Драматический, Классическая драма |
16+ |
Юрий Грымов |
14 февраля 2018 |
1 час 40 минут, без антракта |
После Станиславского только Грымов осмелился показать этот спектакль в Москве, хотя сюжет с политическими интригами актуален до сих пор. Более 100 лет Шекспировского «Цезаря» не ставили в театрах, но теперь его можно лицезреть в «Модерн».
К некогда запрещённой трагедии подошли ответственно, немного купировали, но не переписывали и не добавили ни одного слова. Художник Ирэна Белоусова (дважды лауреат «Золотой маски») создала костюмы, условно относящиеся ко временам действия пьесы, к дизайнерам современности отсылают облачения героев во втором действии. Сцена же преваращается то в Сенат, то в подиум для моделей, то в Форум в центре города; висящий на стене лик Цезаря оказывается этикеткой на флаконе парфюма, а в руке героя оказаваются одновременно меч и микрофон — так получается, что история вне пространства и времени.
В борьбе за трон против Юлия Цезаря организован заговор завистником Кассием, к нему примыкает и друг Цезаря — Брут, который возможно стал бы преемником Юлия, но не смог, а может и не хотел, противостоять патрициям. Великий полководец чувствует нарастающее волнение и может избежать расправы, но всё равно идёт к ней. Возможно ценой своей жизни он хочет защитить народ, который является главным героем пьесы, жертвой политических игр, игрушкой в руках заговорщиков.
Очень понравился актёр Игорь Яцко, исполняющий роль завистливого Кассия, он как паук, выбирающий чуть потемневшие души, опутывающий их своими сетями и впрыскивающий яд. А его опасная игра с ножиком-бабочкой словно предупреждение, что приближаться не стоит. Пётр Ступин — это Цезарь, которого я никогда не представляла таким: уставший, готовый отказаться от власти, но доверяющий. Интересно режиссёр показал образ Кальпурнии (жены Цезаря), женщину играют сразу четыре актрисы, они со всех сторон окружают супруга заботой и переживают. Юрий Анпилогов своей харизмой поразил меня ещё в спектакле «Nirvana», здесь у него тоже большая и сильная роль, он сомневающийся и мечущийся Цаска.
Спектакль запоминается игрой света и теней, свистом хлыстов и гулом труб, которые через секунду становятся столбами для распятья; в первом отделении много диалогов, второе кажется более динамичным. Стоит посмотреть этот могучий диалог величайшего классика с современным зрителем, сюжет которого будет перекликаться ещё тысячи лет, ведь людские пороки едва ли удастся когда-либо искоренить, а народ — это толпа, она карает или превозносит, но ею всегда кто-то руководит.
Удалось посетить театр под руководством замечательного кинорежиссёра Юрия Грымова, посмотреть "Юлий Цезарь" и даже поснимать в интерьере театра. Обилие буфетов, украшений и мягких диванов впечатляет и подкупает. Хорошо оформленный - лаконичный зал не отвлекает от действа. Что же хочется сказать о самом спектакле.
1) Необходимо отметить потрясающий, для несовершенного в техническом оснащении Российского театра свет и всё световое оформление спектакля! Чувствуется рука мастера ( режиссёра спектакля), который видимо сам выставлял всю световую партитуру спектакля. Замечательное световое решение растворило все видимые швы на теле спектакля, подчеркнуло сюжет, героев, события, мысль, идею, тему и так далее. Это сильно порадовало.
2)Звуковое решение: не только всё видно, но и всё слышно, это тоже большое достоинство данного спектакля. Актёры большие молодцы не потеряли ни одного слова и сообразно данному каждому из них дарованю пытались донести мысль автора (В.Шекспира) и режиссёра - постановщика (Юрия Грымова).
