Москва

Все отзывы о спектакле «Васса Железнова»

Постановка - МХТ им. Чехова

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1164
14 апреля 2010
Россия-сердечница

Мхатовскому дебюту Льва Эренбурга много чего предъявили. Что «Васса» слабее его же магнитогорской «Грозы», получившей год назад «Золотую маску» (магни­тогорские актеры играли исступленно, а мхатовские — словно корону боятся уронить). Что «Гроза», замешенная на русских обычаях, была экспортной матрешкой, а «Васса» — та же матрешка, только крупней. («Гроза» с успехом гастролирует, ну а чем плохо?) Что Эренбург повторяет самого себя — а вот это глупости. У Эренбурга своя система и свой почерк, он ставит горьковскую пьесу тем же импровизационным способом, которым ставил и «Грозу», и еще раньше «На дне» в своем питерском «Небольшом театре». То есть актеры играют персонажей в самых разных ситуациях — и в тех, в которые их ставит автор, и в тех, в которые их ставит жизнь: выпусти их на улицу, они и там не растеряются. Еще Эренбург не любит недоговоренностей. Мучился ли капитан Железнов, принимая поданный женою яд, или выпил его широким жестом? Все конкретно: капитан (Леонид Тимцуник) покуражится, но покончить с собой ему не хватит духу. Он все-таки умрет — но от инфаркта. Железновы вообще все как один гипертоники. Малолетняя Людмила (Ксения Теплова) пугает мать, намазывая вареньем под носом, но когда мать умрет, кровь носом у нее пойдет по-настоящему. Впечатление, будто репетировал не режиссер, а кардиолог: Вассе сначала отказывает речь, затем у нее начинает дрожать рука, отнимаются ноги… «Инсульт», — шепчут в зале. Васса попробует еще заплести Людмиле косу, зажав дочь между ног, да так и оцепенеет с косой в кулаке. Вокруг застывшей Вассы разражается истерика, и только чужачка Рашель деловито и безучастно перебирает бумаги в конторке — то ли ищет документы сына, которого Васса прятала от нее, то ли оценивает доставшееся ему состояние.

Про семью к этому моменту все понятно: без Вассы, у которой и при жизни бы­ла мертвая хватка, семья пойдет ко дну; и речь, вообще-то, не о выродившейся семье, а о стране в целом. Даром что ли, стоит Вассе выйти за дверь — и домашние затева­ют баню; эта пространная сцена в спектакле едва ли не главная. Эренбург любит развести на сцене сырость (еще один распространенный упрек), но в этом видна система. Баня для Эренбурга — аналог европейского карнавала: ситуация, когда обнажены люди и инстинкты, все друг другу ровня, а вместе — народ. Не оставляет вариантов для разночтений и декорация Валерия Полуновского. Он уподобил дом (читай: страну) кораблю, который давал крен с самого начала, а в финале, оставшись без твердой руки, и вовсе идет ко дну.

