Теперь нам не нужно далеко ходить, чтобы вдруг перенестись во французский театр века Просвещения. Борьба за власть и за любовь, споры о мудрости и красоте… Имена героев кажутся сказочными: царица Леонида, философ Гермократ с сестрой Леонтиной, прекрасный юноша Агис.
Пьер Карле де Мариво содействовал освобождению французской драматургии от канонов классицизма, создал новый театральный жанр, внес в драматургию изящество и интимность, легкость и лиризм сюжета, образность, виртуозную изысканность языка, используя приемы итальянской народной комедии дель арте. Его герои наделены возвышенными чувствами, и тем не менее они готовы на изобретательные хитрости.
Конечно, превратить пьесу драматурга, вершившего революцию на подмостках театров века XVIII, в постановку, интересную для современного зрителя, нелегко. Взялся за это питерский режиссер Алексей Янковский. Никакой рациональности, здесь все переворачивается вверх тормашками! Назвавшись именем молодого путешественника Фокиона, царица Леонида проникает в дом философа Гермократа, чтобы выразить уважение к его учености и провести у него некоторое время, слушая его мудрые наставления.
На самом деле она случайно узнает, что законный наследник Агис, родителей которого сверг и убил отец Леониды, чтобы занять трон, скрывается в доме Гермократа, но она не хочет повторять преступление своих предков. Леонида начинает следить за ним и… влюбляется в него. Выйти замуж за законного наследника — это разрешило бы все проблемы морального характера. Царица скрывается под чужим именем не только от Гермократа, но и от Агиса, чью ненависть она превратит в любовь…
Да, здесь, кажется, каждый влюблен в кого-то. Большая часть героев — в Леониду. Сама Леонида влюблена в Агиса, а разнообразие в эту цепочку вносят разве что слуги, испытывающие склонность друг к другу. Агис и Леонида находят свое счастье и покидают сад Гермократа вместе.