Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Справедливость в скобках

Постановка - Театральный проект неслышащих актеров «Недослов»
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
12+
1 час 10 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Екатерина Перфильева
4 отзыва, 7 оценок, рейтинг 0
14 мая 2014

«И вот я буду говорить, как говорил господь на горе Синайской из горящего куста. Кладите себе в уши мои слова»
И. Бабель «Как это делалось в Одессе»

Причины сходить на спектакль «СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СКОБКАХ»:
1. Это Бабель. Один из самых интересных писателей богатой на таланты русской литературы ХХ века.
2. Это «Одесские рассказы». Произведение о городе, прославленном в легендах, стихах, песнях… анекдотах.
3. Это снова «Одесские рассказы». С романтикой мелких жуликов и хитростью сплетников.
4. Это великолепная режиссура, пластическое решение, костюмы, цвет, свет и звук.
5. Это замечательные актёрские работы студентов пятого курса театрального факультета РГСАИ.
6. Это неожиданные сюжетные ходы, ёмкие и точные жесты и движения.
7. Это задор и грусть, веселье и тоска признания в любви и свадьбы, драки и примирения.
8. Это благодарные отзывы тех, кому уже посчастливилось посмотреть спектакль.
9. Это несомненный театральный успех, который с каждым показом становится всё более загадочным и увлекательным.
10. Это справедливость… в скобках и удача… без кавычек.
11. Это возможность убедиться, что бывает Бабель без слов, характеры без шаблонов, а драка без насилия.
12. Это самому увидеть, как можно одним кивком головы и выражением лица со стопроцентной точностью передать слово, предложение или даже несколько фраз Бабеля.
13. Это воочию увидеть обряд еврейской свадьбы и послушать песни на идише.
14. Это с сожалением в очередной раз убедиться, что правосудие во все времена начинает работать только по звонку начальства, а взятку дают и берут с улыбкой — как должное.
15. Это признать, что бабелевская Одесса представляет собой маленький, не идеальный, но со своими законами и своей иерархией устоявшийся мир. Со своим правосудием — чаще не официальным. С бурными ссорами в полной тишине и столь же бурными примирениями.
16. Это возможность услышать перед спектаклем вступительное слово режиссера (каждый раз разное) вместо банального «Просим вас выключить свои мобильные телефоны».
17. Это понять, что такое кольцевая композиция, когда в начале спектакля «оживает» фотография одной из его заключительных сцен.
18. Это шанс оценить смелость режиссёров, объединивших в спектакле куплеты «Я одессит, я из Одессы, здрасьте» из фильма «Неуловимые мстители» и арию «Без женщин жить нельзя на свете, нет» из оперетты «Сильва».
19. Это заметить, что артисты играют не только на сцене, а заняли всё свободное пространство учебного театра, в том числе проходы зрительного зала.
20. Это с нескрываемым изумлением обнаружить, что в спектакле гораздо больше героев, чем написано у Бабеля, переосмыслено режиссёрами и сыграно актёрами. Во-первых, это дверь. Та, что слева от сцены, если смотреть из зрительного зала. В неё герои входят, влетают, пытаются вломиться. Её тихонечко приоткрывают, торжественно распахивают, изящно толкают пятой точкой. Во-вторых, это пиджак. Как символ благосостояния, который одевают в особо торжественных случаях. Как трофей, который незазорно «конфисковать» у Тартаковского. А ещё есть, например, не всегда подвластные актёрам декорации:), что частенько живут своей жизнью.
21. Это необходимость взять волю в кулак и усидеть на месте, а не пуститься в пляс с артистами в сцене свадьбы или на песне «Ужасно шумно в доме Шнеерсона».
22. Это не поверить самому себе, до спектакля полагавшему, что танго — аргентинский танец. Ничего подобного. Танго — самый настоящий одесский танец. Одесской удали, своевластия, страсти.