2
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 489
31 августа 2010

То, что Горький написал «Вассу Железнову» как пьесу «о матери», можно понимать по-разному. Во МХАТе Чехова матерью стала Васса Дорониной – она господствует на сцене как добрая хранительница семейного очага, защищающая его от вторжения чужеродного элемента в лице Рашель. Во МХАТе Горького вспомнили, что сама Рашель – тоже мать, имеющая больше прав на своего ребёнка, нежели деспотичная бабушка, и мать страдающая, задыхающаяся в гнезде, в котором вынуждена находиться. Васса Марины Голуб – не мать, а, скорее, матриарх, купчиха-Кабаниха, которую муж бивал, а сама она привычно раздаёт оплеухи и приказания что слугам, что детям. Паучиха, рассевшаяся в центре паутины, по которой ползает её выводок, на который ей наплевать: главное – делать деньги, на семью у неё времени не остаётся, и та в итоге постепенно разрушается у нас на глазах. И, конечно же, в этой гибели, на которую обречено молодое поколение, виноваты не сами девушки и юноши и уж тем более не Рашель, а закосневшие порядки и привычки их родителей, негласный закон о том, что безнаказанно можно совершать преступления, можно бездумно и бессмысленно кутить, не думая ни о ком и ни о чём. Чтобы показать это духовное оскудение и умирание, Эренбург, во-первых, отодвигает образ Вассы на второй план, а во-вторых, расширяет событийную и эмоциональную насыщенность действия, сохраняя в целости тонкую материю произведения, но честно предупреждая в программке, что спектакль «по мотивам». Неожиданностей, натуралистичных и страшных, вполне в горьковском духе, здесь хватает: Железнов (Колесников), так и не приняв порошок, неуклюже пытается повеситься на люстре и всё равно умирает, видно, решив не дожидаться, пока отравят; Храпов (Чекмазов) страдает эпилептическими припадками; дочери Вассы (Люда – Теплова, Наташа – Шарикова) и Анна (Колесниченко) отдаются в добровольное рабство похотливому холопу Пятёркину (Миллер), пристающему и к самой Вассе, а импотент-Храпов домогается до Рашели; после Крещения все парятся вместе и напиваются водки, пьяные сёстры дерутся, как зверьки, катаясь по полу, едва не утонувший в проруби Онегин (Медведев) впадает в детство. Такая интерпретация, по-чеховски пронзительная, тяжело смотрится в психологическом плане – режиссёр не щадит зрителя, насыщая сцены из пошлой до омерзения жизни домочадцев Вассы истошными воплями, истерическими рыданиями и хохотом, агоническими конвульсиями, унижениями, которым подвергаются практически все женщины, бессмысленными разговорами ни о чём, из которых важно лишь одно: старая Железнова не хочет отдавать Колю, единственного наследника пароходства. Проклятые пароходы присутствуют в виде колонн-труб, выпускающих клубы пара – они загудят, сопровождая смерть Железнова, и уплывут прочь вместе с Железновой, которая умрёт, крепко сжав в пальцах волосы дочери, так что их придётся вырвать и оставить покойнице как прощальный трофей. Но даже такая мать нужна своим детям, брату, стойкой и преданной Анне – остро чувствуется их любовь, тревога и боль от потери главной опоры, не позволявшей им окончательно скатиться в животное существование. Рука режиссёра-врача скорой помощи – вторая профессия, видимо, и сближает его и, как следствие, его спектакль с Чеховым – чувствуется во всём: стремительной пластике, ускоряющемся, как в воронке, течении сюжета, казалось бы, наизусть знакомого, ан нет: лихо и живо, по-кинематографически меняющего яркие кадры. За это спасибо и сценографии с наклонными к залу подмостками, напоминающими палубу кренящегося корабля, и, конечно, музыке – потрясающей музыкальной теме от СаунДрамы Панкова, которая заставляет считаться с собой как с полноправным действующим лицом, способствующим созданию той или иной необходимой атмосферы. Остальные действующие лица, сиречь актёры, тоже стараются на славу, их выпуклые, но естественные персонажи не могут не врезаться в память. Конечно, Рашель не только физически, но и духовно превосходит Вассу, хотя бы уже потому, что не воспользовалась первым превосходством, ведь избавиться от старухи вряд ли сложнее, нежели спровоцировать и скрыть два самоубийства. Превосходит ли новый мир старый – это уже, простите за каламбур, устаревший вопрос: очевидно, что словечки про классовую борьбу, которые у Дорониной педалируются, а у Эренбурга пробрасываются вскользь, ничего не значат, и из нашего быта никуда не исчезнут дохлые крысы в мышеловках, пролитые ночные горшки, окровавленные исподние юбки, бутылки с мутным самогоном и прочие неэстетичные подробности. И не потому, что режиссёр – апологет русофобских предрассудков, а потому, что только ханжа отвернётся от этих деталей, сделав вид, будто их не существует и жизнь, как в сценической коробке МХАТа Горького, сплошь обклеена пёстрыми обоями и обставлена удобной мебелью.

