Москва

Спектакль в Москве
Стеклянный зверинец

Постановка - Театр, которого нет
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Мы играли эту пьесу с 2011 по 2017, в разных городах и даже странах, на разных площадках и для разных зрителей... И вот теперь, мечтая преодолеть пространство, время и даже законы гравитации, попробуем вновь войти в эту реку под названием Теннесси Уильямс. В новом составе, и даже не одном. Очень надеемся, что у нашего любимого спектакля откроется второе дыхание и начнется новая счастливая жизнь!
  • Стеклянный зверинец – афиша
  • Стеклянный зверинец – афиша
Драматический
14+
Анна Пухова
24 апреля 2011
1 час 15 минут, без антракта

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Марина Маркевич
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
29 сентября 2013

Театр которого нет
«Стеклянный зверинец»
Мы все в грязи, но некоторые из нас смотрят на звезды
(О. Уайльд)
"Все в мире зависит от тебя"
Московский негосударственный театр «Театр которого нет». По словам самих актеров, это не классический и не бытовой театр. В драматургии они отдают свое предпочтение классике, но под определенным углом зрения. Так автобиографическая пьеса Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец» предстает перед нами в необычной постановке Анны Пуховой. Вроде бы казалось: что еще нового можно сказать о пьесе, которая неоднократно ставилась в театрах и была экранизирована. Но Анне Пуховой удалось внести свое слово в классику, не только современным прочтением пьесы, но и непривычным восприятием образов персонажей. Каждый из них является законченным художественным портретом. Они интересны и как отдельные личности и как общий ансамбль. Глубина раскрытия образов дает возможность создать отдельные спектакли о каждом из героев.
Жанр пьесы – драма. Еще до начала спектакля Анна Пухова интригует заявляя, что это мистическая драма.
Как и все пьесы Уильямса, Стеклянный зверинец посвящена проблеме семьи, внешне благополучной, но в, которой существует постоянный внутренний конфликт между членами этой семьи, и внутри каждого из них. И, как все пьесы, очень автобиографическая. Главный герой пьесы – Том. Писатель, работающий в обувном магазине. Его семья – мать Аманда и сестра Лаура. Мать – демоническая женщина, которая пытается руководить жизнью своих детей. Сестра Тома – милая девушка, но от рождения у нее одна нога короче другой. Из-за этого у Лауры с детства комплекс неполноценности – боязнь людей, ощущение своей ничтожности. По просьбе матери, Том знакомит сестру со своим одноклассником Джимом. Сестра оживает, но ее ожидает удар – оказывается, что Джим уже помолвлен. Том, знакомя их, не знал об этом. Но вина от того, что сестра получает от жизни очередной сокрушительный удар, ложится и на Тома. Он уходит из дома и, как, многие герои Уильямса, погружается в мир иллюзий. Спектакль – рассказ-воспоминания Тома обо всех происшедших событиях.
На протяжении всего спектакль главный герой Том борется с чувством вины и со своими воспоминаниями, преследующими его всю жизнь. Перед ним предстают живые картины всего прошедшего в жизни и открывают его внутренний мир. Что же произошло в его мире? Что произошло в мире остальных членов его семьи. Режиссер спектакля по-своему отвечает на этот вопрос и по-своему трактует пьесу.
Обстановка на сцене сведена к минимуму. Главный акцент спектакля делается на игре актеров.
Минимализм в декорациях неслучаен. Они абсолютно точно отображают мир Тома и пустоту, ту, которая, подобно плесени, его поедает. Внутренний мир Тома – это слабо освещенная комната, и несколько зеркал во весь рост. Сами зеркала – тусклые, изображения искривляются в них. Это и есть проекция жизни героя, достаточно потрепанной и изуродованной родными людьми, и жизнь родных людей, изуродованная им. В пьесе Тенесси Уильямса стеклянный зверинец – это коллекция зверушек из стекла, которые собирает Лаура и которые помогают ей выжить в окружающем мире. Режиссер это видит по-другому. Зеркала – стеклянный зверинец. А герои, отражающиеся в них это и есть коллекция зверушек. Отражение героев символизирует сложность и изломанность их внутреннего мира. В спектакле – отражение героев в зеркалах это их внутренний мир, их души, которые совершенно противоположны внешнему благополучному виду героев. Режиссер позволяет нам увидеть одновременно действия героев, как человеческих оболочек, так и противопоставить этим действиям – отражениям в зеркалах – реальные глубоко запрятанные мысли и внутренние порывы героев, то есть показать их истинную сущность. В мизансценах спектакля очень важно, то что актеры, двигаясь по сцене перемещают зеркала, для того чтобы зритель видел их отражение. В отличие от пьесы Шварца «Тень», где тень убегая от героя, заменяет его в жизни, герои зверинца перемещаясь по сцене боятся расстаться с зеркалами, как лишиться части души.
