Про этот спектакль я слышала уже давно (с момента его появления в 2017), но все не могла определиться, хочу ли я... И что это - спектакль? Экскурсия? Жанр "синемоушн" мне, если честно до сего времени не попадался как-то (похоже, этот проект - первый в этом жанре для наших театров). Однако количество прочитанных восторженных отзывов перешло в качество - и вот уже я захожу в величественное здание театра Российской Армии.
Знакомое фойе выглядит необычно - очень мало зрителей, много людей в фирменных масках театра (прочему они не продают такие желающим?!), куча осветительных приборов в самых неожиданных местах.
Театр выглядит пустым, сумрачным и загадочным.
Но вот приближается заветная минута, служащие театра тихо подсказывают, что разбредаться не стоит, лучше пройти к центру фойе. Что просидеть весь спектакль в зале не удастся, я понимала, конечно, но все равно, внезапно оказаться практически в гуще событий, в одном пространстве с актерами - это очень, очень необычное ощущение! Нас буквально захватил водоворот истории - начиная с 30-х годов, когда был утвержден план московского здания театра по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева и фактически до наших дней.
Синемоушн - это когда кажется, что ты попал внутрь фильма, где все по-настоящему, - по-настоящему радуются, переживают, боятся, верят, спорят, любят. А ты - часть этого.
14 сцен (действий), каждая - по сути небольшой спектакль, со сценарием, актерами, костюмами, декорациями и спецэффектами, каждая посвящена значимому периоду или событию в жизни театра. И вот ты вместе со всеми оказываешься в эвакуации, бежишь по коридорам-катакомбам, трясешься в вагоне, полном раненных, присутствуешь на худсовете, вместе с Дейнекой (Андрей Пойдышев) лежишь на полу посреди фойе, ибо это - лучший ракурс для рассматривания нового плафона!, своими глазами видишь (можешь даже прикоснуться, если очень хочется) призраков и многое другое. Сразу скажу: последняя, четырнадцатая сцена - это настоящий аттракцион, неожиданный, уникальный! Старательно бью себя по рукам, чтобы не рассказать и не выложить видео, просто поверьте :)
Очень сложно, на самом деле, рассказывать об этом спектакле, потому что сплошной восторг (честно!), а просто пересказывать все не хочется. Все это об истории театра - да. Это не экскурсия в привычном нам смысле - нет, совершенно не экскурсия. Зрители все время перемещаются по зданию, оказываясь в местах, совершенно для зрителей не предназначенных в обычной жизни - да. Кстати, мало того, что за время спектакля мы прошли 1720 шагов (как написано на сайте), мы еще и много бегали по лестницам! Это надо иметь в виду при выборе одежды и (особенно!) обуви. Мало того, что много ходить, мало того, что много лестниц - еще и не везде ровный пол и хорошее освещение, знаете ли :)
В "Театре Звезде" занято много актеров, и все равно им приходится зачастую бежать к новому месту встречи быстрее группы зрителей, успевая еще и переодеться по дороге :) Это все немножко похоже на волшебство. Всех перечислить, наверное, не удастся. Попробую хотя бы некоторых вспомнить.
Конечно, наш ведущий, Тимур Еремеев, который замечательно провел нас от первой сцены к заключительной: быстро, выразительно, организованно, бережно. Идеальный ведущий!
Великолепная Людмила Коныгина - врач в медпункте, секретарь худсовета, и в дефиле костюмов она была в своем собственном костюме из архивного спектакля "Павел I", в то время как молодежь представляла, конечно, чужие 30-70-летние костюмы!
Мария Оамер - студентка, актриса. репетирующая роль Титании, артистка фронтовой бригады, одна из призраков...
Александр Рожковский - артист в сцене открытия театра, артист, репетирующий роль Петруччо, Юлий Чепурин, привезший Попову свою пьесу "Сталинградцы", один из приемщиков того самого плафона Дейнеки, член худсовета...
Интересно, что в роли Алексея Дмитриевича Попова, главного режиссера театра в 35-58 годах, в разных сценах были разные актеры: Максим Чиков, Илья Баранов, Александр Леонтьев, - что, как ни странно, не мешало совершенно.