23. Это удивиться новым костюмам и головным уборам, даже если вы не видели старых: полурванной матроске, клетчатым брюкам и пиджакам, белоснежным рубашкам, жилеткам, свадебному платью, шляпе поверх кипы.
24. Это понаблюдать за реакцией зрителей, когда перед спектаклем артисты за сценой на весь институт говорят «раз, два, три»:). Те зрители, кто слышит это впервые, сразу впадают в состояние культурного шока. Ещё очень интересно увидеть, как по-разному зрители реагируют, например, на сцену драки: кто-то смеётся ловкости героев, другие хватаются за голову, испугавшись, что, возможно, случайно поранили артиста.
25. Это насладиться отдельными моментами спектакля. Тем, как Савка Буцис в исполнении Алексея Лемешева внимательно-хитро наблюдает, как Беня Крик (Игорь Стрелкин) и Фроим Грач (Руслан Коловский) элегантно вымогают деньги у Тартаковского (Павел Родионов). Как бандит, герой Вадима Николаева, в знак приветствия пытается приподнять бандану, в то время как остальные приподнимают шляпы.
26. Это не угадать финал, потому что на втором спектакле он был совсем не таким, как на премьерном, а на четвёртом отличался от третьего.
27. Это самому увидеть, как все события — драки, свадьбы, кражи, случайное убийство, налёты, примирения, объяснения и признания в любви — укладываются в короткий час, или долгое мгновенье.
28. Это понять, что столь остро вставший сегодня в связи с событиями на Украине национальный вопрос — всего лишь условность. Приходите и посмотрите на то, как, например, русские мальчики из Воронежа или Ярославля на час с небольшим становятся евреями из Одессы.
29. Это привести на спектакль своих сокурсниц, до спектакля переживать, что вдруг им не понравится. А уже через 10 минут после начала по их радостным и сопереживающим тому, что происходит на сцене, лицам понять беспочвенность своих опасений.
30. Это с удовлетворением убедиться, что от спектакля к спектаклю у актеров вырисовываются не просто роли, а судьбы героев, которых они играют. То есть актеры показывают не только, что делает тот или иной персонаж в конкретный момент, но как и почему он совершает поступок.
31. Это понять, что каждый из тех, кто играет в этом спектакле, — яркая индивидуальность, но никто не тянет одеяло на себя и все вместе составляют актерский ансамбль.
32. Это восхититься игрой актеров:
– Многогранным талантом Марии Янковской, еврейско-испанско-цыганскими манерами ее героинь. Ее вальяжной походкой, ее проходом в свадебном танце, ее манерой курить сигару, ее властно-трогательной любовью к молодому мужу.
– Удивительной способностью Алены Молосновой к мгновенному перевоплощению из скромной, застенчивой, но так жаждущей любви дочери Тартаковского в лихого воришку с Молдаванки.
– Самой, пожалуй, сложной и с блеском исполненной Ани Абрамян ролью дочери Грача. Тем, как она, будучи внешне полной противоположностью Баське, какой ее увидел Бабель, сумела драматически пронзительно передать характер своей героини. И эта же актриса совсем не по-девчачьи сыграла хитрющего одесского воришку.
– Элегантностью и воровским шиком Короля одесских бандитов в исполнении Игоря Стрелкина. Его безупречно пластике и умению в одну секунду поменять выражение лица с равнодушного на восхищенное, с презрительного на сочувствующее.
– Сдержанностью и резкостью движений Павла Родионова. Кажущимся внешним спокойствием, за которым скрываются неподдельная душевная боль и любовь к дочери.
– Непохожестью самого на себя Руслана Коловского, герой которого каждый спектакль по-разному выкидывает, бросает, роняет деньги из шляпы (после случайного убийства Мугинштейна) — со злостью, тоской, отчаяньем.
– Поразительным умением Вадима Николаева превратить наглого, самоуверенного, считающего себя блюстителем закона, но охотно берущего взятки полицейского, в персонажа, который вызывает зрительский восторг.