Сценография, точнее самое минимальное ее наличие, играет большую роль в формировании фантасмагорического мира, созданного Анной Пуховой. Минимализм на сцене. Но это тот особый, художественный минимализм, позволяющий достичь и постичь замысел режиссера. Пространство принимает и создает психоделическую гармонию между хаосом и порядком, между рождением и смертью, которая в обличении ушедшего отца мелькает в зеркалах. Незаполненность сцены передает ощущение пустоты, то есть отсечение привязанностей к внешнему миру. Отражение ушедшего отца мелькает в зеркалах , говоря о том, что покинув этот мир ты останешься лишь отражением собственного образа в умах тех,кто о тебе помнит. Фигура отца представлена в виде черной тени человека. Та же черная фигура и в эмблеме "Театра которого нет". Отец Тома – это человек, которого нет в перечне действующих лиц пьесы, его нет в программке. Но он есть в сердцах тех, кто его любит. Как и сам театр, которого нет ни на одной афише, но есть в тех сердцах, которые затронул.
Воспоминания Тома – вещь тонкая и абсолютно интимная. Они приходят внезапно, даже когда о них не хочется думать. В виде одиноких фигур предстают перед глазами и напоминают, что не так и просто от них избавится. Том открывает перед нами двери своего мира, он пускает нас в ту часть своей жизни, которую так хочет забыть, а может быть исправить. И в его сознании образ матери Аманды, сестры Лауры и друга Джима, искажены неприятными ассоциациями, вызванными комплексом вины как перед собой так и перед ними. И то, какими они предстают на сцене – не что иное, как отношение Тома к ним самим и самому себе.
Здесь – его мать Аманда. Глядя на эту женщину, вспоминаешь картину Бернардо Строцци «Старая кокетка». Размазанный по лицу макияж, растрепанные волосы, вечернее платье поверх которого одет растянутый свитер – говорят о том, что когда-то она была красива.
Кажется, что именно это и была цель ее жизни – сводить с ума. С ума она сводит не только мужчин, но и своих родных.
Как часть воспоминаний – Аманда – это груз, который не дает Тому освободиться от прошлого. Она его мать, но и она стеклянная фигура застывшая в его воображении, ее впору разбить.
Основным лейтмотивом музыкального сопровождения спектакля, звучит песня Джонни Кэша – это корневая американская музыка выстроенная по принципу монотонности и повторения многократного одних и тех же нот с медленным развитием сюжета, но при этом вводящая в трансовое состояние, заставляющая находится в пограничном слое между сном и явью. То есть как бы находясь в другом измерении, другом мире. Использование подобного подхода в музыкальном оформлении подчеркивает существование героя в двух пространствах в настоящем мире и мире воспоминаний. Она звучит в начале, в виде заезженной пластинки. И в конце, в исполнении Аманды.
Соприкасаются два мира. Реальный мир Тома, в котором есть проблемы. И мир его воспоминаний. Но и в мире иллюзии, в которых он непосредственный участник. Каждый образ, возникший в его голове, отображает отношение Тома к нему. В сценах, где он реален, реплики идут в зал, прямо на зрителя, иногда он смотрит вверх. Том не сходит со сцены, присутствует и в тех моментах, где не принимает участие, находится где-то сбоку, в тени.
Актеры выходят на сцену из задней кулисы. Создается впечатление, будто они приходят из пустоты, появляются из неоткуда. И можно сказать, уходят в никуда, без причины, просто исчезают. Такая концепция дает понять, какие-либо яркие куски из жизни могут застать внезапно, они не предупреждают о своем прибытии. Воспоминания просто возникают в голове и так же просто они возникают на сцене.
Спектакль по-сути можно разделить на три части: первая – это проблема Тома и матери, вторая – проблема Аманды и Лауры, и третья проблема Тома и Лауры. На протяжении всего спектакля сквозным действием тянется проблема личности Тома. Причина его страданий, алкоголизма, ненависти.