Еще многие и многие заняты в постановке. Да что актеры - тут даже режиссеров трое: Галина Зальцман, Алексей Размахов, Глеб Черепанов, - и еще автор проекта Саша Денисова.
Этот спектакль - история самого ЦАТРА. И, если вы думаете, что 2 часа будете сидеть в мягком кресле, то ошибаетесь. Вы будете носиться по всем лестницам и подвалам, а также побываете на двух сценах: основной и малой. Кстати, последняя была сначала площадкой для репетиций. А первая - ну очень большая, поэтому Раневская отказалась служить в Театре Красной армии, аргументировав это тем, что она "не будет играть на стадионе."
Приходите на спектакль и вы узнаете о том, как рождались проекты театра и как его строили. Побываете на репетиции. Кстати, тут главное смотреть в оба глаза. Потому что в одном месте актеры репетируют, а в другом - режиссер и прочие ответственные товарищи за этим процессом наблюдают. И оба действа интересны донельзя.
Самая трогательная часть спектакля - это рассказ о годах войны, конечно. О фронтовых бригадах, об эвакуации, о том, как актеров брали в поезд лишь в качестве санитаров. О том, как в Свердловске, куда театр эвакуировали, ставили новые спектакли: "Сталинградцы" и "Давным-давно". Кстати, последний до сих пор идет на сцене театра.
Вы будете присутствовать при приемке нового плафона Дейнеки в фойе театра и сможете, лежа на ковре, наблюдать за физкультурниками, которые занимаются бегом.
Увидите показ театральных мод, в котором вместо нарядов haute couture - театральные костюмы.
Поглядите на самую длинную люстру в мире. Кстати, она занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Узнаете какие фильмы снимались в ЦАТРА, побываете на худсовете, познакомитесь с актерами... В общем, это крайне интересный и необычный спектакль, в котором нет сюжета как такового, а зрители перемещаются не только по фойе, но и по закулисью. Подумайте сами, вы во многих театрах на сцене и в нижних ярусах были? А тут - такой шанс.
Минусы.
Как таковых минусов нет. Разве что хочу предупредить: очень пожилым особам от посещения этого спектакля лучше воздержаться, потому что ходить нужно много и в полутьме.
Спектакль интересен любителям сталинской архитектуры. Здание театра огромное это главное, но увы по большей части изрядно запущенное, а то что отремонтировали в новоармейском стиле и вовсе ужасно, от разноцветных китайских штор рябит глаза, оригинальные диваны в стиле советского арт деко задвинули в туалеты и курилки, а в центральном фойе вокруг колонн расставили китайские пуфики. Труппа театра может и любит свой театр, но увы никуда не годна, жалко и молодых актеров, если ничего не поменяется, то они сгниют в этом театре, и старых, которым давно уже пора на покой, ну или максимум раз в месяц, можно играть безумного деда щукаря или черепаху тортиллу. Основа спектакля всякого рода байки и актерские воспоминания, представляющие по большей части мягко говоря фантазии в стиле экспресс газеты , особенно военной и довоенной поры. Ставить подобного рода мемуары бессмысленно, и конечно Глеб Черепанов взялся за невозможное, отдадим должное его храбрости. Ну не получилось ничего путноего, а что делать, ни у кого не получится. Театр как можно быстрее надо отдать вслед за театром Покровского под управление Большого театра, привести в божеский вид, и ставить там поначалу с помощью господ Чернякова и Ратманского советские балеты и оперы, и петь кантаты к дню рождения Сталина или 20 летию советской власти, они будет гармонировать с правильно отрестоврированным зданием ( оркестровую яму надо расширить и сделать полноценной) Много чего еще можно сделать, а вот сохранять труппу в нынешнем виде и с нынешним репертуаром, или советоваться с военным не стоит., при этом конечно торжественные заседания с выносом знамен и ротами симпатичных девок в белой форме с длинными ногами пусть проводят
«ТЕАТР ЗВЕЗДА»
В ТЕАТРЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ .
⠀
Бывали на иммерсивных спектаклях? На спектаклях-синемоушн?
Что это такое ?
Это вариант театрального действия, когда зритель перестаёт быть лишь статичным субъектом и вовлекается в действие, буквально погружается в него , проходит !! И ногами , и сердцем путь вместе с актёрами .