30.08.2010
Комментировать рецензию

1
0
9
Павел Лягин
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 282
24 марта 2010

Браво! Браво! Браво!
Чудесный получился спектакль! Ни разу не согласен что сыро, но с тем, что чем дальше тем будет только лучше - да.
Отличная режиссёрская работа, потрясающая работа со светом и с каждым квадратным сантиметром сцены!
Марина Голуб - Васса! Да, да, да - от и до верю! Родина-мать! И в горящую избу и коня! Удача! Поздравляю Марину Григорьевну!
Мощный получился Горький в МХТ! Ясные и чёткие герои гниющей буржуазии, вороватой и приспосабливающийся прислуги, сдувшейся морской элиты, в лице развратного и похотливого капитана - мужа героини.
Горький сопоставляет две чаши весов, на одной Васса, на другой - Рашель, жена умирающего сына Железновой.
На одной стороне прошлое и настоящее, на второй - будущее. Обе они представлены как фанатичные "хозяева жизни", которые не отступятся ни перед чем.
Горький конечно на стороне Рашель, и именно скоропостижный уход одной и делает одолжение - аванс революционерке-социалистке.
Коленька, сын Рашель (и внук Вассы соответственно) будет с матерью, вступит в новое будущее. И по Горькому оно должно стать лучшим, чем прошлое и уже прошлое Вассы Железновой. Женщины, которая ради семьи сделала всё, в том числе и умерев.
МХТ, с удачной премьерой!!!
Ждём апреля и новых премьер ;-)

1
0
9
Эмилия Деменцова
135 отзывов, 191 оценка, рейтинг 206
14 апреля 2010
«Васса Железнова»: в кровь

«Васса Железнова» в МХТ им. А.П. Чехова - премьера историческая в полном смысле слова. Во-первых, на сцене Московского Художественного эту пьесу не играли никогда. Во-вторых, дом Чехова долгое время носил имя М.Горького, и это налагает определенную ответственность на решившего обратиться к пьесам драматурга, пережившего зенит славы и сегодня оказавшегося не в почете. Спектакль примечателен и тем, что его режиссером стал Лев Эренбург, приглашенный театром из Петербурга. Художественный руководитель «НеБДТ» (Небольшого драматического театра), лауреат «Золотой маски», филолог, актер и врач он зарекомендовал себя как новатор с отнюдь не трепетным отношением к классике. Мхатовские стены под напором новизны и натурализма (в котором часто обвиняют режиссера) выстояли.

Спектакль начинается с открытия занавеса. Никаких вводных для зрителя вступлений. Полное погружение в гнетущую и безвозвратно разрушенную обстановку. Дом Железновых, богатых судовладельцев, об этом сразу говорят пароходные трубы, расставленные по сцене. От богатства - люстра, ковры, крепкий купеческий стол. За ним слабые, сломленные люди. Дымящие столбы, пароходные гудки. В финале накренившийся корабль потонет окончательно - некому править. И переплывет все богатство, годами копленное к другим, породой покрепче.

Блистательные декорации Валерия Полунского выполнены под углом, накренены. Здесь все безнадежно. Не выправить. Здесь гибнут в утробе матери. Даже крысы уже не бегут с этого обреченного судна, дохнут тут же.

А музыка звучит задорно, игриво, вольно. Не к добру. Один мотив в течение всего спектакля. Только оттенки меняются, акценты. Во множестве немых сцен спектакля музыка студии «SounDrama» заменяет текст. Не назовешь ее музыкальным сопровождением, - так часто она главенствует на сцене. Как и свет, вернее его оттенки тьмы (Дамир Исмагилов). Некого здесь осветить, нет светлых личностей. Только церковь на заднем плане куполами сверкает. А на ее фоне творят бесчинства. Но непременно крестятся. Второпях. Купола сверкают еще ярче, пока не перегорают окончательно от святости кающихся.

В спектакле Льва Эренбурга, не в укор актерам будет сказано, все то, что обычно является дополнительным, оформляющим выходит на первый план. Принижает персонажей, недостойных называться героями. И не о частностях, не о катастрофах семейного масштаба спектакль. Храповы-Железновы занимают лишь одну из кают. А сколько им подобных? И не стоило бы тревожиться, но корабль один на всех.
По степени боли за Родину спектакль Эренбурга стоит в одном ряду с «Господами Головлевыми» К.Серебренникова и «Двенадцатью картинами из жизни художника» Ю.Купера, идущими в этом же театре. Все они разные и сравнимы лишь по степени ужаса и страдания за/от истории и современности страны. А что такое боль врач Эренбург знает как никто другой. Вот и в спектакле у всех свой диагноз - алкоголизм, энурез, эпилепсия, инсульт, импотенция. Здесь все больны духом и телом. Неизлечимо. У всех слабые сосуды, сердце - кровь идет носом. Но на битье, питье и разврат сил хватает.