Значимость света. Цветовое решение спектакля темно-коричневый цвет. Но главное – это нисходящий сверху луч света. Озаряя фигуры в пространстве подчеркивает значимость момента. Так в сцене, где Аманда и Том остаются одни полностью гаснет свет и луч падает только на них. Аманда не участвует в этой сцене. Это монолог Тома. Но ее присутствие говорит о том, что именно она доставила сильную душевную боль. В это монологе Том говорит, как сильно он ненавидит мать. Аманда бросается ему в ноги когда он хочет уйти, говоря о том, что от ее нудных рассказов повторяющихся изо дня в день уже тошнит, он взваливает ее на шею как груз не дающий ему покоя по сей день. Подчеркивается то, что Том давно ушел из дома, не видел мать, но все равно, не присутствуя в его жизни, она не дает о себе забыть. Эта сцена в полной мере отображает, одну из проблем Тома – непонимание со стороны матери и ее деспотизм.
Но один момент в спектакле имел мистическое значение. Лаура вне контекста мира воспоминаний, как-бы сама говорит с Томом. Она быстрым речитативом произносит стих, последние слова проговаривает медленно и четко: «Я жду, брат». Только в этом моменте она серьезна и сосредоточена. Вышла из себя. Может это раздается в голове героя, показывая его любовь к сестре. Он скучает за ней. И это показывает значимость его в жизни сестры. Два родных человека, заключенные в стеклянную клетку своей матери. Но один смог уйти. А Лаура в силу своей слабости, не смогла последовать за ним, оставшись один на один со своим зверинцем. Ее бы хотелось сохранить этот мир, пусть не идеальный, но наполненный любовью брата. Она сдержана к матери, и пытается избежать конфликта ее с братом. Сразу после откровения Лауры следует сцена с Томом. Она нежно обнимает брата, крепко прижимается, не хочет отпускать. Когда он уходит, истерически кричит, осознавая свою беспомощность.
Отношения Аманды и Лауры понятны. Дочь боится матери. Продолжается линия, показывающая деспотизм Аманды. Подобно коршуну, она кружит вокруг Лауры собираясь вырвать кусок ее хрупкой плоти, узнав о том, что дочь не ходила в колледж. Злясь, Аманда сдерживает себя, не доходя совсем немного до истерики.
Аманда – актриса Юлия Шимолина, не создает впечатление истеричной старухи. Пугающие безумие застыло на ее лице, во взгляде мелькает холоднокровный ужас. Поведение доведено до абсурда, то она бьется головой об пол, умоляя Тома познакомить Лауру с молодым человеком, то подобно кобре шипит на Лауру. Юлия Шимолина прекрасно передает пластику своей героине. Не может оставить равнодушным и особый характер прочтения роли. В своих заметках к пьесе Тенесси Уильямс писал, что актриса не должна довольствоваться готовым типажом. Обычному, ничем не примечательному персонажу в пьесе, Шимолина придала абсолютно иную окраску. На первое место здесь выходит деспотизм. В пластике это почесывание, нервные подергивания, в мимике ярко выраженные большие глаза, холодный взгляд, смотрящий как бы вдаль. Тенесси Уильмс упоминает и о том, что Аманда не смотря на свою зловещую натуру, в душе достаточно нежная. В конце Аманда исполняет акапельно песню, которая играла в начале спектакля. За внешним исполнением чувствуется искреннее душевное откровение, переданное с помощью песни. Это не значит, что в техническом плане Юлия Шимолина безупречна. Дело тут не в совершенстве мастерства. Ее исполнение удивительно открыто.
Женский одинокий голос красиво завершает спектакль
Дуэт Юлии Шимовой и Галины Волошиной создает настоящую психоделическую атмосферу. Скромная застенчивая Лаура и вспыльчивая Аманда создают неплохой контраст. Взаимодействие двух актрис создает гармоничный дуэт. Благодаря тому, что они обе играют в одном стиле, дополняя друг друга.
Лаура создает впечатление безобидной девочки, на первый взгляд. Но себя успеет проявить. Лаура читает стих, текст которого давольно простой и скорее похож на детскую считалку. Из уст Галины Волошиной это иронические куплеты, которые она с особой злобой в лице посылает своему брату.
Денис Старков выделяется среди актеров, не значимостью своей роли, а переживанием ее. Погружается в мир Тома, и уже с в середине спектакля, кажется, что это оживший персонаж пьесы вышел на сцену. В отличие от других персонаже, от него не требуется собой пластики. Одежда, внешний вид не особо важны в данной ситуации. Сама суть проблемы человека, изломанного изнутри. Старкову удается передать усталость героя от жизни, неприязнь к ней, благодаря ленивым движениям, неохотно передвигаясь по сцене. Но и искреннее желание очистится, разобраться в проблеме, решить ее. При каждом откровении, он говорит подобно священнику напевающему молитву, произнося свои философские пассажи. В конце спектакль, внутренне спокойно подводит итог своего очищения. Однозначной оценки нет. Но может, пройдя нелегкий путь в мире своих тяжелых воспоминания, Том доволен тем, что смог это сделать. Скорей не его слова, а умиротворенная фигура и мягкий голос, говорят о том, что он скинул этот груз, посмотрев ему в глаза.

