
| Драматический |
| 12+ |
| Сергей Федотов |
| 13 мая 2018 |
| 2 часа 10 минут, 1 антракт |

Вы знаете, что Гоголь абсолютно непереводим, его сочинения не поддаются переводу? Бедны другие языки перед богатством метафоричного гоголевского плеоназма. Все мы знаем, что предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Только гений Гоголя может в одно предложение ввинтить столько и рассказать о стольком, что другим хватит на целый рассказ. И ставить по этой причине Гоголя на театральной сцене задача рисковая и дерзкая, он чересчур объёмен, чересчур сочен, ярок и обладает необузданной, необъятной, ничем не ограниченной фантазией. Всегда есть опасность упустить что-то, потерять, не дотянуть, расплескать, да и вообще упасть, набив шишку. Сергей Федотов взялся «поднять веки» страшной истории под названием «Вий».
Почерк у него узнаваемый. Опять в спектакле изумительная игра со светом, который и «лунный», и «предрассветный», и «солнечный», и «мертвенный», и «свечечный». В спектакли Федотова надо ещё также вслушиваться – здесь лают собаки, кричат петухи, что-то квакает, скрипит, шебуршит. Реалистичность сценографии почти тактильно ощущаема. Замечательны сцены знакомства филосОфа Хомы с бабкой в ночи или козаками и распитие горилки.
Лично меня очень тронула трансформация Хомы Брута, тот момент, когда он начинает понимать серьёзность своего положения и принимать его «промыслительность». Только тот, в чьей душе есть вера, только он способен противостоять нечисти потустороннего мира. Первоначальный понятный страх Хомы сублимируется в принятие воли Божией и это в каком-то роде является искуплением слабости его духа и оправданием «любопытного взгляда» в сторону Вия, похожего на толкиновского Назгула.
Понравилась любовная линия, между Хомой и Параской. «Не пристало козаку бояться мЕртвой бабы!» - хорошо сказано. В этих моментах, Федотова видно гораздо больше, чем Гоголя, который всегда очень опасно ходил по натянутому канату над пропастью своих мистических и опасных фантазий. Федотов затеплил свечку перед образами, у Гоголя она всегда чадила. Федотов подчистил, убрал провокационные гоголевские «подножки», на которых можно подскользнуться и улететь в бездонный колодец четвёртого измерения, и кинул зрителям спасительные круги – возможность задуматься о чистоте своей души, ибо наличие грехов и страха в ней примагничивает тёмные силы.
Правда, на спектакле не удалось испытать обещанного ужаса, такого чтобы поседел оселедец, потерялись шаровары при беге, или как «однажды чёрной-чёрной ночью чёрная-чёрная рука…» и ах, с головой под одеяло. Федотов не дал спектаклю уйти во Тьму, финал, наоборот, неожиданно вытягивает зрителя, который уже успел одним глазком насмотреться на гоголевских гомункулов и трэша с гробами и восставшими мертвенно-бледными панночками. Финал вытягивает зрителя на Свет Божий, и это, хорошо. Вию веки подняли и опустили. Петухи прокукарекали и Слава Богу!
Славная мужская компания: Андрей Воробьев (Хома Брут), Владимир Ильин (Явтух), Илья Бабошин (Спирид), Сергей Мельников (Дорош) и другие.
Прекрасные женщины: София Шустова (Параска) и Мария Новиченко (бабуся и Панночка).
(с) https://pamsik.livejournal.com/239018.html
Почему-то постaновки, сделaнные в классическом стиле, считaют скучными, а потому тaкие спектaкли вымирают как мамонты. Хочется спросить тех, кто тaк считает: а вы в театре "У Моста" бывали?
Много лет хожу на гaстроли пермского театра, художественный руководитель которого Сергей Федотов не устает утверждать, что классику надо ставить как классику, и не припомню, чтобы я там скучала. На нынешних гастролях посмотрела спектакль "Вий". Он идет уже семь лет, неоднократно привозился в Москву, а все равно в зале некуда было яблоку упасть.