Здесь все на воде. Но она не очищает - не отмыть. Разврат можно только сокрыть, утопить. Отношения выясняют в ванной, парятся в бане, а потом бегут в снег, да в прорубь ныряют. Только судно на мели. Страшная, мерзкая сцена, но комментариев не требует. Дикость, варварство - все в ней. Затянута, но это ради того, чтобы каждого в зале передернуло от той мерзости, которая не вытравлена по сей день. Спектакль, конечно, о том, что было, но атмосферой - созвучен дню сегодняшнему.
Впрочем, от пьесы М.Горького здесь по большому счету осталось только название. Пьеса переделана полностью. Многое урезано, добавлено, переставлено и искажено в угоду идее режиссера. Режиссер в интервью говорил о том, что для него «важнее следовать не букве, а духу Горького». Не обманул - спектакль получился с душком, который не оставляет и после спектакля. Грязь на сцене, вокруг, повсеместно. Эстетически неприятно, но нисколько не преувеличено. Мерзко, но к просмотру обязательно. Необходимо.

Спектакль, безусловно, - событие. Он ошеломляет. И это первое впечатление от талантливых режиссерских находок, заставляет закрыть глаза на некоторые огрехи. А их хватает.

Умаления, дописывания - ко всему пора привыкнуть. Трудно найти спектакль сегодня, который можно было бы назвать сценической экранизацией, т.е. поставленный строго по тексту автора. Этого, впрочем, никто и не требует. Но все должно иметь логику. А в «Вассе Железновой» есть смысловые нестыковки. Например, всю жизнь бесстыдно воровавшая прислужница Вассы Анна (Янина Колесниченско), наушница и вообще личность до брезгливости отвратительная, вдруг после смерти благодетельницы кается, бьется в конвульсиях и, главное, возвращает награбленное. С какого перепуга? Это покаяние чуждо как персонажу пьесы М.Горького, так и тому образу, который на протяжении более двух часов создавали актриса и режиссер. Даже преувеличенная любовная линия героини Я.Колесниченко не вызывает возмущения в сравнении с этим кратким эпизодом.

Пока Анна разбрасывает награбленное, Рашель (Анастасия Скорик), наиболее приличная из всех обитателей тонущего корабля, революционерка с благородными помыслами (прибывшая секретно из-за границы, в футляре контрабаса), несчастная мать и жена без лишних сантиментов, основательно и профессионально роется в бюро свекрови. И никак не похоже, что пытается найти адрес сына, которого свекровь прятала от нее. Все куда прозаичней. На том же месте и в тот же час Прохор, брат Вассы (Эдуард Чекмазов), распутник (при этом, как выяснилось, импотент), пьяница и просто подлец бьется в эпилептическом припадке, кается и кое-как крестится. Причем совершенно искренне. Вроде как герои спохватились, опомнились, но поздно. Для такого умного и непрозрачного спектакля этот финал выглядит по-детски наивным. К чему финальные упрощения? Вилась, вилась стройная нить образов и героев, даже самые придирчивые зрители смирились с трактовками и интерпретациями. И вот в финале последними секундами спектакля стройное полотно оказалось испорчено. Это обидно.

