Комедия |
16+ |
Валерий Никитенко |
2 часа 50 минут, 1 антракт |
Если спросят: Ну как же так, Павел, то вы на серьезный спектакль, с режиссерской сверхнавороченной идеей и масштабной сценографией, нападаете, то восхваляете незатейливую антрепризную безделушку, с убогой режиссурой и содержимым свалки, вместо декораций? Я отвечу: Знаете, одно дело на смотровую площадку Исаакиевского собора подняться, и совсем другое – в подпол спуститься, за огурчиками. Если уж ты, друг любезный, заманил меня на самую верхотуру, обещая показать нечто невообразимое, если ты с такой претензией на высокое и необъятное, то и будь любезен, покажи мне доселе невиданное, магнетическое, чтобы дух захватило. А не напускай тумана, так что глаз коли – не увидишь, при том, приговаривая, а это так и надо, это так и должно быть. И не тащи меня к облакам темной ночью, во тьму я и из собственного окна прекрасно погляжу. Все равно ни черта не увижу. А вот в подполье у меня одна цель: чтобы свечечка справно горела, да огурчики попались хорошие. Большего мне не надо. Ни люстр, сверкающих под потолком, ни фресок на стенах. И ананасов в шампанском в скромном домашнем хранилище не предполагается.
Антреприза, кто бы и что бы ни говорил, всегда остается антрепризой. Большой стационарный театр до ее уровня опуститься может, она до его уровня подняться нет. По определению. Тут все зиждется на сюжете (заметьте, даже не на пьесе, а лишь на ее сюжете) и наличии известных имен среди исполнителей. Пьеса может быть никакой с убогими, бытовыми репликами и нескладно выстроенными мизансценами. Без осмысленного начала и логичного конца. Образы – маловразумительными, ходульными. Антураж, если не один лишь стул да пепельница на авансцене – уже хорошо. Постановка зачастую сведена к: ты, Миша, встань сюда, Вы, Елен Сановна, лягте туда. Да и актеры, в большинстве случаев, над вымыслом слезами не обливаются – на сцене не ЖИВУТ, больше того - не играют, а очень часто просто участвуют.
В «Виновнике торжества» Антрепризного театра комедий, послужившем источником означенных рассуждений, хоть и идет он на пятом этаже Выборгского дворца культуры, «смотровых площадок» нет. Создатели спектакля не претендуют на исключительность, грандиозность и заоблачность. Все здесь вполне земное, стереотипное, будничное. Но вот в чем штука, то ли другие аналогичные создатели приучили, что антреприза никуда не годится, то ли постановщики больших театров вконец рассердили своей псевдогениальностью, то ли еще что-то, но только это вот тривиальное и запростецкое привлекло и понравилось, а кое-что из того высокоидейного и, по словам ярых приверженцев, священное оттолкнуло и вызвало недовольство.
Не стану пространно говорить о причинах моего неприятия некоторых больших постановок, попробую лаконично разобраться в достоинствах конкретной малой.
Во-первых, все тот же сюжет. Достаточно оригинальная и талантливо придуманная история. Это сказка, гипербола, анекдот, но корни всего этого произрастают из реальной жизни. В спектакле масса сцен, затрагивающих живое, причем чисто русских, что по сегодняшним временам уже само по себе большая редкость. Трогателен в своем желании жениться отставной полковник; пусть в гротесковой форме, но весьма правдоподобно проведена линия актер-критик; опять же чисто русская насмешка над всякой там экстрасенсорикой, изотерикой; а наивное желание провинциальной учительницы познакомиться со всемирно известным богатеем с понятно какой, а на самом деле совсем непонятно какой целью, - разве не способствует общей интриге? Все действия и дальнейшие поступки персонажей как бы читаются на ход, а то и два вперед, но все равно видимое со сцены доставляет удовольствие. Радуешься уже тому, что авторы тебя не разочаровывают, что гора (в данном случае всего лишь холмик) не рождает мышь. В спектакле есть разум и логика. И от начала до самого конца четка выстроенная, гармоничная сюжетная линия. И великолепный, действительно венчающий действо финал. Не простое обозначение финиша, а венец творения.