Казалось бы, пронизанное мистикой гоголевское произведение совсем не годится для сцены. Взять хотя бы полеты дьяволиц и явление всякой нечисти. В кино спецэффекты помогают, а в театре, когда все происходит здесь и сейчас, прямо под носами у зрителей... Но Сергей Федотов, видимо, обладает особыми магическими способностями и умением творить чудеса. Причем его спектакли всегда очень осязаемы, основательны и насыщены множеством аутентичных предметов. Тын – так настоящий тын, крынка такая, что и в позапрошлом веке пользовали. Костюмы на актерах до мелочей повторяют одежду малороссов. А как актеры театра "У Моста" вкусно на сцене пьют горилку, как красиво казаки поют, как азартно дерутся.
Спектакль "Вий" так устроен, что почти сразу проваливаешься в действие и забываешь, что ты в театре. Явление инфернальной нечисти столь реалистично, что начинаешь верить в ее осязаемость. А вспоминаешь потом, как все было устроено, и поражаешься простоте мизансцен. Но не каждому дано такое придумать. Мельчайшие штрихи добавляют действию магии – не случайно Параска (Татьяна Улановская) и Панночка (Виолетта Дьякова) не появляются одновременно на сцене, закрадывается подозрение, что не спроста вторая приходит только когда первая исчезает: частичка чёрта в нас!
Но для создания театральной магии только режиссерского мастерства недостаточно, нужны еще и актеры. Ах, какие в театре "У Моста" великолепные актеры! Что ни роль, то попадание в яблочко. Василий Скиданов – Хома Брут, Владимир Ильин – Явтух, Илья Бабошин – Спирид, Виталий Швец – Дорош, Андрей Козлов – Пан Сотник. Что ни роль, так яркий и сочный образ. Даже обидно становится, когда спектакль заканчивается. Смотрела бы и смотрела. А теперь остается только ждать следующих гастролей. Надеюсь, они не за горами.
Прекрасная работа! Спектакль переносит в другое время, в другое пространство, где мастерски рассказывается история.
В детстве кажется, что русская классическая литература – это скучно. То ли дело Дюма, Майн Рид или (сейчас) книги о Гарри Поттере. Между тем, книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя и иже с ними проходят в школе не для того, чтобы детям жизнь испортить. А потому, что эти люди действительно владели словом, как боги. И если подойти к делу с умом, то и сегодня можно поставить жутко захватывающий спектакль по классике или снять фильм. Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У моста» не один раз доказывал, что ему все по плечу, и трагедии, и драмы, и комедии. В его руках страшная сказка Гоголя «Вий» превратилась в настоящий спектакль ужасов. Но, между тем, это и отличная комедия.
Как так? А вот так. Гоголь большой насмешник был, у него в книгах такие типы занимательные описаны, что любо-дорого посмотреть. Так и в «Вие» есть не только страшно красивая панночка, продавшая душу дьяволу, но и незадачливый бурсак Хома. А какая классная кухарка Параска в спектакле! Тут это собирательный образ, у Николая Васильевича такого персонажа нет, но эта дама весьма оживила спектакль. А казаки, любители выпить почесать языками! В общем, половину времени зрители от души смеялись, половину умирали от ужаса. Вероятно, такое распределение трагического и комического получилось оптимальным. Чуть-чуть перевес в одну или другую сторону и получилось бы слишком. Сергею Федотову удалось сохранить равновесие. И получился прекрасный спектакль с живописными малороссийскими героями.
Что интересно, только посмотрев спектакль, я осознала, что в повести Гоголя заложен глубокий смысл. Да, это рассказ о чертовщине, об оживших мертвецах, о выходцах из ада. Но, между тем, то и рассказ о вере. У Гоголя – о вере в Бога. Но сейчас, пожалуй, это и вопрос и вере в себя.
Если хотите заново познакомиться с Гоголем, вам сюда.