Да и вообще, если говорить откровенно, премьерные показы продемонстрировали именно режиссерский спектакль, без ярких актерских работ. И не про кого сказать, что он лишний и выбивающийся, нет. Все одинаковы, удовлетворительны. Но ансамблем это не назовешь. Пока. Все как на весах. Есть яркий капитан Железнов (Сергей Колесников), сцены с ним воспринимаются как фильм, настолько точны жесты и мимика актера. В то же время Прохор сыгран карикатурно. Героя омолодили. Это «молодо», пока зелено, несъедобно. Талантливо сыгранная Людмила (Ксения Теплова) и совершенно неопределенная, лишенная содержания Наталья (Юлия Шарикова). Раздут образ Пятеркина, - эпизодическое лицо практически не покидает сцену. Павел Ворожцов безусловно с ролью справляется, но, несмотря на длительное присутствие и дописанные мотивы поступков героя, роли как таковой нет.
Единства действия нет. Есть отдельные сцены и этюды. Заканчивается один, начинается следующий. Много границ и нет плавного перехода. Нет даже кульминации. В наборе эпизодов есть более удачные и не совсем удавшиеся. Нет, повторюсь, пока, картины, есть картинки. Но потенциал, безусловно, присутствует. И, прежде всего у исполнительницы главной роли - Марины Голуб.

Ей трудно, тяжело. Это чувствует зал. Это этапная роль для актрисы и все это понимают. Пока есть несвойственный ей зажим, неуверенность в одиночных сценах. Не чувствуется в ней крепкая хозяйка, перед нами «человеческая женщина» со страшной судьбой. Но в моменты накала (диалог с Рошелью) все волнение проходит и перед нами Васса. Актрисе комфортней в диалоге. Она - хороша, но скоро будет неподражаема. Впрочем, и сравнивать уже не с кем. Спектакль МХАТа им. Горького по соседству с Т.Дорониной - трудно, при всем уважении к славному прошлому актрисы, назвать достойным сцены. Все, конечно, понятно и годы, (а «Вассе 42 года и кажется - моложе») и отсутствие былого спектра репертуара и желание играть. Но, как это не грустно, нужно во время уходить со сцены. И лучше под гром аплодисментов, чем под кашли полупустого зала. Из доступных к просмотру остались только фильм «Васса» с И.Чуриковой и киноверсия спектакля Малого театра с В.Пашенной и М.Жаровым. К последнему стоит стремиться.

«Васса» в МХТ сегодня названа осторожно и завлекательно - трагикомедией по мотивам... На самом деле, это в полной мере драма. Со смехом, переходящим в ужас.
Он о вырождении, о всеобщем упадке. Иллюстрация причин и картина последствий. Что было и что есть. А на вопрос о будущем и переменах режиссер отвечает дымом пароходных труб.

Эмилия Деменцова, журнал «Наш фильм»

