Комедия, Драматический, Танцевальный, Музыкальный, Моноспектакль |
12+ |
Георгий Иобадзе |
12 ноября 2023 |
2 часа |
Чуть более 60-ти лет назад вышел роман Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»и почти сразу стал классикой советской грузинской прозы. По книге был снят одноименный фильм в 1963 году. Это история о мальчике по имени Зурико Вашаломидзе из небольшого грузинского села, его бабушке и соседях-односельчанах, с которыми происходят курьезные и порой трагические житейские ситуации, не оставляющие никого равнодушными.
В наше время история могла бы и забыться, но Геогрий Иобадзе вдохнул в неё новую жизнь в виде моноспектакля. И кому, как не сыну грузинского народа, воплощать на сцене национальную классику?
Георгий в грузинской папахе под аккомпанемент грузинского музыкального коллектива воссоздаёт на сцене сценки из сельской жизни 40-50 гг., перевоплощаясь во всех героев сразу.
Вот шалопай Зурико не хочет идти в школу и они с бабушкой вызывают врача, чтобы получить справку. Врач, не будь дураком, всё быстро понимает и устраивает эффектную сценку с разоблачением симулянта.
Или вот в следующей сцене наш Зурикела вместе с дядюшкой Илларионом отправляются на охоту, где после привала, щедро сдобренного вином, вместо зайца подстреливают любимого пса мальчика Мураду. Вечером на похоронах собаки их настигает телеграмма от старого друга Илико, который и жалеет, и проклинает обоих горе-охотников.
Сценки эффектно подкрепляются грузинской лезгинкой, и вот папаха — уже и не папаха вовсе, а тот самый подстреленный пёс по имени Мурада. А мальчик Зурико — уже не мальчик, а юноша, который впервые влюбляется или впервые на сельском собрании удивляет мудростью не мальчика, но мужа)
История взросления мальчика-сироты, показанная через характеры близких и друзей, местами заставляет и от души посмеяться и кое-где задуматься и даже взгрустнуть. А грустить, как известно, всегда лучше под мелодичные грузинские песни. И тут Георгий Иобадзе тоже не подкачал.
А еще невозможно не почувствовать эту безусловную любовь, которую герои испытывают друг к другу. Ею пропитаны даже самые темпераментные их баталии в стиле Кустурицы)
Как сказала бабушка Зурико:
«Уста мои проклинают, а сердце благословляет тебя...»
Душевность и добрый юмор в разговоре о вечных ценностях — вот, что делает эту историю универсальной и такой нужной для всех.
«Я, бабушка, Илико и Илларион» я конечно же читала в детстве. «Макулатурная» книга Нодара Думбадзе до сих пор стоит у мамы в книжном шкафу. Это — первое знакомство с Грузией. Грузия там совершенно нереальная, мифическая, примерно как Древняя Греция. Кипят такие же страсти, только не на Олимпе, а на педсовете в сельской школе или на колхозном собрании. И односельчане сироты Зурико в пафосе приближаются к древним богам.
Этой осенью в Градском-Холле (и не только!) пройдут показы спектакля, который создал по мотивам романа актёр театра и кино Георгий Иобадзе.
Мы сходили недавно, я под ОЧЕНЬ большим впечатлением. Спектакль очень добрый и удивительный.
Один человек на сцене 1,5 часа. Он — Зурико, и бабушка Ольга, и все соседи, и верный Мурада. Он танцует, совершенно невероятно, как настоящий грузин, и поет. И рассказывает.
Мы смеялись почти непрерывно, и я чуть не плакала в некоторых сценах. Прекрасный спектакль, люди на сцене (Георгий и коллектив музыкантов), музыка.
Мы ехали и я всю дорогу напевала, и в квартиру вошла под «Там-дари-дари-дам-дам....» :) Очень добрая сказка.
Я очень рада, что посмотрела спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» по одноименному роману грузинского писателя Нодара Думбадзе. Режиссер, автор сценария, хореограф и актер в этой постановке один — Георгий Иобадзе.
На полтора часа рассказ Георгия переносит нас в предвоенные годы, в маленькую грузинскую деревню.
Очень интересно было наблюдать за преображением актера из одного образа в другой, это был и «прохвост, шалопай, бездельник» Зурико, и бабушка Ольга, и Мэри, в которую влюблен Зурико, и пес Мурада, и соседи Илико и Илларион, и даже заяц. Особенно часто сменялись образы во время деревенского совета и педагогического собрания — это было очень увлекательно.