Автор проекта Саша Денисова ставила перед собой задачу сделать спектакль об истории Театра Армии , одновременно показав красоту и грандиозность его здания .
⠀
Получилось невероятно увлекательно .
Спектакль начинается прямо в фойе и продолжается по всему зданию: мы спускались в стилобат и поднимались наверх , пройдя за время действия 1720 шагов и множество ступеней .
И все это время с нами , около нас , вокруг нас разворачивались события из жизни театра .
Спектакль наполнен и забавными моментами и пронзительными до того, что дважды у меня на глазах выступали слезы , которые я пыталась прятать от таких же зрителей, с дрожащими на ресницах слезинками .
Действие идет по всему зданию : от первой сцены в фойе , мы пошли вслед за героями по самым разным помещениям: были в закулисье , сидели на большой и малой сцене , а актеры играли в зале, заглянули в правительственную ложу, побывали мы и в самом таинственном и обросшем легендами месте театра - стилобате (подземном лабиринте, который проходит под театром), спускались в подземелья и поднимались на самый верх .
Но ! Давайте по порядку.
⠀
1 сцена идёт сразу в фойе - это 1940 год, год открытия театра.
Как достоверно по документам и одновременно так узнаваемо по-человечески показаны все эти сложные моменты . И то, как решили строить театр в форме звезды , и невероятная по масштабу сцена, план благоустройства крыши ... но это вовсе не экскурсия : у каждого своя роль ( и не одна ) , все находятся в своём образе , все совершается в совершенно удивительной экспрессии и динамике .
⠀
Дальше мы идём , почти бежим за нашим проводником Тимуром Еремеевым по центральной лестнице . Замечательно выстроенная вторая сцена .
Перед нами разворачиваются репетиции спектаклей , которые были поставлены здесь первыми.
Действие происходит не только на балконе , где актеры играют актеров ( именно так), но и везде . Среди нас оказывается театральный критик . Мужчина, который не сводил глаз с актеров - это режиссёр и он убегает объяснять им роли . А пониже занята своим делом костюмер (Елена Анисимова) . Она развешивает ослиные головы , поправляет и утюжит Платья , жалуется , что материал пошёл "не тот", рассказывает забавный случай, один из многих, прошедших перед её глазами .
Сцены и персонажи настолько естественны и так разделены между собой в пространстве, что совершенно забываешь - в этот момент они играют спектакль .
Кажется, что просто ты случайно оказался в закулисье и сама жизнь разворачивается перед тобою .
А потом начинается война :
Сцены : штаб, эвакуация.
Мы шли по коридорам театра и везде натыкались на актеров или нервно , или обреченно пакующих вещи и костюмы в эвакуацию , где- то уже отключают свет и зрители идут только в скупых лучах фонариков . На полу девушка дописывает лозунг , раздаются крики : товарищи здесь опасно находиться - покиньте помещение ... ощущение полного присутствия .
Замечательная сцена : Попов в Свердловске . Театр в эвакуации - проблема что ставить в такое время ? Театральные мгновения и будни . Все очень реалистично .
А потом мы снова в темноте отправились к сцене 6 - Фронтовые бригады . Это поезд , где едут и умирают солдаты . И актриса не знает чем им помочь и не может , но ищет слово надежды или песню , чтобы спрятать за ней боль души , ставшую совсем невыносимой . А на станциях умерших в пути выносят на носилках .
И та сцена , где я все- таки не смогла не заплакать . Фронтовая бригада у костра . Нет никакой фальши в этих людях . Они не рассуждают о патриотизме . Думают как согреться , кто- то скучает по московским удобствам , кто- то вот так неожиданно почувствовал влюбленность ( жизнь ведь не остановишь ) ,- они такие живые и такие разные .
Но когда им сообщают , что они демобилизованы и есть выбор: вернуться или же добровольно остаться - остаются все . И все погибают . Они уходят в ослепительный свет с рассказом о том как они погибли , каждый со своей историей , без патетики , очень просто .
Сцена такая сильная, что я уже даже сейчас решила плакать . Человеческий долг , выполняемый людьми самыми обычными как и мы с вами , а не героический ура-патриотизм . Как это по- настоящему .