3) О каждом из актёров и исполненных ими персонажах можно говорить много и долго, о каждом. Все разные и трактуют материал великого англичанина по разному, сообразно своему таланту, и, как я понял статусу в театре. Кто - то смог впрыгнуть в материал, идею, задачу, эпоху, кто - то был близок, а кто - то честно пытался это сделать. Честно пытался - это уже хорошее определение для профессионального актёра. Но должно отметить, что актёр Юрий Анпилогов, не только пытался, но и далеко оторвался в этом от своих коллег. Это приятно порадовало. Для меня именно он задал тон всему первому акту и именно он довёл понятие Профессионал до понятия Художник. Именно через сыгранного им персонажа я начал понимать происходящее на сцене и полностью включился в действо. Именно исполненный им персонаж позволил мне оторваться от нашего пустого, пошлого и гнилого бытия и впрыгнуть в эпоху и само произведение. Большое ему за это спасибо. Чудо именуемое магией театра по его милости произошло! Видимо актёрская Школа М.Х.Т. в этом сильном парадоксальном актёре проявила себя воочию. Советую всем любителям хорошего театра ходить на спектакли с этим замечательным актёром.
4) Порадовали актёры игравшие второстепенные роли. "Парки" , "Фурии", и " Сирены" и "Грации" (заведомо неправильно названные мной персонажи), в исполнении актрис театра завораживают и радуют глаз. Должно заметить, как бережно и ненавязчиво они поданы режиссёром постановщиком и вообще, та загульная и распутная жизнь знати Рима тех далёких эпох, с их излишествами, оставлено за "кадром" (за сценой), что само по себе замечательно!
5) Порадовала внутренняя дисциплина актёров, котрые на высшем уровне вписывались в довольно сложную сценаграфию и всегда были на своих местах и мизансценах, которые часто напоминали перекрасные картины великих мастеров прошлого.
6) Интересно подобранная музыка несомненно помогла современному восприятию происходящего на сцене, а тонко поданные режиссёром аналогии персонажей с современными политиками и современными политическими, социальными реалиями, дали возможность фонтазии подставить своих реальных политических персонажей и порадоваться возмездию, которое их ждало в конце сей поучительной истории!
7) Самыми вкусными и безупречными были сцены в которых режиссёр воссаздал реальную физику бытия. А именно все сцены с льющейся водой, реальным "чаепитием" в банях, омовением рук и так далее. Магия реального физического, психофизического действия завораживает, условность же театра, не подкреплёная гением личности актёра (конкретного актёра) зачастую ведёт к пустой созерцательности зрителем.
8) Существуют незыблимые каноны драматургии. Что по настоящему движет человеком, какие три понятия незыблемы и касаются каждого, в любом возрасте и в любую эпоху? Что главное в любом художественном произведении? Всё, о чём бы мы не писали! Всё, о чём мы бы ни ставили и не играли где либо и когда либо, при глубоком препарировании выявит одну закономерность. Три составные части темы и движущей силы любого произведения: Любовь, Одиночество и Смерть. Если Художник пишет о Любви Одиночестве и Смерти, он обречён на Бессмертие. Если режиссёр учитывает эти три понятия - он обречён на успех. Всё остальное, это пустая литература, пыль, и мишура! В спектакле "Юлий Цезарь" режиссёр затрагивает три эти темы и если бы они порою не терялись в других, мене значимых и производных от главных, то спектакль " Юлий Цезарь" был бы уже гениальным и обречён на бессмертие!
8) Общее впечатление о спектакле Положительное. Материал очень сложный, очень! Сам В. Шекспир в своё время запутался в нём. Все службы театра отработали честно и много больше от того что они получают за свой труд, это опять же порадовало и повлияло на общее впечатление о театре, труппе и спектакле. Что касается понимания материала актёрами проживавшими жизнь главных персонажей, то им вообще повезло, они счастливые люди. Я бы сказал, что они только в начале пути к пониманию своих персонажей и у них есть возможности роста, от сцены к сцене, из спектакля в спектакль, и постепенно достичь гения В. Шекспира.
Любите театр и Ходите в театр!
