Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
9.6

Спектакль в Москве
Сорок первый

Постановка - Губернский театр
скачать приложение
Fest вотчинг клубБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Борис Лавренев В 1924 году 33-летний бывший царский артиллерийский поручик, юрист, юнга, поэт-символист, начальник бронепоезда, красный революционный командир, живописец и журналист Борис Лавренев принес в редакцию свою повесть, которой была суждена фантастически счастливая судьба в истории русской литературы, в кино и театре. «Сорок первый» написан в 1924 году лишь за два дня. Выдающийся художественный текст, занимающий особое место в русской литературе. Это повесть, прежде всего, о любви, которая рождается вопреки миру и времени. Гражданская война закинула двух непримиримых классовых врагов на необитаемый остров. Кораблекрушение, синь-море, медное солнце, бескрайняя пустыня, - в этой почти фантастической, зыбкой, как мираж, реальности, вспыхивает их невероятная любовь. Юная тоненькая Марютка, девочка-воин, пишущая нелепые стихи о революции и Ленине, бывшая рыбачка, а теперь революционный снайпер, ведущая счет убитым ею врагам (уже сорок!) - и Вадим Говоруха-Отрок, поручик белой армии, насмешливый, с синими как море глазами. Белая кость, враг из другой жизни, другой культуры, той, что исчезнет безвозвратно в страшной Гражданской войне. «Сорок первым должен был стать в Марюткином счете гвардии поручик Говоруха-Отрок. Но то ли от холода, то ли от волнения промахнулась Марютка. И остался поручик в мире лишней цифрой на счету живых душ». От выстрела до выстрела эти двое, как Адам и Ева, словно проживут всю историю человечества, - библейскую, мифологическую, земную: и хождение по пустыне, и потоп, и обретение рая, и изгнание из него. Люди, в каждом из которых заключен весь мир, от капли воды до космической бездны, услышали в себе самое лучшее, истинное, единственно важное – любовь. Так, как нам всем и предназначено.
Драматический
12+
Иван Пачин
23 марта 2023
1 час 30 минут

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
ЕКАТЕРИНА УРЗОВА
346 отзывов, 374 оценки, рейтинг 129
28 марта 2023


Мне понравилось. У режиссера Ивана Пачина стояла безумно сложная задача: сделать так, чтобы спектакль не был похож на фильм. Он справился и тем интереснее было смотреть постановку. В кинокартине Чухрая упор сделан на реализм и революционный романтизм, в спектакле Пачина - на текст и традиции театра 20-х годов (как я понимаю). Поэтому в постановке некоторые отрывки читает "автор", а персонажи в первой части очень похожи на героев театра буфф. И белый офицер с веревочными усами, и картонные верблюды, и шаржированные работники редакции, - все это указывает на гротеск, так популярный век назад. Но во второй части спектакля наступает время лирики. Юные герои прекрасны в своей нежданной любви.

Марютка (Дарья Рябцева) кажется поначалу неуклюжей и неловкой в огромном ватнике и штанах не по размеру. Она становится нежной и хрупкой, впервые полюбив и впервые оказавшись наедине с самой собой.

Говоруха-Отрок (И. Соколов) мне поначалу жутко не понравился. Ну просто очень. Надутый упитанный индюк, разговаривающий сквозь зубы, да еще с французским прононсом. Потом я поняла, что это не баг, а фича. То есть, тут показано, как классовый враг (белая кость, голубая кровь) становится человеком. Мне больше нравится образ, созданный Олегом Стриженовым. Его Говорухой-Отроком можно любоваться с самого начала, он сразу показан сильным, красивым, умным человеком. Но персонаж из спектакля тоже имеет право на существование.

Евсюков (С. Медведев) был хорош, вот прям то, что нужно. И спасибо, что он был именно малиновым, в фильме этот акцент делать не стали, а зря.

Остальных персонажей (автор, сотрудники редакции, красноармейцы, киргизы) играли три актера (А. Веретин, С. Ренсевич и Е. Сыркин). Вот где можно было наблюдать чудеса перевоплощения!

С костюмами, за который отвечала О. Галицкая, в спектакле все в порядке. Они стилизованы, но в театре это нормально, это не жизнь и не кино. Главное, что они раскрывают сущность персонажей. Но есть исключение, причем опять не повезло Говорухе-Отроку. Белая цивильная рубаха с запонками, мешковатые штаны, широкая куртка, гражданская шляпа и пелерина ну никак не могут считаться офицерским мундиром, даже если иметь в виду театральную условность.

Минусы.
Я книгу читала. Поэтому явление мертвецов на заднем плане у меня удивления не вызвало. Но то, что это сон Марютки, несведущие зрители не поймут, я думаю.

Резюме: я очень хотела посмотреть спектакль (потому что люблю книгу) и очень боялась, что он мне не понравится (по той же причине). Мои опасения не оправдались, постановка хороша. Но сцену с утопленниками я бы убрала, а костюм Говорухе-Отроку поменяла бы.

0
0
10
Маша Абдулина
112 отзыва, 112 оценки, рейтинг 9
28 марта 2023

Несколько дней назад побывала на пресс-показе одноимённого спектакля в Московском Губернском Театре. Произведение читала достаточно давно, но хорошо помню сюжет и героев. Помню искреннюю, непосредственную Марютку, её пылкость, рвение бороться за идею, её желание выразить через стихи всё, чем она живёт, а это - Ленин, революция, победа народа, классовая справедливость.

У молодой актрисы Ирины Токмаковой очень точно получилось попасть в образ. Её непосредственная Марютка вызывает симпатию и в то же время сочувствие: будь Марютка взрослее и опытнее, то, возможно, и финал был бы немного другой, кто знает?

Интеллигентный Говоруха-Отрок у Антона Соколова получился несколько высокомерным, но позже он раскрывается как искренний человек со своими слабостями.

Декорации достаточно лаконичны, но в то же время символичны и выразительны. Так синее полотно занавеса это и море, и редкий цвет глаз Говорухи-Отрока, синеглазенького, как называет его Марютка. Очень понравилась игра с пространством и плоскостью. Порой происходящее концентрируется в пространстве деревянной рамы, порой перемещается в вертикальную плоскость — и тогда неясно, где верх и где низ. Мне такой ход показался достаточно интересным.

Я преднамеренно не касаюсь сюжета. Спектакль можно смотреть даже не будучи знакомым с первоисточником, так как постановка максимально к нему близка. Но после просмотра всё же стоит прочитать это совсем не большое по объему произведение.

Спектакль интересный, глубокий. Он поднимет множество разных проблем: любви и чувства долга, взаимоотношение людей разных классов и уровня культуры, частности и совести и тд

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все