Я не хочу пересказывать спектакль ( все действие основано только на реальных фактах) , - это нужно видеть :
- то, как Дейнека разрисовал плафон в фойе и как его принимали товарищи из партии . А ты лежишь на полу рядом с автором и смотришь вверх на это произведение;
- история костюмов , где во всем есть характер и судьба;
- колодец призраков на потрясающей по красоте театральной лестнице, весь в синем нереальном свете ;
- сцена худсоветов и увольнения режиссера , поставленная по подлинным стенограммам ...
И вот мы снова возвращаемся на Большую сцену и перед нами выходят актеры, занятые в спектакле , они представляются и говорят несколько слов о себе , настоящих , а не о ролях :- я первый год в театре и уже успела полюбить его...,- я уходила из этого театра , но вернулась , оказалось, что я не могу без него..., - я работаю в нем 37 лет и это мой дом..., -я смотрел сверху на сцену и был поражён этой высотой .....
Спасибо огромное всем , занятым в спектакле актерам за эту даже не игру , а правду .
Режиссеров спектакле трое : Зальцман, Размахов и Черепанов - они ставили разные сцены , но спектакль смотрится абсолютно цельным и проживается как один миг .
При том, что невероятно сложно организовывать для действия неприспособленные для этого площадки , Все безупречно контролируется . Темп , смена мест, безопасность и комфорт зрителей одновременно с полным погружением .
Свет, звук, дым, снег - все спецэффекты продуманы и гармонично вписываются в действие . А актеры ни на миг не выходят из образа . Я выходила последней из комнаты , где Ворошилов говорил по телефону и он продолжал внимательно слушать трубку , даже когда зрители ушли .
Я рекомендую спектакль к просмотру всем . Даже не к просмотру !
Такой спектакль надо прожить , а не увидеть .
⠀
Учтите два нюанса : позаботьтесь о билетах заранее, ведь В одном спектакле участвует чуть больше 30 зрителей. И обязательно удобная обувь - подвалы и лестницы не для каблуков и шпилек .
⠀
Есть легенда о том, что архитекторы по требованию Ворошилова долго пытались вписать классическую архитектуру в форму звезды. В итоге, Театр Армии изнутри стал похож на лабиринт.
Вот по этому лабиринту и бродят, а точнее будет сказать - бегут за ведущим, чтобы не потеряться, зрители, пришедшие на спектакль «Театр Звезда». Ведь зачастую путь лежит чуть ли не в кромешной тьме… (пугаю, по всему пути следования стоят молодые девочки и мальчики, которые в нужный момент включают фонарики).
В постановке действие разворачивается в тринадцати локациях! Верх-вниз, от стилобата — основания здания, до сцены Малого зала, расположенной на самом верхнем этаже. За время действия зрители проходят 1720 шагов!!!
В каждой локации разворачивается отдельное действие, связанное с историей Театра. Одно из самых завораживающих под названием «Призраки в колодце», проходит на знаменитой пятигранной лестнице, охватывающей все надземные и подземные этажи.
Честно говоря, я немного устала, так как присесть была возможность не везде. Зато можно было прилечь на специально расстеленный ковер (что я и сделала), чтобы полюбоваться на легендарный плафон работы художника Александра Дейнеки, который является сокровищем мировой живописи!
Не хочу рассказывать о том, какие факты из истории Театра за два с лишним часа можно будет увидеть (и где что происходит), отмечу только, что создается полное впечатление сопричастности всему, что показывают артисты! У меня до сих пор такое ощущение, что я реально побывала и на репетициях у Алексея Дмитриевича Попова (а на ваших глазах будут рождаться спектакли – легенды «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Гусарская баллада»), что сидела у костра, а затем тряслась в вагоне –теплушке, с фронтовой бригадой Театра.
Спасибо создателям спектакля за пережитые эмоции! Было весьма интересно!
