Драматический |
12+ |
Гарольд Стрелков |
1 час 50 минут, без антракта |
Спектакль «Станционный смотритель» создан режиссером Гарольдом Стрелковым по мотивам «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина. Точнее, по мотивам одноимённой повести из этого пушкинского цикла.
Актёры театра АпАРТе разыгрывают перед зрителями знакомую еще со школьных лет грустную историю маленького человека - станционного смотрителя. Он - «коллежский регистратор,почтовой станции диктатор», как написал когда-то князь Вяземский, - бесконечно зависим от господ проезжающих, всякий его ругает и проклинает, а путешественник большого чина может и вовсе поколотить. И вся радость его жизни - весёлая и проворная дочка Дуня.
Перед зрителями предстаёт сам сочинитель повести - Иван Петрович Белкин, он в лицах рассказывает свою повесть и так увлекается, что сам начинает в ней участвовать, сам влюбляется в очаровательную Дуню. Зритель видит картины из жизни Белкина вперемежку с картинами из его повести. В спектакле участвуют всего пять актёров, но каждый играет несколько персонажей, порой перевоплощаясь прямо на сцене, на глазах у зрителей.
Спектакль заявлен как лирическая комедия, и там действительно много смешных моментов, но по-моему это скорее трагикомедия, потому что жизнь маленького человека в России бесконечно зависима и трагична что в 19-м веке, что сейчас, спустя 200 лет.
Очень оригинальная постановка даже для этого театра. Казалось бы, трагическое произведение поставлено так, что на всем протяжении спектакля зрителю весело и интересно. Достигается это присутствием Белкина во всех эпизодах, и часто это присутствие совсем комическое. Любителям классики в ее строгом понимании я бы не стала советовать спектакль, а вот школьникам и людям ищущим что-то новенькое очень подойдет.
По названию было понятно, что речь пойдет о классике, так что сюрпризов я не ждала. В театре "Апарте" я уже была недавно, и тоже по классике. В тот раз был мини-спектакль по Чехову. Чехов - писатель довольно-таки театральный и писал не без юмора. А вот Пушкин (я надеюсь, вы поняли, что в этот раз я попала на постановку по "Повестям Белкина") - на мой взгляд, писатель совсем с театром не связанный. Кроме того, опять же, как мне казалось, именно "Станционный смотритель" наименее выигрышная история для постановки. Сюжет не самый захватывающий, не сказать, банальный. Вся прелесть Пушкинских повестей именно в его поэтическом языке, все-таки Александр Сергеевич, больше поэт.
Перед нами целый ряд заняли дети лет двенадцати. "Ну все, - подумала я. - Пропал вечер. Наверняка несчастных детей согнали сюда в добровольно-принудительном порядке. Плевали они на Солнце русской поэзии. Будут шушкаться, ржать и отвлекать".
Что я хочу сказать? Такого удовольствия от просмотра я не получала очень давно. "Станционный смотритель" - достаточно меланхоличное произведение, практически с трагичным сюжетом. Грустная история о старом смотрителе, дочь которого соблазнил проезжий гусар, и он с горя спился. Это совсем не "Барышня-крестьянка" из тех же "Повестей Белкина", которая написана легко, игриво и даже слегка смахивает на водевиль. Лично я себе не представляла, как из печальной истории про смотрителя и его дочь можно сделать что-то игривое и местами даже смешное. Но удалось! Причем все это, на мой взгляд, было построено так изящно, на игре актеров, с очень бережным отношением к первоисточнику, что понравилось мне безусловно.
Более того, это понравилось даже школьникам, которые сидели тихо и хихикали исключительно в нужных местах. А когда мы выходили, я даже услышала от нескольких из них отзывы "Круто" и "Вау", что явно говорит о том, что спектакль им понравился.
Кстати, в репертуаре этого театра очень много классики, и я думаю, что это прекрасный вариант для школьников. Думаю, именно в таком виде им будет легко воспринимать сложную русскую литературу. Увы, и это не секрет, многие дети сейчас практически не читают.
Впечатления неоднозначные.
Режиссерский подход оказался довольно оригинальным. Добрая половина спектакля - это практически модный ныне "сторителлинг". История как будто не показывается, а рассказывается с иллюстрациями. Лично мне это очень мешало - не давало погрузиться в атмосферу пушкинского произведения, прочувствовать его до конца, истинно сопереживать героям. Всё время мешаел рассказчик, выводил из состояния погруженности, сопричастности.
С другой стороны, таким образом главным героем спектакля становился сам Белкин. А практически все остальные - тени, плоды его воображения или воспоминаний.
Белкин вышел робкий, чувствительный, инфантильный, какой-то полупомешанный.
Оставил не самое приятное впечатление.
Другие актеры очень понравились все. Антонина Комиссарова великолепна в образе Дуни. И сам смотритель, и гусар, и доктор...
Интересная находка в том, что каждый актер берет на себя несколько образов, и периодически совершает превращения. Один лишь Белкин неизменен...
С удовольствием посмотрели пьесу “Станционный смотритель”. Действие начинается, на сцене сам автор повести, Иван Петрович Белкин, записывает историю про станционного смотрителя в свою толстую прошитую тетрадь… Далее он участвует во всех сценах, переживая все произошедшее. Актеры играют прекрасно, больше всего мне понравился гусар, увезший дочку смотрителя, Матвей Жизневский, великолепен в образе потерявшего от любви голову человека. Также интересно, что все актеры кроме автора участвуют не менее, чем в двух ролях по ходу действия. Всем рекомендую к просмотру, замечательная постановка! Жаль только, что смотритель не дожил!