Не могу не написать про танцы, это прекрасная часть спектакля, их хотелось бы больше — мне очень нравятся кавказские танцы, а здесь они были удивительные!
Из этого сочетания рассказа, танцев и песен сложился очень добрый, душевный и я даже сказала бы теплый спектакль, который не хотелось, чтобы заканчивался. Во время него успеваешь и погрустить, и посмеяться, и погрузиться в национальную атмосферу.
Не в первый раз на этом спектакле. Но хочется возвращаться. Да не одной, а друзьям показать!
Моноспектакль. Мало того Георгий Иобадзе к тому же и сам себе режиссёр, и сам себе хореограф.
Я видела этот спектакль на крохотной "сцене" арт-кафе театра на Юго-Западе. И тогда актёру явно не хватало простора, но зато он был так близко к своему зрителю! И вот теперь "большая" сцена того же театра. Ну, понятие "большая", конечно, тоже условно - но танцы теперь явно полётней смотрятся, да и Мураде есть где побегать. И риска "вылететь" на руки зрителям гораздо меньше. Хотя вот я не уверена, что зрители были бы недовольны :-))).
Но в каком бы пространстве не шёл спектакль - он одинаково очаровывает зрителей.
По факту на сцене лишь один Георгий, но героев множество!! И бабушка, и Илико, и Илларион, и доктор, которого не проведёшь, и физрук с сигаркой, и грызущий ногти учитель математики, учитель химии, немного смахивающий на Эйнштейна и со странными наклонностями в любви. Тут же стройная красавица Мэри. Но мой любимчик - это Мурада! Верный пёс мальчика Зурико (это главный герой, если вдруг кто не понял). А как пёс шикарно говорит "про себя" (не "о себе" прошу заметить)! А какой он скромняга на поклонах!! Иобадзе прекрасен во всех образах! Даже эхом, бьющимся меж гор в попытках вырваться на простор!
А какая трогательная история была рассказана в конце спектакля?.. Пластика замечательная! Но и истории Нодара Думбадзе рассказаны с такой любовью и нежность, так трогательно!
То смеёшься, то еле сдерживаешь слёзы...
На самом деле ощущение, что оказался в солнечной горной Грузии. Даром что на сцене из реквизита лишь гитара.
С первых звуков, нет, с самого первого трепетания кончиков пальцев Георгия Иобадзе я перенеслась в Грузию. Услышала журчание горной речки, увидела вершины гор и ощутила притяжение этой прекрасной страны. Как мало для этого надо- темный зал, музыка, зажигательный танец..и как много- яркий талант Артиста.
Спектакль "Я, бабушка, Илико и Илларион" очень камерный- темная небольшая сцена (до недавнего времени он шел в Арт-кафе), стул, гитара и папаха, которая пес Мурада. И Гика (так ласково зовут Артиста коллеги и зрители) Иобадзе. Монолог-рассказ Зурико о своей жизни- бабушке, друзьях-соседях, о первой любви, он пронизан безмерной любовью к своей Родине, к людям и миру. Вот так пафосно звучит, но это действительно так. Ведь любовь к миру и Родине это согласие и улыбка по отношению к происходящему вокруг, это поддержка и уважение.
Это очень музыкальный и "танцевальный" спектакль, благодаря невероятной пластичности Иобадзе. Он шедеврально движется и ощущает себя на сцене. И ты уже не видишь темные стены театра, границы расширяются мгновенно и незаметно. Ты в Грузии, ты крадешься вместе с Илларионом по полю в погоне за зайцем, ты хоронишь верного Мурада, а вот ты стоишь посреди горного ущелья под ослепительным снегопадом и твое признание в любви девушке вмещает в себя Вселенную, Грузию и маленькую узкую ладошку Мэри..
А потом..после смерти бабушки..из рук Артиста вырастает виноградная лоза, а потом кубок терпкого вина и ты насыщаешься этой божественной влагой и..танцуешь, танцуешь, плачешь и смеешься.. Это гениально.
Огромное спасибо любимому Театру за еще одно прикосновение к Чуду. Низкий поклон и Браво Георгию Иобадзе. Он не так много участвует в репертуаре театра,поэтому бегите на "Илико" или ловите его в "Дракуле" (это бесподобный Дракула, поверьте).