майора Беляева, у которого в столе — водка и огурец, а в инсценировке — не тронутый Сениным сочный довлатовский монолог. Остальным участникам спектакля ­уте­шением может служить лишь то, что и Пушкину режиссер отвел роль низкопробного шута.

5
0
5
Оксана Васько
493 отзыва, 693 оценки, рейтинг 81
23 февраля 2015

"Заповедник" в театре им. Ленсовета - это яркий пример того, как плохая режиссура может испортить интересное произведение и "втоптать в грязь" талантливых актеров с их блестящей игрой.
Повесть «Заповедник» Сергея Довлатова - одно из значительных произведений автора.
«Заповедник» рассказывает о специалисте, устраивающемся на работу в Пушкинский музей в Михайловском, а если конкретно.... "Заповедник" рассказывает о Сергее Довлатове, который работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом.
Актуальность данного произведения в нашей стране очевидна, книга издана в России уже после смерти автора (1990 год), но все, что происходило тогда, точно также происходит и сейчас
К просмотру не рекомендую именно из-за бездарной режиссерской работы

1
0
3
zupahero
23 отзыва, 216 оценок, рейтинг 24
9 апреля 2013

Ужасная постановка. Невозможно смотреть без слез, что сделал с текстом Заповедника режиссер Сенин. От спектакля остается ощущение, что ты перенесся в областной драматический театр. Большинство актеров чудовищно переигрывает. Кастинг тоже вызывает много вопросов, такое ощущение, что на большинство ролей актеры подбирались по остаточному принципу, да сама интерпритация текста очень поверхностная.
Текст Довлатова, который рождался от боли переживания, невозможности реализоваться как писателя превращен в фарс.
Единственное на кого приятно было смотреть это актер Новиков, лишний раз убедился в том, что талантливый артист всегда найдет "краску" для своей, пусть даже небольшой роли. Ну и сцена со следователем тоже ничего.
Кстати в сценах с матерщиной, собственно мат можно было безболезненно исключить, чтобы не шокировать зрителей, уверен, что спектакль при этом бы ничуть не пострадал. Я думаю, что такое буквальное воспроизведение текста в данном случае не очень уместно, что опять-таки говорит об очень поверхностном восприятии текста режиссером.
Почитал остальные отзывы - большинству нравится, такое ощущение, что люди пишущие рецензию либо не читали Довлатова, либо не поняли трагедию его переживаний.
В общем ставлю оценку ПЛОХО.

3
0
9
Шквал Спб
33 отзыва, 40 оценок, рейтинг 23
27 ноября 2011

Наверное редчайший случай, когда театральная постановка лучше самого оригинала. Ковальчук, Ваха, Луппиан и остальные переносят зрителей в Заповедник.Респект Василию Сенину. Он поймал довлатовскую тональность и довел ее до совершенства. Ваха очень органичен. Лучший спектакль театра Ленсовета за последнее время.

0
0
7
Наталия Sytnik
4 отзыва, 11 оценок, рейтинг 9
6 октября 2010

Ходила два раза. На премьеру и недавно. Есть на что посмотреть и знакомому с сюжетом зрителю. В театре этом в последнее время сняли несколько хороших спектаклей, так что советую идти и срочно…

0
0
7
Sclera
5 отзывов, 32 оценки, рейтинг 9
21 сентября 2009

Весьма противоречивый спектакль...У режиссера свое понимание произведения Довлатова...Дуэль Тани и Бориса, появление Пушкина, исполняющего роль второго "я" автора, кажутся неуместными..игра главного героя и его коллег грубоватой...а шутки придают ощущение, что на сцене своеобразный фарс...но...диалог Потоцкого и Митрофанова, ищущих истину в вине..смятение, отчаяние и прощальная песня Тани, в изумительном исполнении Анны Ковальчук...монолог майора Беляева, замечательно сыгранный Евгением Филатовым...атмосфера безысходности и обреченности вокруг Бориса...все это неуловимо складывается в цельную картину...да, это то же Довлатов, тот же "Заповедник", но с другой, необычной, точки зрения..."Каждый прожитый день – ступенька в будущее. И все ступеньки одинаковые. Серые, вытоптанные и крутые… Я хочу прожить еще одну жизнь...Это будет неожиданная драма…"(С.Довлатов)

1
0
7
Anna
15 отзывов, 23 оценки, рейтинг 6
8 марта 2016

Посмотрели спектакль с удовольствием. Все прекрасно играли и материал очень достойный. И весело и грустно. Немного затянут второй акт: динамику потеряли. Но в общем и целом- очень запоминающийся спектакль в исполнении талантливых артистов.