– Комедийно-драматическим талантом Алексея Лемешева, который не просто доводит зрителей до полуобморочного от смеха состояния, но и умеет изящно выйти из импровизационно-внештатных ситуаций, которые случаются во время спектакля.
33. Это после спектакля подойти к стенду с афишами и, не найдя афиши «Справедливости в скобках», с удовлетворением понять, что кто-то взял её себе на память.
34. Это, приходя на «Справедливость в скобках» во второй, третий, четвёртый и т. д. раз, приходить на каждый спектакль как впервые. Потому что начало может быть как «сонное», когда герои ходят по сцене позёвывая, несколько лениво, так и энергичное. Потому что на одном спектакле дочь Тартаковского подает папеньке лекарство и стакан воды, а на другом — просто заглядывает в комнату и сразу скрывается. Потому что сегодня один актёр в порыве импровизации может проломить стенку, а завтра другой актёр случайно сломает стул.
35. Это с одной стороны, с неизбежной радостью отметить, что каждый раз в зале становится всё больше тех, кто опять пришел получить самые разные, порой диаметрально противоположные, эмоции от происходящего на сцене. А с другой — порадоваться тому, что и новые зрители с интересом удивляются необычной трактовке Бабеля.
36. Это наблюдать за эмоциями тех, кто в силу совсем юного возраста прочтёт Бабеля лет через 15-20. За тем, как пяти-семилетние дети начинают ёрзать на своих местах в сценах лиричных и задушевных, и заметно оживляются, когда на сцене герои дерутся, едят записки или волочат один другого по полу.
37. Это увидеть в театре не просто театр, а самый настоящий цирк, когда актёры в одной из сцен мастерски жонглируют бутылками.
38. Это прочувствовать ритм спектакля с его неторопливым началом, энергичной серединой и лирически медленным завершением.
39. Это как отдельный спектакль смотреть сцену встречи-признания-объяснения Бени Крика (Игорь Стрелкин) и дочери Тартаковского (Алёна Молоснова): то лиричную и щемяще-грустную, то ироничную до издевательства (когда на лице Бени явно читается «влюбилась дурочка, ну-ну»).
40. Это увидеть, сколь разной бывает дочь Тартаковского: то она неопытная, наивная девочка, которую приводит в трепет один взгляд Бени Крика. Но вот в другом спектакле она нежно прижимает к себе руку Бени, как молодая женщина, которая ещё не знает, но уже интуитивно догадывается, как привлечь мужчину.
41. Это посмотреть, как целуется Двойра со своим молодым мужем: сначала она, жаждущая поскорей выйти замуж, притягивает к себе очумевшего от пристального внимания мальчика. А потом он, увлёкшись, уже сам целует Двойру.
42. Это поразиться тому, какие акробатические трюки выделывает Руслан Коловский в сцене драки двух банд, когда он получает удар по лицу и, падая, сам умудряется ударить соперника ногой.
43. Это посмотреть на то, каким разным может быть Беня Крик в рамках одного спектакля: беспощадным до жестокости в наказании Савки Буциса за убийство Мугинштейна и нежным до растерянности в любви к дочери Тартаковского.
Это увидеть, как каменеет лицо Короля одесских бандитов после случайного убийства Мугинштейна, каменеет от отчаянья непреднамеренно сделанного зла. От того, что не сумел предотвратить трагедию, и теперь проблем не оберёшься. Особого внимания заслуживают здесь руки Бени Крика. Герой то просто моет их, как после игры в песочнице, то яростно, со злостью и обреченностью пытается смыть с них кровь невинно погибшего.
