Опера |
16+ |
Дмитрий Бертман |
1 час 30 минут |
«Повесть о настоящем человеке» — это самая несчастная и заплеванная опера Прокофьева. Знают про нее в основном по анекдотам, но слышать практически никто не слышал. Композитор работал над ней в 1948-м, как раз во время бушевавшего постановления ЦК о композиторах-формалистах, яркими представителями которых считались они с Шостаковичем. И в музыке, и в либретто, написанном по повести Бориса Полевого самим Прокофьевым в содружестве со второй женой Мирой Мендельсон (первую, вывезенную им из Парижа, в это же самое время услали в лагерь), отчетливо заметны попытки исправиться. Но успеха опере с неровной музыкой и проблемным идеологическим шлейфом они не принесли ни среди сторонников режима, ни среди его противников — ни тогда, ни потом. Сценическая ее судьба оказалась неказистой: в 1948-м опера была раскритикована на закрытом прослушивании в Кировском театре, в 1960-м — единственный раз поставлена в Большом. Пару лет назад ситуацию попытался исправить собаку съевший на Прокофьеве Валерий Гергиев — концертным исполнением «Повести о настоящем человеке» он завершил цикл из всех его опер, но на полноценную постановку все же не отважился. Зато теперь, воспользовавшись подходящим юбилейно-патриотическим моментом, на это решился художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. Правда, его спектакль — это не совсем та самая опера. От «Повести о настоящем человеке» режиссер отрезал все самое лучшее, склеил отрезанное с фрагментами знаменитой прокофьевской кантаты «Александр Невский» и назвал получившегося инвалида «Упавшим с неба».
Геликон-опера – удивительное место. Прежде всего, театр своего зрителя, сочетающий высокое искусство и смелый режиссерский эксперимент, драматическая опера, далеко выходящая за рамки привычных арий, театр, использующий крохотное пространство сцены с плотностью и ловкостью, которой позавидует любой кинорежиссер, имеющий в своем распоряжении огромные съемочные площадки.
Отделанные синим бархатом гардины, мягкий свет огромной хрустальной люстры, полные колонны, подпирающие высокий купол, расширяют пространство лучше любых зеркал, бесконечно долго продлевающих анфилады в зазеркалье. Зайдя в зал, вы попадаете в оперу. Опустившись в кресло, вы оказываетесь в театре. Оперном театре.
«Повесть о настоящем человеке» Прокофьева полностью переворачивает представление об опере. Это сильное, глубокое переживание человеческого характера. Это смятение. Страх. Сила. Надломленность. Народность.
Самолет, упавший на жилой дом, (судя по фотографиям в фойе, полностью повторяющий страшную картину трагедии в Иркутске) служит основой сценических декораций, визуально разделяя пространство на три части – прошлое, настоящее и будущее. Настоящее – больничная палата с раненым летчиком Алексеем Мересьевым, прошлое – это его юность, его любовь, его жизнь. В спектакле присутствуют оба образа – молодой Мересьев в зеленой гимнастерке, мечтающий, любящий, сильный, и раненый летчик, надолго прикованный к больничной койке. Эта удивительная находка режиссера дает возможность увидеть в отдельно взятый момент времени и страх и мечту, балансирование на грани жизни и смерти.
Подобных находок в спектакле много, но, пожалуй, больше всего впечатляет игра актеров, прекрасные голоса, эмоциональность и близость музыки. Незабываемый спектакль.