2
0
7
Ksenia Kinsler
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 9
30 сентября 2016

Это спектакль, который с первых секунд, с первой говорящей тишины забирает всё внимание. Актёры так близко, что иногда ты перестаешь дышать. Сцена очень маленькая, ее почти нет, несколько зрительских рядов, минимум декораций, тёмные одежды и ощущение пустоты, разбиваемой лишь лучом света и голосами.
Жители "зверинца" это семья, мать и двое взрослых детей, отец присутствует в виде тени. Его черная фигура нависает и безмолвствует. Он есть и его нет, как и самого театра с горсточкой актёров, каждый из которых по-настоящему делает театр. Это ощущается в каждом их движении, взгляде, слове. Автобиаграфическая пьеса Теннесси Уильямса, предъявлена кратко и проникновенно. Каждый её герой по своему несчастлив.
Мать. Живёт воспоминаниями о собственной привлекательности и былой популярности у мужчин, выглядит вульгарно, говорит громко, кричит, в надежде, что боль уйдёт с криком. Она грезит выдать дочь замуж и уповает на сына, несчастного, пьющего от безысходности и жалости к себе самому. В душе Том писатель, мечтающий о путешествиях и загадочных странах, но вынужденный работать в обувном магазине и хоть как-то содержать мать и сестру. Его сестра Лаура с рождения имеет хромоту и душевное нездоровье. Её отрада это стеклянный зверинец, а любимый обитатель - единорог - символ целомудрия и душевной добродетели.
Это спектакль о любви, прощении, о несбыточных мечтах, физической и душевной боли, о чистоте души и отчаянии.
Это спектакль, сыгранный двумя женщинами и ещё двумя мужчинами в "Театре, которого нет". Спасибо.

1
0
7
Елена Кинслер
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
8 октября 2016

Для провинциального зрителя, коим я являюсь, встреча с театром всегда праздник, которого жду. И вот случился "Театр, которого нет" - мистическая драма "Стеклянный зверинец". Спектакль потряс воображение, дал вновь задуматься о цене свободы и несвободы, о муках выбора, даре прощения, любви. Физическая близость актёров и потрясающее мастерство вызывала сильные эмоции, рождала самые противоречивые чувства.
Хотелось встряхнуть мать семейства, закрыть ей рот, посмотреть в глаза, взять за руку Лауру и кружиться с ней по сцене, смеяться и радоваться... обнять Тома и склонить перед ним голову.
Становишься безмолвным участником истории удивительной семьи, где каждый несчастлив и счастлив по-своему, и хочется "молиться за диких сердцем, заключенных в клетках" - Теннесси Уильямс.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все