Драматический |
16+ |
Александра Толстошева |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
В Татьянин день посетили спектакль «Таня-Таня». И это оказалась наиболее известная пьеса Ольги Мухиной, которая сочиняет их только о любви — с примесью абсурда и чеховской стилистики.
Таня и Девушка из оригинальной пьесы в этом спектакле — Таня и Таня.
Бывают люди, которые по поговорке съели друг с другом пуд соли, а здесь шестеро персонажей словно бы съели друг с другом пуд любви. И каждому зрителю, который сочиняет свой отзыв, всё равно придется упомянуть их тотальную любвеобильность, когда не просто он любит ее, она любит другого... Нет, тут бывает, что он любит ее, но и другую тоже вроде бы любит. Так, кстати, бывает и в реальности, но довольно редко. А тут мы видим сплошь трогательных людей, довольно независимых от быта и общества. У них как раз полюбить-то и получается, не без странностей, конечно.
Хозяина дома играет Александр Тараньжин. В реальной жизни ему — 60 и он не выглядит моложе своих лет, а всё туда же…
Содержание, сотканное из недосказанностей, пересказать не получится, спойлеров не будет.
Спектакль — эротические мечтания, точнее томления, которые под конец начинают складываться в ребус.
Фоновая музыка исключительно французская.
Монологи напоминают обрывки внутренней речи.
Сцены нет, и когда сидишь в первом ряду, спектакль начинает казаться, как ныне модно говорить, иммерсивным. Близость героев сначала побуждает им сопереживать. Потом это делать бросаешь, так как происходящее превращается просто в какое-то очаровательное кружение. Да и любовные треугольники тут какие-то неострые.
Зрителей смешит выпивка, спрятанная в самых неожиданных местах — особенно в фортепиано и мусорном бачке.
Отсылки (наукообразно называемые аллюзиями) к Чехову делаются не только тонко, например, через то, что всё действие происходит в загородном доме, словно в усадьбе («в Бибирево всегда хорошо»), но и явно — через наименование мужских персонажей Иванов и дядя Ваня.
По костюмам (пластинкам и отсутствию телевизора) моя спутница пыталась восстановить время действия. Попробуйте сами, если что.
В целом удовольствие получить можно (вот у меня получилось). Но оно не гарантируется. Ведь герои ведут себя глуповато.
Простите, но где смысл в этой пьесе? Пустота, обрывки, грусть. Нет легкости, нет лета, а должно было бы быть. И даже главный герой - веранда дачи не спасает
Когда читала анонс спектакля «Таня-Таня», у меня почему-то в голове сложилась совсем другая картинка, чем то, что в реальности мы увидели на сцене... И в этом был первый шок. Второе удивление — постоянное несовпадение реплик героев и их действий, полное отсутствие логики в их поступках. Например, Иванов говорит о любви к своей жене, в красках расписывает какая она чудесная и как он сильно её любит и в то же время всячески подкатывает к другой девушке... И такое несовпадение повторяется раз за разом... Плюс сами герои периодически говорят, что это бред, все бред... и ты готов с ними согласиться... В итоге не все зрители досидели до финала :)
Кроме того постепенно начинаешь догадываться, что автор явно пытается построить какие-то ассоциации с драматургией Чехова... Герои с теми же именами (Иванов, дядя Ваня), действие происходит в саду, а в финале они все переодеваются в платье времен Чехова... Но для меня это все были лишь смутные ассоциации, это потом я увидела, что люди по этому поводу даже научные статьи пишут и находят в этом глубокие смыслы...
Меня же пробило на ассоциации не с Чеховым, а с нашей нынешней ситуацией... Когда говорим одно, а делаем совсем другое... Мужа заделала реплика, повторяемая много раз, что все будет хорошо... Но хорошо не становится, становится только хуже... А чтобы стало реально лучше, надо не разговоры разговаривать, а что-то хорошее делать...
При этом спектакль в чем-то забавный, порой смешной и очень атмосферный... Если Четвероногую ворону Хармса я с радостью могу посоветовать всем любителям абсурда, то про этот спектакль трудно дать рекомендации... Он не просто абсурдный, он лишен всякой логики... Но если в него погрузиться, то можно найти что-то своё... в мыслях, в эмоциях... Для меня он стал кривым зеркалом нашей жизни, смотреть в которое не очень хочется, но виновато в этом не зеркало.
Я была довольно подготовленным зрителем - видела спектакль по этой пьесу у Фоменок, правда в записи. Была готова, что экшена тут не так много, но все же затянутый спектакль, как по мне.
При том что точно понравился! Не буду писать "must see" или "всем срочно бечь", но есть в нем притягательность. Во-первых явная чеховская атмосфера, когда размеренность жизни с какими-то мелочами милыми, а иной раз и глупыми, скрывает этот стремительный и невозвратный бег времени. И сюжет-то простой - Саша любит Машу, а Паша любит Таню. Потом вдруг Саша любит Таню. Но каждый раз и любят, и ревнуют так искренне, так увлеченно!
