Легендарный спектакль первого поколения «фоменок», впервые показанный в 1992 году. Картины русской жизни после отмены крепостного права — с пьянством, транжирством, коррупцией и изворотливостью, с поговорками и прибаутками, — скрученные Островским в комический узел под названием «Волки и овцы», были чуть ли не случайно выбраны основой для студенческой работы курса Петра Фоменко в ГИТИСе, мгновенно ставшего самой популярной актерской командой города начала 90-х. С этого спектакля, наравне с давно снятой с репертуара «Двенадцатой ночью» Евгения Каменьковича, началась биография «Мастерской Петра Фоменко» — написанной легким белым стихом страницы новейшей театральной истории.
Драматический |
16+ |
Петр Фоменко |
3 часа 20 минут, 1 антракт |
Спектакль, поставленный еще в студенческие годы первого призыва «фоменок», на заре 90-х, — самый старый в репертуаре Мастерской, но до сих пор один из самых пленительных. Пьеса Островского сыграна как легчайшее кружево: не то Тургенев, не то Ч ехов. Из патефона льется голос Паниной: «Как хорошо!», томная и беспечная Купавина (Полина Кутепова) порхает прямо в лапы саркастическому волку Беркутову (Карен Бадалов), недоверчивый добряк и увалень Лыняев (Юрий Степанов) окручен медоточивой хищницей Глафирой (Галина Тюнина) — сцена обольщения в гамаке уже цитируется в хрестоматиях отечественного театра.
Спектакль фантастический! Если бы мне не подарили билеты на него на День Рождения, сама бы вряд ли решилась пойти на него, так как настороженно отношусь к постановкам по Островскому и несколько раз неудачно попадала на спектакли в Мастерской Петра Фоменко. Но сейчас, после просмотра, понимаю, что реально много потеряла бы. Очень легкий спектакль, я бы даже охарактеризовала его как спектакль-комедию. От классической строгости и порой мрачноватой серьезности Островского здесь не осталось и следа. Один из редких случаев, когда классическому произведению как нельзя на пользу пришлось легкое осовременивание. Смеялась практически не переставая все 3 часа. Смотрится на одном дыхании, испытала чувство легкой досады, когда в зале внезапно включился свет и начался антракт, это произошло на самом интересном месте и душа негодовала. Прекрасный актерский состав. Особо хочется отметить игру Мадлен Джабраиловой, Полины Кутеповой и Галины Тюниной, которая была просто вне всякой конкуренции. Спектакль особо рекомендуется к просмотру молодым незамужним девушкам, страстно желающим выйти замуж. Сцена "охмурения" героиней Галины Тюневой героя Алексея Колубкова - это кульминация всего спектакля, бесплатный самоучитель, так и хотелось крикнуть "Помедленнее пожалуйста, я записываю".
11.07.2014 в Тель Авиве играли "Волки и овцы"
Дорогие друзья-актеры,игравшие этот спектакль.
Вы играли великолепно - чудесный спектакль.
Вы играли несмотр я на вой воздушной тревоги и
разрывы ракет за стенами театра.
Вы играли, хотя не обязаны были ни играть, ни рисковать.
Вы играли, хотя это не ваша страна и не ваша война.
Мы благодарим и всегда будем благодарны Вам.
Большое Вам спасибо.
Израильский зритель.
Смотреть обязательно. Как образчик театра, которого уже почти нет. Так сейчас не ставят. Размеренно, внимательно, обаятельно. Актрисы Мастерской - особое явление в истории театра. В их героинь хочется влюбляться, даже в девицу 65 лет. К сожалению, у Островского всё слишком сатирично и смешно. Фоменко или не хотел, или не смог увидеть в смешном что-то главное и "самое важное". Герои смешны - и всё. А ведь хочется их понять, простить овцам овечье, волкам волчье. Понимания нет. Один только смех. Смех громкий, нужный, но всего лишь один.
Островский старомоден. Очень старомоден, скучен. Так и просится на сцену плохого театра. В Мастерской даже Островского умеют поставить так, что скучно почти не будет (почти). Фоменко и его актеры придумывают немного больше текста – некоторые мизансцены просто восхищают своей правдоподобностью и обаянием. Но вот общей связи не видится. Мне думается, исключительно из-за вполне себе обыкновенного и рыхлого сюжета Островского.
Молодая актриса, оказывается, может сыграть злую старушенцию – спасибо Мадлен Джабраиловой за голос, за пластику, за мастерство.
Изысканная Полина Кутепова способна сыграть глупенькую богатую барыньку. Она находит такие интонации и движения, что в итоге даже оправдывает свою героиню, немного её прощает.
Холодная – казалось бы – Галина Тюнина – умеет сбросить с себя черные одежды и стать полновластной волчицей. Сколько таких девиц ходит – жадных до мужчин… И жадность не всегда заметна – только милый голосок и белые ботиночки – как не влюбиться.
Эти актрисы – к счастью, не заложницы одного амплуа. У них разные роли и они в каждой из них показывают своё дарование. Другое слово не подберу. На их фоне слабой показались работы мужской части труппы. В «Волках и овцах» оно понятно – там не покопаешься, но они такие же блеклые даже в «Трёх сёстрах», в которых можно развернуться.
Просто я привык к другому театру. Из которого выходишь со спектакля другим. Фоменко в «Волках и овцах» не пытается никого учить или менять, он неторопливо рассказывает сидящим в зале волкам, что они волки, а овцам, что они овцы. И все себя узнают. И это хорошо. Но все делают вид, что это не про них. Потому что слишком смешно и на поверхности. И это плохо.