На днях иду в ЦАТРА вновь и теперь уже совсем по - другому взгляну на него, ставшего мне вдруг каким-то родным…
Давно хотела попасть на этот спектакль. Правда почему-то считала, что это больше экскурсия, нежели спектакль. Ошиблась. Всё же это именно спектакль, просто сценами становятся различные уголки театра. В программке заявлено, что зрители сделают 1720 шагов. И это без указания набора высоты! :-)))))
Как минимум очень необычный формат спектакля. Локации меняются почти калейдоскопично. Посмотрели зарисовку из жизни театра, вскочили, перерысили в другое место. Мне очень понравилось! И хоть основа спектакля документальные факты (ну, и байки в какой-то степени), а не какое-либо художественное произведение, проникаешься определёнными моментами похлеще лучших образцов классической литературы. Хотя бы история о 10-й (если не ошибаюсь) фронтовой бригаде. Очень трогательные, если не сказать рвущие душу, сцены... А увольнение главного режиссёра Попова?
Но были и весьма забавные моментики - как например приёмка (или вернее неприёмка) панно Александра Дайнеки (хотя не уверена, что ему самому было смешно в тот момент). Или рассказы от костюмера. А выкозюливаться? А худсвет? Хотя это скорее грустно, чем смешно было. А дефиле с демонстрацией костюмов из спектаклей прошлых лет? Были и приведения, и даже Уинстон Черчилль!
По каким только коридорам мы не блуждали. Например, побывали в стилбате - пространстве "под" колоннами, которые располагаются по периметру здания.
Это всё нам рассказал наш ведущий и направляющий зрительского потока - Тимур Еремеев.
А после спектакля мы попали ещё и на фестиваль "Лестница"!!! Актеры театра выступали прямо на лестнице театра!!! Под открытым небом это было очень эффектно!
Спектакль продолжительностью в 1720 шагов
Я очень люблю Театр российской армии, был момент, когда я пересмотрела там весь репертуар. Поэтому мне было очень интересно посмотреть спектакль-экскурсию (или как еще определить жанр того, что я видела) под названием «Театр Звезда».
Театр открылся 6 февраля 1930 года спектаклем, посвящённым советско-китайскому конфликту на Китайско-Восточной железной дороге. Но тогда Театр располагался в концертном зале Центрального дома Красной армии и на концертных площадках.
Здание в форме звезды по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева было построено к 1940му году на площади Коммуны (сейчас Суворовская площадь). И начало необычного спектакля показало развитие событий. И даже откуда появилась именно форма звезды у театра — Климент Ворошилов обвел свою пепельницу и отдал этот «рисунок» архитекторам.
Сейчас символ звезды можно встретить по всему театру — на стенах, потолке, в архитектурных деталях.
Было очень любопытно, перемещаясь по театру, увидеть фрагменты репетиций первых постановок Театра. Возникает ощущение, что подглядываешь за творческим процессом, да к тому же не сегодняшнего дня, а 30-х годов прошлого века.
Затем перемещение за нашим ведущим Тимуром Еремеевым перенесло нас в суровые 40е годы. В годы войны Театр был отправлен в эвакуацию в Свердловск. Но и там творческая работа не останавливалась.
В трудное время был поставлен спектакль «Давным-давно», а мы наблюдали, как он создавался, и как автор пьесы отстаивал каждого персонажа.
Самыми тяжелыми сценами оказались для меня те, которые мы смотрели, перемещаясь по стилобату здания. Здесь были показаны эпизоды, когда из актеров театра были сформированы фронтовые бригады. Где еще в театре довелось бы посидеть на ящиках у костра, слушая диалоги актеров.
Были показаны и эпизоды худсоветов, когда принимались решения, которые не красят руководство Театра того времени — как ставили спектакли, угодные власти, но скучные и неинтересные для зрителей, как латали старые спектакли, задавливая режиссера.
Еще из поразительных эпизодов спектакля, стал момент, когда зрителям было предложено прилечь на ковер, который специально для этого расстелили на полу. Представьте себе, в одном из залов театра Вы лежите на ковре, рядом с Вами прилег художник, который написал один из красочных панно, а вокруг лежат другие зрители, которые всматриваются в перспективу и изучают спортсменов, бегущих летним днем. Впечатляет?)
Не обошлось и без показа театральных мод из спектаклей разных сезонов.
Перед посещением главного зала Театра не обошлось и без мистики. Нам повезло увидеть духов актеров, когда-то игравших на сцене Театра советской армии.