1
0
3
Лара Гишар
78 отзывов, 82 оценки, рейтинг 127
2 апреля 2010

Посмотрела премьерный спектакль в МХТ им.Чехова «Васса Железнова» в постановке Льва Эренбурга.
Не понимаю я, когда используют какие-то мотивы первоисточника. Что это значит? Какие такие мотивы можно взять и на эти мотивы что-то такое сконструячить? Все равно лучше классика не напишешь. Также почти невозможно сделать спектакль или фильм лучше предыдущих режиссеров. Возможно, «новаторы» думают, что классик что-то не то насочинял, а вот я допишу, дорисую, доделаю. Куда классику до меня!
Сначала я увидела афиши по Москве. Ну как не пойти в МХТ им.Чехова: пьеса советского классика да еще Марина Голуб в главной роли! Мне нравится, что Табаков О.П. в руководимом им театре позволяет ставить разным режиссерам различные пьесы. Да к тому же в труппу театра приглашены яркие и по-разному заявившие о себе актеры.
«Васса Железнова» - интереснейшая и мощная пьеса, в которой сочно описаны быт, жизнь и сущность целого сословия. И всему этому служит фоном поднимающееся все выше и выше красное знамя революции. Один диалог хозяйки дома и матери своего больного семейства с мужским именем с революциоЭркой, вырвавшейся за черту оседлости своей нации и живущей без паспорта, но с идеями мировой революции в своей красивой головке, чего стоит. Чем интересны пьесы — так это диалогами. И не важно, междометиями или целыми абзацами говорят люди, важен смысл и понятливость слушающим и смотрящим.
Марина Голуб — хорошая актриса. Она вся такая «Васса», «Вася» - мощная, крупная, сильная и в то же время женщина. Еще будучи девочкой, ее героиня без памяти влюбилась в красавца-капитана, выскочила замуж, нарожала больных детей от жестокого, бьющего и унижающего ее мужа, которого продолжала любить. В жизни всякое бывает: издеваются, изменяют человеку, а он продолжает любить и ловить ласковый взгляд и ждать теплого слова любимого изверга. Вот в этом вся Васса. В ее руках большое и крепкое хозяйство: «Что же это: всё хорошо да хорошо? Надобно еще лучше, а то скучно жить будет всё только в хорошем»- в этой фразе вся суть и отношение Вассы к своему делу. Марина Голуб все это выразила в своей игре. Ее походка хозяйки, прическа не по возрасту (делающая старше), цвет платья — все соответствует образу. Она говорит, словно вбивает слова в людей. Она пытается из последних сил спасти своих детей от позора, прекрасно понимая, что семья полностью разложилась и доживает свою судьбу, стремительно катясь к трагичному и неминуемому концу. Единственная, чьи актерская игра и воплощение образа, вызывают интерес и притягивает внимание — это Марина Голуб.
Тимцуник Л. (Железнов Сергей Петрович) тоже вызывает интерес, хотя его диалог в кадушке с водой с ненавистной супругой, какой-то не эмоциональный. Ведь в этом начало трагедии, поэтому разговор супругов должен быть не мокрый (в буквальном и переносном смысле), а это должен быть разговор мужчины, полностью утратившего человеческий облик, превратившегося в прогнившего насквозь мерзкого развратника, чувствующего и понимающего омерзение и презрение близких ему людей. Даже его выход с семейному столу в морской форме, какой-то невзрачный и ненужный. Наверное, имелось ввиду, что главы семейства нет за столом, а он все равно незримо присутствует, да, к тому же, прощается с родными перед самоубийством.
Еще бы я хотела отметить игру Колесниченко Я. в роли Анны Оношенковой. По пьесе Анна - нелепая и блёклая копия своей хозяйки, а здесь эта женщина преданно любит Вассу и искренно убивается о ее смерти, к тому же, как собачонка, следит за своим похабным возлюбленным Пятеркиным и отчаянно ревнует его к другим обезумевшим персонажам женского пола. Колесниченко Я. сыграла интересно и запоминающе.
Что касается других персонажей, то как-то бОльшего я ожидала от Лавровой-Глинки К. в роли Рашели. А здесь дамочка вываливается из контрабасного футляра. Я уж подумала, вот эта находка - интересный вспрыск в спектакль. Ошиблась. Забавно, да и только. После этого ничего не последовало. Рашель сделали какой-то шлюшкой. Вроде бы за сыном приехала, далеко, за границей умирает чахоточный муж Федор (старший сын Вассы), а она все думает о пламенной судьбе революции и в голове не угасает фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Нет в созданном актрисой образе одержимости. В Рашели многое намешано: изысканная красота, пламенный взор, думы только о победе мирового пролетариата, обреченность мужа и страстная любовь к маленькому сыну, которого ей не только не отдадут, но даже и не позволят увидеть. А в данной трактовке режиссера и актрисы — нелепость, наигранный смех, переходящий в истерию, распущенность, пошлость и неразборчивость в половых связях. Не то и не так.
Пятеркин (Ворожцов П.) все время ползает на коленях, стирая их в кровь, пристает ко всем «юбкам» (может, кто и согласится, особенно дочки хозяйки). Как-то недоделано и убого.
Про оставшихся персонажей даже и сказать-то нечего. Прохор Храпов, брат Вассы (Чекмазов Э.), спивающаяся Наталья (Шарикова Ю.)и полуребенок с больной душой Людмила (Теплова К.), дочери Вассы, вообще ничем не запомнились, только всплывают в памяти какие-то визги и пьяные сцены.
Разгул в доме Железновых в момент отсутствия хозяйки, почему-то перенесли в баню, устроив чуть ли не поголовное спаривание. На авансцену время от времени выходили пары, как в концерте, и исполняли свой номер безудержного сумашествия и распутства. Сцена пошловатого общения Прохора и горничной Лизы какая-то грязная и глупая. Даже смерть Вассы не затронула.
Я видела различных «Васс Железновых»: Пашенная В. (телеспектакль Малого театра), Доронина Т.В. (МХАТ им.Горького) и Чурикова И. (фильм Панфилова Г. «Васса»). Так вот, в МХТ им.Чехова нелепо, убого и мало интересно. Были клакеры, которые во всю мощь своих легких, радовались увиденному, но были и те, кто даже не хлопал на поклонах, и сокрушенно вздыхал во время действия (я одна из таких вздыхающих). Такое впечатление, что постановки Серебренникова К. не дают многим приезжим режиссерам, преподающим актерское мастерство в институте иностранных языков, покоя. Кирилл Семенович ставит по-разному и неоднозначно, но всегда интересно и сочно. Поэтому, господа режиссеры, ищите свои ниши, манеру самовыражения, ракурсы прочтения пьес, тогда и возникнет диалог со зрителями.