44. Это понять, что режиссёры пошли по очень сложному пути, убрав из спектакля текст Бабеля даже в том более чем скромном объёме, в котором он был там на премьере («разве со стороны бога не было ошибкой поселить евреев в России, чтобы они мучались, как в аду? И чем было бы плохо, если бы евреи жили в Швейцарии, где их окружали бы первоклассные озера, гористый воздух и сплошные французы? Ошибаются все, даже бог»). Но режиссёры не просто убрали авторские слова из спектакля, а нашли им более чем адекватную внеязыковую замену: не голосом, но мимикой и движениями выражают теперь актёры чувства, эмоции и поступки своих героев.
45. Это оценить интересную задумку-параллель в парах Беня — дочь Тартаковского и Бася — мальчик из интеллигентной еврейской семьи: когда Беня аккуратно откладывает в сторону куклу как символ ушедшего детства, а Бася выкидывает из рук потенциального жениха книгу как символ непрактичности и привязанности к родителям.
46. Это прийти на спектакль первый раз. Не разобраться, кто есть кто в четвёртой новелле. Вернуться домой, прочитать/перечитать Бабеля. Прийти на спектакль ещё раз, чтобы по его окончании признать: «Здорово придумано!»
47. Это посмотреть спектакль один раз, потом второй, на третий привести своих знакомых, на четвёртый — знакомых своих знакомых. Идя на пятый спектакль, сказать: «У меня сегодня вечером Бабель». И родные поймут, что это за Бабель, где и кто его играет.
48. Это прийти на «Одессу 913» по «Одесским рассказам» в Театр Ермоловой, с трудом досидеть до антракта, с ещё бОльшим трудом досмотреть спектакль до конца, потом с облегчением выдохнуть и, тихо улыбнувшись, самому себе сказать: «Нет, теперь только на „Справедливость в скобках“».
49. Это ввести в Google запрос «справедливость в скобках» и увидеть, какой результат выдаст поисковик. На первом месте — бабелевский текст. А на втором, третьем и четвёртом местах… причины сходить на дипломный спектакль 5 курса РГСАИ.
50. Это посмотреть на вернувшихся с фестиваля «Будущее театральной России» в Ярославле актёров, которые не просто показали «Справедливость в скобках» на другой сцене и при других зрителях, но и сами получили массу эмоций от выступления на родине первого профессионального театра в России.
51. Это улыбнуться рассказам студентов об их триумфальном выступлении на ярославском фестивале, про себя подумать «Хвастаются», а потом прочитать на сайте журнала «Театрал»: «Приятно удивил спектакль „Справедливость в скобках”, который показали студенты Российской специализированной академии искусств… Они так лихо, темпераментно, тонко и с точным попаданием в музыкальный ритм исполнили пластические вариации на тему „Одесских рассказов” Бабеля, что нельзя было даже и заподозрить, что это слабослышащие люди. И оказались, между прочим, в тренде российского театра, где каждый уважающий себя драматический коллектив желает иметь в своем репертуаре пластический спектакль».
52. Это, может быть, увидеть новый танец, который актёры пока показали всего лишь один раз — после поклонов на театральном фестивале в Ярославле.
53. Это наблюдать то, что нельзя объяснить никакими словами, но можно весьма приблизительно описать так: несмотря на невероятную — психологическую и физическую — сложность, люди любят свою работу, своё ремесло, своё искусство. И даже в совсем невесёлых эпизодах, а может быть, именно в них, видно, что у артистов горят глаза от радости игры.
54. Это самая грустная причина, написание которой всё время откладывалось, но было, к сожалению, неизбежным. Спектакль «Справедливость в скобках» в мае планируется показать два раза — 8 и 15 числа. В конце месяца у студентов 5 курса начнутся выпускные экзамены. Потом ребята получат дипломы... Что станет со спектаклем, с абсолютной точностью сейчас не скажет никто, поэтому шансов увидеть Бабеля совсем мало. 8 мая уже позади. Пометьте себе — четверг, 15 мая, 19:00, метро «Студенческая».

«От своего имени и от имени всех, кто здесь не присутствует, благодарю вас»
И. Бабель «Как это делалось в Одессе»

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все