Финал спектакля состоялся на Большой сцене. А сцена на самом деле большая, зал вмещает больше 1500 человек, высота сцены — 35 метров. На сцену когда-то выезжали танки, а Фаина Раневская отказалась играть в этом театре со словами «Я на аэродромах не играю».
Это было просто потрясающе — постоять на сцене, где в образе Дон Кихота еще несколько лет назад выходил Владимир Зельдин. Но и нынешняя труппа Театра играет замечательно. Спасибо актерам и творческой группе за спектакль «Театр Звезда». Может написала очень сумбурно, но даже сейчас, через несколько дней после просмотра, эмоции еще не улеглись.
P.S. на спектакль рекомендую надевать удобную обувь. мне рекомендовали взять фонарик, но мне освещения вроде бы хватало
Центральный Академический театр Российской Армии продолжает удивлять. Весной я побывала на уникальном автоспектакле, а теперь - на иммерсивном спектакле «Театр Звезда». Автором проекта в этот раз стала Саша Денисова.
Действие спектакля проходит по всему периметру театра. Начиная с фойе, мы прошли по самым разным помещениям театр: заглянули за кулисы большой и малой сцены, посмотрели правительственную ложу, побывали и в самом таинственном месте театра - стилобате (подземном лабиринте, который проходит под театром). Давайте обо всем по порядку)
Заходя в фойе, мы перемещаемся в 1940 год, в год открытия театра. Артисты рассказывают (и показывают) нам о том, с чего все начиналась, как пришла идея построить театр именно в форме звезды, что из оригинального проекта так и не было осуществлено.
Дальше, следуя за нашим проводником (Тимуром Еремеевым) по театру, мы знакомимся с теми спектаклями, которые были поставлены на этой сцене первыми. Особенно мне понравилась костюмерша, непринужденно наглаживавшая костюмы.
Дальше объявление о начале войны и эвакуация труппы театра в Свердловск. Мы почувствовали атмосферу того, что творилось в театре в те годы. На протяжении всего нашего пути действие не останавливалось, в коридорах бегали артисты в панике и собирали свои вещи.
Если почитать историю театра, то мы узнаем, что в эвакуации из труппы было сформировано 19 фронтовых концертных бригад. Теперь мы проследим за одной из них. Здесь артисты оказались максимально близко к зрителям, с нами на лавках сидели солдаты, которые пришли посмотреть представление приехавших артистов. Когда артисты рассказывали, чем для каждого из них закончилась война, многое зрители плакали. Было страшно видеть, как уходят те люди, с которыми ты только что ехал в поезде, пробирался через густой и темный лес, сидел и пел песни у костра.
И вот мы снова возвращаемся в театр, война закончилась. Теперь мы познакомимся с руководителями театра, с великими артистами, которые там играли; увидим уникальные костюмы самых разных времён, узнаем историю росписи одной из фресок...
Сам по себе формат спектакля уникальный. Зритель полностью погружается в эпоху, в те эмоции, в те обстоятельства. Радуешься победам театра, переживаешь за судьбу каждого из актеров, испытываешь весь спектр чувств.
Техническая часть сработана очень хорошо. Свет, звуки, дым, снег - очень много, будоражащих спецэффектов. Нигде нет заминок, ты постоянно в движении. Чтобы зрители не запутались и не споткнулись, путь освещают фонариками.
Оценила я и решение одеть рассказчика в самую обычную одежду, какую России мы с вами в поседневной жизни. Для нас он не артист, а друг, рассказчик, проводник в тайны театра.
Моей любимой сценой стала лестница, на которой можно было услышать духи покинувших нас артистов. Она была очень похожа на какой-то загадочный портал в потусторонний мир.
Артисты большие молодцы, ни на минуту не выходили из образа. Генерал Ворошилов (Михаила Данилюк) до тех пор, пока все не вышли из помещения, всем своим видом показывал важность своего телефонного разговора. Впечатлила Мария Оамер необычайно трогательная со слезами на глазах в роли актрисы, которая на время стала санитаркой.
Мне очень понравился этот спектакль, много нового узнала про театр. Точно буду рекомендовать его друзьям и знакомым.