4
0
9
kate dro
57 отзывов, 88 оценок, рейтинг 124
15 июня 2010

Марина Голуб - потрясающая харизматичная актриса.
Энергетика со сцены сумасшедшая шла. Даже на своем 18 ряду в партере я это почувствовала. Сердце разрывалось на финальной сцене.
Рекомендую настоятельно посетить этот спектакль.
Понравилось абсолютно всё: актеры, костюмы, декорации, музыка.
Наверное, впервые я действительно обратила внимание на освещение. Оно, как будто, тоже выступало как одно из главных действующих лиц. Передавало настроение, усиливало эффект от увиденного на сцене. Словом, отдельное СПАСИБО Художнику по свету. (не знаю, если честно, как правильно этот человек называется).
До этого Вассу Железнову я видела только в исполнении Инны Чуриковой.
Сравнивать не буду, это совершенно разноплановые актрисы, но обе Вассы достойны восхищения.
Мне показалось, что образ, созданный Мариной Голуб, как-то роднее, ближе.

В целом, перед походом на такой спектакль надо настроиться на серьезный лад. Эмоции зашкаливают.

1
0
3
hotrabbit
66 отзывов, 181 оценка, рейтинг 94
6 апреля 2010

Меня удивило, что на премьеру МХТ было без проблем купить билеты, что самый дорогой стоил 1000 руб. Оказалось не зря!!!
Могу только добавить свои ощущения какого-то СТЫДА, что ли, за происходящее на сцене. неужели кого-то может еще веселить откровенная пошлость, нижнее белье, имитация сношений на СЦЕНЕ!!!
И больше Н И Ч Е Г О !!!
Мужчины актеры вообще не играют, а может стесняются??? А Голуб??? ну как всегда груба и брутальна. Не думаю, что в таком театре спектакль просуществует долго...

2
0
9
Dmitry Sokolov
14 отзывов, 24 оценки, рейтинг 74
21 мая 2010

раневская, доронина, крючкова играли вассу железнову в разное время. сегодня в мхт в этой роли марина голуб. даже не думал, что она такая выдающаяся! голуб в теарте и та, которую мы видим по тв - два разных человека. васса в ее исполнении до слез пробила зал. да и сама марина рыдала, выходя на аплодисменты. сильный, искренний, грустный спектакль. смотреть эту постановку эренбурга нужно!