У фоменок состав был явно моложе, а тут даже эффектней, что Балалаев и Тараньжин немного постарше. Буйство чувств они выдали просто прекрасно! И как раз подводит к идее, что любовь все возрастам покорна. И это не от даты в паспорте зависит, а кипения в крови. И если приманкой для меня на этом спектакле был Балалаев, которого многократно видела в мюзиклах, а в драматическом спектакле, да еще таком малом пространстве видела в первые, то вот Тараньжин просто открытие! В общем между очарованием и бархатными интонациями Иванова и "раздалбайством" Охлобыстина я б не знала, что выбрать. Вот правда сражают своей искренностью!
Шикарная Зина - Екатерина Александрушкина. Вот уютная и харизматичная! Красивая Алла Онофер. Но наверное больше всего из дам понравилась моя тезка Таня - Екатерина Кирчак. Один ржавый велик (или чемодан без ручки?) к её длинному платью и каблукам чего стоит! А музицирование? Но вообще милая сумасшедшинка, что впрочем присуще было всем героям спектакля.
Вообще много было забавного междустрочья. Безумно хотелось в мусорный бак или пианино заглянуть. А то и квест в поисках заначки пройти. И чуть не забыла еще двоих героев-приколистов спектакля - "золушку", вечно теряющую туфельки Антона Коршунова и сурового пацана "без паспорта" (по возрасту не положено) Искандера Шайхутдинова.
Послевкусие от спектакля прекрасно, даром что в финале маячит тень "Трех сестер", героев зовут Дядя Ваня и Иванов, но длииииинно... Непросто было высидеть.
Ах, да... А этот французский шарм? Из монологов на французском даже что-то понимала, но и музыка какая была! Создавали хорошую атмосферу!
Пару лет назад я смотрела на сцене «Игры во флигеле» МТЮЗа спектакль «День рождения Смирновой» - совсем не понравился. И вот я наступила на те же самые грабли, не прочитав, что режиссер премьерного спектакля «Таня-Таня» та же Саша Толстошева. Ну, не мой это режиссер. А ведь за «День рождения» она была номинирована на «Золотую маску»!
Во время спектакля меня не раз посещала мысль, что режиссер неудачно пытается скопировать стиль моего любимого театра «Около» и я оказалась права – Саша ученица Юрия Погребничко! Кстати, пока мне так и не удалось посмотреть пьесу Людмилы Петрушевской у них (билет был куплен, но спектакль отменили).
Мне не понравилось в «Тане-Тане» буквально все – начиная от сценографии, костюмов (все дамы на высоких каблуках, мужчины же – в тапочках и галошах), заканчивая выбором артистов, особенно на роль Василия Охлобыстина – его играет шестидесятилетний актер Александр Тараньжин, выглядящий аж как семидесятилетний старик… Признание ему в любви Зинаиды и его притязания на любовь Тани выглядят просто нелепо…
И «ружья, висящие на сцене», здесь не стреляют! Обе Тани поносили, поносили в руках кирпич, да и положили его обратно на сцену (как лишь один из примеров).
Пьеса Ольги Мухиной показалась мне абсолютно не интересной, а поднимаемые в ней темы избитыми. Наверное, я не права, просто ее здесь так преподнесли. Ведь когда-то эту пьесу ставил в своей Мастерской сам Петр Фоменко!!! А вслед за фоменками «Таню-Таню» поставили в Челябинске, Санкт-Петербургском театре сатиры на Васильевском острове и даже где-то в Болгарии. Надо будет ее найти и прочитать.
Я же с великим трудом высидела второе действие (первое хоть было динамичным), через каждые пять минут глядя на часы. При этом, я была не одинока – экраны телефонов периодически вспыхивали то тут, то там.
Зал был полупустой и это, если учесть, что основную массу зрителей составляли фанатки Игоря Балалаева, пришедшие на спектакль с шикарными букетами, чтобы поздравить своего кумира, звезду многих нашумевших мюзиклов, с Днем Рождения!
Признаюсь честно – я тоже пришла на этот спектакль ради Игоря Балалаева. Хотелось увидеть его в драматическом спектакле, но, увы, здесь, хоть и роль у него главная, а играть было нечего. Придется пересматривать виденную когда-то «Леди Макбет…» или сходить на «Слона».
Думаю, что спектакль «Таня-Таня» в скором времени исчезнет с афиш МТЮЗа. При этом сцена «Игры во флигеле», на которой идут шедевральные спектакли «Кроткая», «Коллекционер» и «Улетающий Монахов», много не потеряет.
P.S. Прочитала предыдущий отзыв, в котором очень хвалят этот спектакль. Так что сколько людей, столько и мнений!