P.S. Если решите пойти, позаботьтесь о билетах заранее. В одном сеансе участвует всего 30 зрителей. И, пожалуйста, оденьте удобную обувь - 1720 шагов по лабиринтам и лестницам, все-таки.
«Театр «Звезда» - кажется мне, должен стать настоящей визитной карточкой Театра Российской Армии. Ведь это настоящий иммерсивный квест по историческому зданию театра, с рассказом об его истории и полным погружением в окружающую действительность, с участием основной части театральной труппы. Для постановки была проделана огромная предварительная работа: изучены архивы, собраны воспоминания старейших участников труппы.
Театр Российской Армии – для меня один из любимых, какой-то «родной», я смотрела там бОльшую часть репертуара, поэтому мне было очень интересно познакомиться с ним еще ближе. Экскурсия длиной в 1720 шагов под руководством ведущего Тимура Еремеева, по тайным коридорам, закоулкам здания, лестницам, и подземельям здания, которому уже более 90 лет. Спектакль начинается в огромном холле театра, с рассказа архитекторов Алабяна и Симбирцева о своем проекте, а также о том, как должен был бы выглядеть театр: например, его вершину должна была стоять фигура красноармейца, который «защищал» бы фигуру Ленина, которая так и не была водружена на Дворец Советов. Театр Красной Армии был построен в 1940 г., но отыграть артисты успели всего один сезон. Следующая сцена – довоенная репетиция спектакля режиссера Андрея Попова, и слова Левитана о начале войны…
А далее – долгие военные сцены: пока стратегически опасное здание театра, построенного в форме пятиконечной звезды, один из лучей которой указывал на Кремль, маскировали, защищая от бомб, труппа была эвакуирована в Свердловск, где были отрепетированы и поставлены несколько спектаклей, в том числе и знаменитейший «Давным-давно» (по пьесе А.Гладкова, по которой позже снимут упрочивший славу произведения фильм «Гусарская баллада»). Забавно, что режиссер Алексей Попов упорно призывал вычеркнуть из произведения Кутузова, и не хотел давать роль Шурочки Любови Добржанской из-за ее возраста – она была вдвое старше своей героини.
Часть труппы оказалась в прямом смысле «на передовой», уехав с обычными летними гастролями по стране, попали практически в эпицентр боевых действий. Впоследствии было сформировано 19 фронтовых концертных бригад, выступавших на фронте и в тылу. Очень проникновенные сцены, где артисты рассказывают, как ждали люди хоть крупицы счастья в те тяжелые дни: выступления актеров были той ниточкой, которая позволяла представить, что все нормально, по-прежнему. Когда однажды во время выступления погас свет из-за отрезанного электричества, артистов просили играть при свете карманных фонариков. Зрители вместе с артистами побывают и в эвакуационном эшелоне с ранеными, и на привале, и самое страшное – рассказ о том, как концертная бригада - совсем молодые, не готовые к этому ребята, попали в плен к немцам. Сцены проходят в темном подвальном помещении – стилобате, основе конструкции, на которой базируется множество колонн театра, что еще более усиливает тягостное впечатление.
Но жизнь продолжается, и мы переносимся в послевоенное время расцвета театра: смотрим на огромный зрительный зал (самая большая театральная площадка Европы!), слушаем рассказ про посещение У.Черчиллем правительственной ложи, а также оцениваем самую длинную люстру в мире – это люстра, которая спускается вдоль всей лестницы на выходе из Большого зала. А еще, мы побываем на настоящем худсовете, на который нельзя опаздывать, полежим на ковре, чтобы оценить по достоинству несогласованный с партийным руководством плафон с бегущими кросс красноармейцами А.Дейнеки, и посмотрим дефиле исторических костюмов.
А еще, действительно присутствует ощущение, что темный театр полон призраками уже ушедших артистов, а заблудиться в его подземельях и коридорах я бы никому не пожелала – похожее ощущение было у меня только в парижской Опера Гарнье.
Я раскрыла далеко не все секреты театра, конечно. Обязательно посетите этот спектакль, чтобы узнать о нем все, он действительно того заслуживает!
P.S. Протяженность маршрута – 1720 шагов, по темным коридорам и лестницам, поэтому ни в коем случае не надевайте каблуки, и фонарик на телефоне тоже будет не лишним.