1
0
5
Stryker
31 отзыв, 26 оценок, рейтинг 33
14 апреля 2010

Шли на предпремъерный спектакль 24 марта, в зале было полно театрального народа, атмосфера была вполне театральной.
Состав был (из «двойных»): Миллер (чему были оч. рады), Колесников (аналогично), Красько, Лаврова-Глинка.
По ходу – затягивает, интересно, но впечатления все равно неоднозначные.
По игре актеров – Голуб просто монументальна, она олицетворяла нерушимость, монолитность, и при этом – разумность и рациональность (без самодурства, что удивительно). Миллер хорош (хотя его надо смотреть вблизи – настолько хорошая мимика), очень хороша Колесниченко, Чекмазов не понравился, про остальных сказать что-то сложно (Колесников – хорошо сыграл, но роль непродолжительная у него, Лаврова-Глинка не оч. смотрится в том смысле, что играет слегка однообразно, хотя и не сказать что плохо).
По постановке – спектакль идет «крупными мазками», упор на в передачу впечатлений и атмосферы, а не в тонкой актерской игре, и чем дальше тем больше все смещается в гротеск. Начиная со сцены в бане все становится совсем уж гротескней и гротескней, и общий смысл постановки размывается окончательно.
Да, видно что у каждого в этой хозяйстве – свой «неуклад» и разлад, и только сама хозяйка и есть тот стержень, на котором все держится.
В общем, спектакль показал – что средний класс, «мещанство», которое автор пьесы хотел показать в негативе – и есть опора стабильности, за который нам надо бороться и который надо беречь и лелеять. Впечатление такое, что Васса – ну просто основа не только конкретной семьи, но и общества.
Отдельно про режиссерские «находки». Несмотря на хваленую «физиологичность» у Эренбурга порой этой физиологичности переизбыток – когда это становится самоцелью а не способом выражения.
Лично для меня сцена со свисающем из задницы горничной замком и ее же кровавым абортом были, мягко говоря, лишними – ни в смысл ни в атмосферу спектакля они вклад не делали, только неприятно удивляли.
Резюме: смотреть можно и может даже нужно – хотя бы из-за Голуб. Но впечатлительным натурам не рекомендуется - на тонкий режиссерский шедевр эта постановка никак не претендует.

0
0
9
Елена Олейник
25 отзывов, 26 оценок, рейтинг 18
17 июня 2010

Марина Голуб наконец-то получила большую достойную себя роль. И ее масштаб как актрисы, и сама ее фактура – все, словно по мерке, подходит к Вассе Железновой. Даже если бы это был просто бенефис, было бы достаточно. Но это еще и хороший спектакль: со своей концепцией, блестящей сценографией и вдумчиво собранным актерским составом. В доме Железновых – черные колонны без крыши, редкая безвкусная мебель и крысы, которых собирает из мышеловок горничная. Здесь мужчины развратничают и пьют, да и женщины то и дело прикладываются к рюмке. Это не полураспад уже, а полный упадок. Спектакль поставлен с размахом и свойственной нынешнему МХТ зрелищностью. Здесь и настоящая ванная на сцене, где в пене сидит капитан Железнов, и наливающееся ядовитой зеленью небо, и баня с прорубью, над которой летят редкие зимние снежинки. Кроме того, питерский режиссер Лев Эренбург насытил пьесу таким количеством режиссерских придумок, что их с лихвой хватило бы не на один спектакль. Выход пьяного Прохора похож на затянувшийся пластический этюд, агония капитана Железнова – на пляску смерти. Сцена разгула, перенесенная из дома в баню, хоть и эффектна, но грешит перебором. Рашель и Анна поменялись местами. Первая – железная леди, именно она снимает ключ с шеи мертвой Вассы и потом деловито разбирает бумаги в конторке. А Прохор и Анна, вопреки автору, плачут горькими слезами. Но какие-то сцены кажутся просто находками. Прежде всего, те, что связаны с главной героиней. Когда она на мгновение поддается внезапно накатившей женской нежности и вдруг сразу же берет себя в руки. Когда упавшим голосом проговаривает свой монолог, наблюдая, как Железнов высыпает в стакан порошок. Когда падает все своим грузным телом на пол и хрипло просит коньяку, а, скончавшись, не выпускает из рук волосы дочери, сжав их поистине мертвой хваткой. Потому и в отчаянии домашние, что остались без последней защиты. Это она, Васса, была капитаном их корабля, который гудит и, пустив дым из колонн, ставших пароходными трубами, отчаливает, посылая последний привет погибающей своей команде.

0
0
3
anushka anushka
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
28 октября 2011

Для меня в спектакле нет мощи, силы, энергии горьковской пьесы. Быт Железновых-Храповых с его страстями тут не идет в глубину, корней не дает, не перерастает в нечто большее ...Суетный спектакль получился, хотя пьеса Горького ох какая прожигающая, глубоко трагичная
Химии нет, хотя формально все "чисто", правильно, можно списочек подготовить, насколько все правильно.
У Глеба Панфилова есть экранизация "Вассы" с Инной Чуриковой в главной роли, посильнее будет и очень рекомендуется к просмотру

0
0