Москва
7.1

Опера
Тристан и Изольда

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
Бот
Дмитрий Черняков
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Краткое содержание оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» укладывается в несколько строк: рыцарь Тристан любит принцессу Изольду, чужую невесту и – позднее – жену; Изольда любит Тристана, убийцу своего прежнего жениха; муж Изольды, добрый король Марк, страдает; верные друзья помогают, враг предает, любовники умирают. Опорные точки сюжета, заимствованного Вагнером из средневековой литературы (в первую очередь из стихотворного романа Готфрида Страсбургского), очень немногочисленны: любовный напиток – свидание – разоблачение – ранение – разлука – смерть. Обогатив старинную легенду образами из романтической поэзии Новалиса и идеями из философии Шопенгауэра, композитор сотворил грандиозный вокально-симфонический гимн любви и смерти, точнее – их слиянию, «любви-смерти». «Тристан и Изольда» – это радикальная психологическая драма, где средствами музыки воспроизведено каждое движение человеческой души: от истомы до экстаза, от мимолетного порыва до маниакальной страсти. Неутолимость любовного влечения рождает неизбывное напряжение в музыке: экспрессивные и зыбкие гармонии, вьющиеся побеги мелодий, томительные голоса скрипок, гобоя, английского рожка, все то, что Ницше называл «жуткой и сладкой бесконечностью»… «Этот “Тристан” будет чем-то потрясающим, – писал Вагнер Матильде Везендонк, своей “Изольде”. – Отлично поставленный, он сведет людей с ума». Так и получилось: мир помешался на «Тристане», на дурманящем «Тристан-аккорде», на экзальтированном «Просветлении Изольды». Партитура «Тристана» исчерпала возможности мажоро-минорной системы, определила развитие европейской музыки на десятилетия вперед и превратилась в миф, допускающий самые разнообразные интерпретации и режиссерские концепции. В дореволюционной России вагнеровский opus metaphysicum ставили дважды, оба раза – в Мариинском театре, после чего «Тристан» исчез из отечественной театральной жизни почти на сто лет. В 2005 году труднейшее как для исполнителей, так и для постановщиков произведение вернулось на мариинскую сцену. Центральная тема спектакля Дмитрия Чернякова – таинственная связь Эроса и Танатоса, «симпатия к смерти», которая управляет героями в гораздо большей степени, нежели любовь друг к другу. Если композитор редуцировал до минимума событийную сторону «Тристана» ради погружения во внутреннее «я» героев, то режиссер вместе с художниками (Зиновий Марголин, Ирина Цветкова, Глеб Фильштинский) отобрал у оперы еще и весь рыцарский блеск и средневековый шарм. Черный флаг, который, по выражению Вагнера, реет в последнем акте, превратился в черное шерстяное покрывало на железной пружинной кровати: такие буднично-знакомые детали щедро рассыпаны по всему спектаклю. Получилась полифония винтажного быта, узкоформатной картинки и завораживающего, неистово-роскошного звучания, затопляющего своими волнами, как кажется, весь мир. Христина Батюшина Мировая премьера: 10 июня 1865 года, Королевский придворный театр, Мюнхен Премьера в Мариинском театре: 5 апреля 1899 года (на русском языке, перевод Всеволода Чешихина в редакции Ивана Ершова, перевод Виктора Коломийцова (1909)) Премьера постановки: 27 мая 2005 года
  • Тристан и Изольда – афиша
  • Тристан и Изольда – афиша
  • Тристан и Изольда – афиша
  • Тристан и Изольда – афиша
  • Тристан и Изольда – афиша
Опера
12+
Дмитрий Черняков
5 часов 20 минут, 2 антракта

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Егор Галенко
372 отзыва, 400 оценок, рейтинг 21
8 апреля 2010
Возобновление одной из лучших постановок Чернякова

Эту постановку Чернякова, которую многие считают самой удачной у режиссера, показывали здесь в 2005-м, после чего — на «Золотой маске» в Москве, где «Тристан и Изольда» получил специальную премию. Кроме того, «Золотую маску» присудили Ларисе Гоголевской за роль Изольды, самой заметной вагнеровской исполнительнице по состоянию на сегодня (увы, на ближайшем показе «Тристана» ее не будет).

0
0

Отзывы

2
Qwe Rty
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
7 апреля 2021

Лучше бы сходил в цирк. Кто пропускает такие постановки в люди. Это позорище. Еще не кончился 2акт, не включили свет, как публика ломанулась к выходу.. похоже все ждали стартового выстрела.

2
0
7
Пользователь Афиши №5859291
0 отзывов, 1 оценка, рейтинг 0
9 февраля 2024
Декорации сильно отвлекают

Прекрасная музыка, приятные голоса. Очень отвлекают декоративные части постановки! Хочется закрыть глаза и тогда картинка складывается. А кулер, брючный костюм создают ощущение репетиции

0
0
10
Светлана Иванова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
20 марта 2023

Спектакль 17.03.2023. Мощный дебют Ольги Терентьевой в партии Изольды. Роскошное сопрано, для которого нет сложностей и преград, звучал голос превосходно. Актерская игра выше всех похвал. Очень понравились Юлия Маточкина и Михаил Векуа. Но Вагнер не состоялся бы без Великого Маэстро Гергиева.

0
0
4
АНАСТАСИЯ ГОРБАЧЕВА
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
19 марта 2023

Невероятная музыка, прекрасные голова и совершенно отвратительные, грязные дешевые декорации. Сопереживать героям не получается, визуальный ряд на столько упрощен и безвкусен, что абсолютно противоречит волшебной музыке!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все