Во-вторых, пьеса в целом производит впечатление приятное. Речь персонажей, конечно, не на уровне высших достижений мировой литературы, но вполне художественна и изобретательна. Диалоги остры, не затянуты. Драматурги, через своих героев, даже не чураются разоблачения собственной эрудиции, что для современной антрепризной драматургии считается, чуть ли не правилом дурного тона. Преимущественно потому, что у большинства современных сочинителей таковой (эрудиции) не наблюдается.
В-третьих, длань режиссера хоть очевидно и не простирается над происходящим на сцене, но все же какие-никакие режиссерские находки в спектакле имеются: к примеру, с затеей «обыграны» гипер-гриб и аквариум, чья вода придает постоянно пьющему из него актеру силы и вдохновение. Главная заслуга постановщика Никитенко, который и сам очень подвижен в своих театральных работах, состоит в том, что он не разрешает действующим лицам стоять на месте. Все персонажи находятся в постоянном движении, хотя подойди они и режиссер к своим обязанностям с ленцой, могли бы преспокойно львиную долю времени просидеть «в стульях».
В-четвертых, безусловный плюс спектакля - убедительная, привлекательная игра актеров. Здесь оговорюсь: у иного зрителя мои высказывания по поводу актерской игры могут вызвать несогласие, и даже недоумение. Ведь мало того, что у всех свои критерии, свои требования, мало того, что театр – это не кино, где все зафиксировано раз и навсегда, что сегодня один и тот же человек может играть с огоньком, а завтра просто отбывать номер, дело еще и в том, что «Виновника…» играют разными составами. Мне грех жаловаться. Исполнители в «моем варианте» в большинстве случаев «били в цель». Достойны похвалы все, кроме Битюковой (Вера Михайловна), которая скорее воспитатель в детском саду, разыгрывающая со своими ребятами сценки для их родителей, скорее чтица из сельского клуба, чем профессиональная актриса. С погрешностями, но ярко и с чувством «делал свое дело» Михаил Николаев (Игорь), справились с задачей – рассмешить и воодушевить – Виталий Кузьмин (Леонид), Наталья Лыжина (Елисеева) и Елена Ларионова (Варя). Ну и, что стало приятной неожиданностью, присутствовал в актерской колоде и джокер - отставного полковника играл Светин. Хотя, как правило, знаменитости в «домашних» (не гастрольных) антрепризах ограничиваются премьерными показами, а дальше просто предоставляют свои «денежные» имена для анонсов. Светин, что для него норма, вдохнул в своего персонажа дозированную порцию насмешки над самим собой, мастерски подурачился, создал на сцене уют и душевную атмосферу, в общем, сделал максимум из того, что требуется от актера в столь незамысловатой, камерной постановке.
Вот, собственно, и все. «Из подполья» (пятого этажа Выборгского ДК) – идем на выход. Задуваем свечу. Закрываем потайную крышку. Кладем на нее половичек. Садимся за стол. Пробуем добытый продукт. Расплываемся в улыбке и торжественно констатируем: «А огурчики-то вышли на славу! Право слово, хороши огурчики-то»… И не их в том вина, что не в силах они ежедневно питать взыскательную утробу. Далеко не каждый день человек согласен кормить себя огурцами. Не каждый. Но иногда хочется…
Сегодня ее досидела до антракта в Ломоносовском ДК на спектакле "Виновник торжества. Лицом хлопочут, переигрывают. Просто дешевый пошлый чёс. Неприятно. Стыдно за актеров .
Ушли в антракте.Не понимаю почему все смеялись.Зрители, преимущественно женщины 55+.Они все были в курсе.Если хотите питерский театр, то это точно не здесь.Актеры хорошие .Зачем этот спектакль - не знаю.Хорошо что не самые дорогие билеты купили.Хотя все равно дорого.
Мой отзыв субъективен, ибо 80% зала ржали весь спектакль, что не удивительно. Спектакль ширпотреб с очевидным юмором, где зрители по большей части женщины за 50. Юмор уровня дешевых сериалов СТС. Никакой смысловой нагрузки этот спектакль не несет. Очень рад что не стали покупать билеты в первые ряды.
Стоит упомянуть бездарную игру почти всех (из 6ти) актеров, постоянно переигрывают... Видимо чтобы было понятней где надо смеяться. И 1 декорацию на весь спектакль, что для меня не так важно, да и принципе самые маленький из всех минусов.