Я, наверное, скажу страшное и покушусь сейчас на святое, но ме кажется, этот спектакль пора снимать с репертуара. Он уже скушен, затянут, заигран... 25 лет назад это вс ё смотрелось совсем по-другому, а сейчас когда 50-летняя "бедная девица" Глафира Алексеевна называет "папашей" и женит на себе Лыняева значительно младше себя, это всё смотрится неубедительно. Может быть, я отнеслась бы к спектаклю лояльней и поставила ему четвёрочку, если бы не посмотрела дло того версию Табакерки. Она провокационней, но и намного живее и динамичней. Сходите лучше туда, если вам хочется ярких впечатлений от классической пьесы.
Местами затянуто.
По сравнению с "Война и мир. Начало романа" и "Волки и Овцы" Моссовета постановка Фоменок "Волки и Овцы" динамична и актерский состав лучше подобран под роли.
Мадлен Джабраилову (Меропия Давыдовна Мурзавецкая) видела в ролях Княгини Анны Михайловны Друбецкой и Мадемуазель Бурьен в "Война и мир. Начало романа". И Анна Михайловна мне в "Войне" понравилась больше темпераментностью, живостью, сообразительностью какими Мадлен наделяет свои персонажи. В роли Мурзавецкой Мадлен хороша, но, к сожалению, Валентина Талызина в постановке "Моссовета" ярче и масштабней демонстрирует деспотичную Мурзавецкую. Постановку Моссовета стоит смотреть только ради Валентины Талызиной (Мурзавецкая), Сергея Зотова (Горецкий) и костюмов персонажей (Купавиной, Глафиры в частности).
Рустэм Юскаев (Аполлон Викторович Мурзавецкий) показывает очень трогательного, ранимого врунишку Аполлона Мурзавецкого в "Волках" по сравнению с властным и ценящим себя и свое общество Князем Василием Сергеевичем Курагиным или хлебосольным Графом Ильей Андреевичем Ростовым в "Войне". Мне стало жаль Аполлона в исполнении Рустэма т.к. в конце "Волков" Герои по парам и влюблены и практически только у Аполлона нет возлюбленной на ком бы он женился. По сравнению с Аполлоном Андрея Анкудинова Моссовета Аполлон Рустэма мне нравится больше и сочувствия у меня вызвал больше. Андрей Анкудинов показал придурковатого пьяницу Аполлона кто не вызвал у меня сочувствия.
Галина Тюнина (Глафира Алексеевна) дает мастер класс по соблазнению и женитьбе на себе заядлого холостяка. Просто потрясающе. И женская и мужская аудитория и смеялись, и замирали, и присвистывали-причмокивали-сопели во время дуэта Алексея Колубкова (Михаил Борисович Лыняев) и Галины Тюниной. Предполагаю многие узнали себя, увидели себя со стороны и сделали выводы о манипуляции либо над собой, либо над противоположным полом. Особенно контрастно разоблачение Галины когда она срывает черный монашеский платок и переодевается в светскую одежду в гостях у Евлампии Николаевны Купавиной. Галину в "Волках" сравнивала с Анной Павловной Шерер, Графиней Натальей Ростовой и Княжной Марьей Болконской в "Войне". В "Волках" самые интересные к просмотру сцены соблазнения. В "Войне" абсолютно другое амплуа Галины.
Галина Кашковская (Евлампия Николаевна Купавина) по сравнению с Мариной Кондратьевой Моссовета показала Евлампию абсолютно беззащитной дурочкой кого каждый проходимец может одурачить и заставить расплачиваться деньгами. Этот образ очень удался Галине Кашковской (в отличие от Мариный Кондратьевой).
Наталия Курдюбова (Анфуса Тихоновна) потрясающая властная хитрая импозантная Харита Игнатьевна Огудалова в "Бесприданнице" в "Волках" затянута по нос - из-под рюш чепца Анфусы торчит только нос. Анфуса потрясающая. Наталия раскрыла на сколько это было возможно характер своего персонажа: и деньги передаваемые Мурзавецкой пыталась спрятать в свой ридикюль, и оказывалась свидетельницей поцелуев влюбленных в ненужный (или нужный) для Героев момент, и в завершении постановки приняла комплименты адресованные окружающими Мурзавецкой на свой счет. Наталия ярче и красочней Ольги Анохиной Моссовета показала своего персонажа.
Тагира Рахимова (Вукол Наумович Чугунов) видела в "Дон Жуан. Генеральная репетиция" и в "Дон Жуане" Тагир великолепен. В "Волках" Тагир так же передает все бесстыдство своего Героя как и Владимир Сулимов Моссовета.
Видела с Иваном Вакуленко в роли Клавдия Горецкого. Мне больше понравился Сергей Зотов Моссовета в роли Горецкого: лично меня Сергей убедил в поступках Горецкого и в продажности своего Героя. Иван не показал накал страстей, глубину падения своего персонажа, а Сергей показал.
Карэн Бадалов (Василий Иванович Беркутов) продемонстрировал как сильно он любит лес и именье Купавиной и как он просчитывает стратегии мышления и поведения окружающих на несколько шагов вперед. Карэн был убедительней и ярче в роли Беркутова по сравнению с
Александром Яцко Моссовета. В "Войне" Карэн играл Виконта де Мортемар, Доктора и Князя Николая Андреевича Болконского и Князь удался: сильный, жесткий, внешне черствый, стратег и мягкий и любящий внутри. Сильные натуры Карэну удаются.
Костюмы в Фоменках, к сожалению, не так великолепны как в Моссовета.
В Фоменках поет (подпевает) только Галина Тюнина и не фальшивит.