Спектакль "Юлий Цезарь" в театре "Модерн", на мой взгляд, некий симбиоз классического прочтения Шекспира и Грымовской интерпретации оригинала с упором на современность, которое побуждает вас задуматься над многими извечными вопросами: где та грань, когда сильный и любимый правитель превращается в ненавистного диктатора, можно ли совершить предательство близкого тебе человека ради общего дела и из благих намерений, как исчезает благородство крови, кто управляет толпами, и может ли смена строя принести хоть кому-то настоящую свободу и счастье или же над рабами просто сменяется хозяин?
Красивые костюмы, яркая актерская игра, острая политическая драма с нетривиальным существованием исторических персонажей в смешано аутентичных и современных декорациях будет интересна всем политически активным гражданам зрелого возраста.
Ввиду контекста истории, на мой взгляд, тема борьбы за власть больше заинтересует мужскую часть зрителей, ни одного яркого женского персонажа здесь вы не найдете... хотя женщины, конечно, на протяжении всего спектакля на сцене активно присутствуют.
Не все режиссерские решения я смогла понять и считать ясно, некоторые приемы вызвали вопросы, захотелось дополнительной расшифровки, но тем не менее, спектакль колоритный и равнодушным зрителя не оставляет.
В "Модерне" не в первый раз и сюда хочется возвращаться, каждая постановка чем-то удивляет.
Обожаю Модерн и Юрия Грымова!
В Модерне была уже не один раз, мне нравится этот театр, нравится то, что там творится на сцене.
Посмотрела очередной шедевр от Юрия Грымова - спектакль "Юлий Цезарь". Никогда не думала, что можно так преподнести Шекспира, да ещё и сделать такой "политический' спектакль прямо накануне выборов президента)
О чем же этот спектакль? Он даже не о Цезаре, он о человеческой алчности, предательстве, лживости, об искусстве управления людьми.
Отличная постановка, режиссер удивляет (впрочем, как всегда) нестандартными, "нетеатральными" штучками. Яркая музыка, игра света, дерзкое и уверенное музыкальное сопровождение.
Вообще, когда смотрю спектакли Юрия Грымова, это всегда что-то невероятное! Так и с Цезарем. В первом акте все более-менее похоже на Шекспира, но второй акт настойчиво указывает на сегодняшний день. Люди в строгих костюмах, подмена понятий. А вот оригинальный текст, вместе с тем, сохранен. Как удивительно можно "переиграть" Шекспира, полностью сохранив при этом его текст.
Мне очень понравилась такая вот современная интерпретация. Безусловно, Шекспир жив и сейчас, и все, что есть в его "Цезаре" есть в нашей современной жизни. Люди боготворят своего "царя" до тех пор, пока кто-то не одурачить их и не одурманит своим ораторским искусством, и этот круговорот бесконечен. "Вершки" дерутся за власть, соревнуясь в ораторском искусстве, а "корешки" верят каждой красивой речи. Так было и есть и будет.
Спектакль очень сильный эмоционально,! Если первый акт смотрится довольно спокойно, то второй акт уже более стремительный и яркий. На сцене вперемешку люди в костюмах современности и платьях времён Цезаря, что окончательно переплетает нити времён. Если первый акт постепенно вводит в курс, то после антракта время пролетело просто мгновенно, смотрится второй акт на одном дыхании!
В целом потрясающе!
Впервые оказалась в театре "Модерн" и попала на премьеру политического спектакля Юрия Грымова "Юлий Цезарь".
Говорят, что эту пьесу Шекспира не ставили в Москве более сотни лет. Тема борьбы за власть вечна, но именно сейчас пьеса особенно актуально и современно звучит - на носу президентские выборы, смена власти в пьесе тоже происходят в марте.
Постановка "мужская", жесткая, лаконичная, без сантиментов. Показан жестокий мир политических игр, оппозиций, противостояний. Показано, как подводятся теории под преступление и .совершаются манипуляции над сознанием масс.
Равнодушным спектакль не оставит, в нем много пищи для размышлений.