0
0
1
Наталья Алексеева
9 отзывов, 21 оценка, рейтинг 4
1 апреля 2014

Тяжёлое впечатление. Денег не жалко, жалко убитого времени. НИЧЕГО интересного и полезного для себя не почерпнул. У режиссёра, видимо, не стояло такой цети вообще, - чтобы зритель ушёл с каким-то духовным багажом из театра. Цели постановки тогда не совсем ясны. При этом, зал смеялся. Я, может, тоже бы смеялась, если бы перед этим не прочитала текст. Ужасно!! Разобрали красивое произведение на анекдоты и сунули на потеху! :((( Какое неуважение к автору! :((( Зрелище рассчитано на принципиально нечитающую публику, и которая и не возьмёт после этого Довлатова в руки.
А хотелось бы, чтобы режиссёр нам, нечитающей публике, показывал идею этого произведения, его во всей красе, так, чтобы мы САМИ захотели его прочитать или перечитать! А нас ещё сильнее запихивают, заталкивают в беспросветную серость и бескультурье. Не буду говорить спасибо. В такие моменты становится жалко хороших артистов, с которыми можно было бы поставить прекрасные и очень нужные произведения. Того же Довлатова, но так, чтобы зритель вышел из театра и как-будто впервые увидел и город свой и себя, и то, что вокруг происходит, и то, какая жизнь сложная, но прекрасная штука!

0
0
9
Антон Богуславский
3 отзыва, 8 оценок, рейтинг 2
20 ноября 2011

После просмотра данного спектакля, осталось двоякое впечатление:
С одной стороны - отличные декорации, отличный свет и даже звук, хороший подбор актёров. Да и сам сюжет очень интересен - всё же ни кто то там писал - а Довлатов!
Декорации разнообразны и очень насыщены.

Но с другой стороны - есть явные промахи постановки, которые я уверен не понравяться 90% театралов - как то: -актуры курят на сцене(настоящие сигареты, не бутафория)
-мат, хоть его и было немного,но неприятно и ещё вызвал отвращение момент с, извините, ссущим актёром! прямо на сцене! хорошо хоть спиной стоял, не знаю, шланг ли у него в штанине был, или он действительно мочился - но зрелице противное.

Но даже не смотря на эти минусы - я ушёл из театра с отличным настроением.

0
0
5
Sun_flower_
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
24 февраля 2010

Отправила на спектакль папу с мамой. Папе в принципе понравилось - хорошая игра актеров. Маме категорически нет - из-за того, что постоянно курили и ругались матом. Чернуха.

2
0
1
ирина петрова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
7 ноября 2012

Очень слабый спектакль. Ни Довлатова, ни Пушкина, ни театра. И ерничество смотрится бесталанным. Ощущение моральной отрыжки, жалко времени и даже денег.
ТАК цитировать Пушкина, как эти несчастные актеры, наверное, трудно.Неужели все они разделяют мнение режиссера?

1
0
9
Мария Лев
1 отзыв, 4 оценки, рейтинг 1
1 апреля 2010

Замечательный спектакль. Своеобразный, немного фарсовый, но некоторые моменты очень удачны. Монолог майора Беляева, безусловно, момент пробуждения Алиханова после алкогольного сна, музыка подобрана совершенно потрясающе. Но, в любом случае, смотреть это стоит лишь тем, кто читал Довлатова. Остальные ни бельмеса не поймут. Все им будет мутно и неясно.
Вообще же для меня творчество Довлатова - пробный камень. Обязательно всех новых знакомых заставляю читать. Что-то вроде лакмусовой бумажки.

