Петербургский режиссер Дмитрий Егоров поставил пьесу Александра Молчанова «Убийца». В Белой комнате, знаменитом камерном игровом пространстве ТЮЗа, — ничего, кроме стульев и нескольких железных кроватей, которые в какой-то момент полностью перекрывают дверной проем. В безвыходное положение попадает молодой герой по имени Дюша, изрядно проигравшийся в карты авторитету из студенческого общежития. Отдать долг можно двумя способами; второй — убить другого должника. Но забирает спектакль не страдательным сюжетом, а легкостью интонации, которую отыскали актеры и режиссер, чтобы рассказать о том, как быль чудесным образом может превратиться в сказку.
Драматический |
16+ |
Дмитрий Егоров |
1 час 20 минут, без антракта |
Молодой питерский режиссер Дмитрий Егоров поставил пьесу Александра Молчанова. Она походит на сценарий роуд-муви, но и на сцене звучит отлично, что было проверено фестивалем «Любимовка» и «Театр.doc», где ее постановка вышла год назад. В МТЮЗе пьеса идет в той же белой комнате, куда Оксана Мысина в роли Катерины Ивановны приглашала публику на поминки по Мармеладову, — то есть в камерном пространстве и в порядке эксперимента. Хотя будь спектакль вынесен на большую сцену — да поведи старшеклассника на «Убийцу» вместо «Ревизора», и старшеклассник после «Убийцы» стал бы ходить в театр не из-под палки.
Пьеса рассказывает об экзистенциальном приключении попавшего на деньги студента. Лопуху Дюше нужно либо вернуть карточный долг взрослому Секе, либо съездить в соседний город и взыскать деньги с другого Секиного должника. А если у того не окажется денег, его нужно будет убить. Дюша отправляется в путь вместе с Секиной девушкой Оксаной, приставленной к нему надсмотрщицей. Вопрос «убить или не убить» должен быть решен срочно, что обостряет до предела все Дюшины переживания: вдруг накатившую нежность к Оксане, мужское фиаско, одиночество — но и надежду на то, что жизнь, несмотря ни на что, в надежных руках. Актеры ведут и диалоги, и повествование, в котором описывается провинция с ее автостанциями, дворами, общагами, унылыми деревнями и величественными закатами. Художник Фемистокл Атмадзас не мешает воображению публики, его сценография аскетична и проста: пустая белая комната, окно, сваленные в углу пружинные кровати и дверной проем, который символизирует, видимо, путь к спасению, — когда Дюша решается на убийство, он баррикадирует проем кроватями.
Молчанов рисует угрюмый мир, где если не ты, то тебя; где судьба пишется помимо твоей воли и остается только наблюдать, как чья-то рука выводит рисунок твоей жизни в придорожной пыли. Пьеса, несмотря на хеппи-энд, честная и мрачная. Спектакль, наоборот, вышел светлым, обнадеживающим и, чего уж тут скрывать, ужасно милым (тот же эффект был и в «Театр.doc»). Трое актеров в ролях девочки, матери и Секи (который всегда выигрывал в карты, потому что, когда фартило, он слышал музыку) играют точно, негромко и реалистично. В главной роли — Евгений Волоцкий, сделавший Дюшу трогательным, наивным, очень симпатичным существом, по отношению к которому бог проявил бы большую несправедливость, заставив его убить. Актер знает, что нравится зрителям, и на премьере видно было, что ему очень нравится нравиться. Но есть надежда (раз уж так много тут о ней говорилось), что со временем это пройдет.
Потрясающе!
Я ничего не ожидала от этого спектакля, и начало оставляло желать лучшего. Но спустя минут десять, я начала ловить себя на мысли, что совсем позабыла где и зачем я нахожусь. Я ощущала, что я полноправный герой происходящего. Было и такое что мне казалось, будто актеры мои старые друзья. Время пролетело мгновенно, и в тоже время казалось что прошел год, собственно именно так и ощущается жизнь.
Я считаю что такой эффект-это достижение!