1
0
9
Hibou
2 отзыва, 5 оценок, рейтинг 1
30 июля 2009

Вчера я была там…
Люблю Довлатова, «Заповедник» же - одно из самых душевных произведений. А по сему, как увидела афишу, поспешила за билетом.
Ушла я из театра в прекрасном настроении. Это замечательный спектакль, для меня его не смогли испортить даже громкие замечания пожилого зрителя, сидевшего двумя рядами дальше, о том, что «такого он у Довлатова не помнит». Дело совсем не в этом
(не в буквальном следовании тексту автора, тем более, что тот писал вовсе не пьесу!),
а в потрясающей атмосфере.
Дуэль Алиханова и Тани, где Пушкин изящно подносит револьверы… Замечательный танец Тани и Александра Сергеевича… Красивые инсталляции… Всё это вместе создает настроение, настроение того самого абсурда и некоторого безумия – настоящего театра.

Только один момент меня расстраивал, а вернее держал в напряжении, большую часть спектакля: множество диалогов происходит на диванчике и за столом, которые расположены ближе к рампе. Никакого возвышения в этой части сцены нет, зал же театра им. Ленсовета спроектирован без наклона, поэтому, чтобы увидеть лица актеров, приходилось постоянно вытягивая шею то вправо, то влево, а уж с моим скромным ростом :))
В общем, неблагодарное это дело - советы давать, но все же я осмелилась бы посоветовать хоть чуточку приподнять эту часть сцены, естественно не нарушая разделения на передний и задний планы за счет сильного подъема задней части сцены.

Но это все мелочи. А важно то, что всем, с кем уже успела перемолвиться, посоветовала этот спектакль посмотреть. Хотя бы ради хорошего настроения!

P.S. Дома захотелось пересмотреть «Иванова и Рабиновича» по Кунину (тоже, кстати, варианта далекого от дословно авторского:)), где Артур Ваха замечательно сыграл Арона Иванова.

1
0
1
Ася Ханазарян
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 0
16 ноября 2015

Что я могу сказать об этой постановке? УЖАСНО!
Я ушла в начале второго акта, невозможно смотреть!
Жалко было свое потраченное время.
И театр жалко, который превратился в одну сплошную коммерцию.
У меня все.

0
0
9
Игорь Рожанский
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
20 февраля 2013

Спектакль 14.02.2013 очень понравился, он определенно превзошел мои ожидания. Атмосфера довлатовского "заповедника" оказалась неожиданно превосходно воспроизведена, и постановка и игра актеров замечательны. Конечно не всё из романа вошло в спектакль, но роман же не пьеса, а основное - вошло. Я читал рецензии перед походом и, думаю, что часть негативных рецензий написана теми кто не читал "Заповедник" или кому он не нравится. А остальным лично я искренне рекомендую сходить. Из замечаний пожалуй только одно - на мой взгляд, слабоватый Пушкин, можно было бы как-то сочнее. Искренняя благодарность режиссеру и актерам за этот спектакль!

0
0
9
елизавета куликова
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг -1
17 февраля 2012

спектакль отличный! Прекрасная Оксана Базилевич! спектакль настоящий, искренний. Тот вариант, когда наконец то на сцене нет театральщины, хотя исключения есть, это Луппиан. По её игре становится очевидна её мёртвость, как актрисы. Она делает квн, который здесь не к месту. Очень хорошая и яркая работа у Екатерины Лопатиной. Актриса просто великолепно играет и в тех сценах, где у неё нет слов. Но она так хорошо играет, что не оторваться! Ещё очень понравились Н.Федотова и О.Муравицкая, Цурило, Матвеев и Куликов великолепная парочка, Маркина. И конечно же ВАХА. Рекомендую всем смотреть, не пожалеете. Спектакль вам запомнится!!! А по-поводу мата скажу, что это есть у Довлатова и режиссёр большой молодец, что не изменил Довлатова и он прозвучал со сцены как есть. В конце концов в жизни он тоже есть.

0
0