Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Солнце сияло

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Марина Брусникина
(3'00'', 1 антракт). 100-350 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Екатерина Рябова
135 отзывов, 139 оценок, рейтинг 110
5 мая 2005

МХТ открыл золотую жилу, и имя ей соц-арт. Вдруг — может быть, после «Леса», который Кирилл Серебренников заканчивает детским хором в белых гольфах и пародией на Пугачеву с Путиным, — стало ясно, что публика насмотрелась на чужую жизнь и теперь хочет смотреть про себя. Буквально. Марина Брусникина, известная постановками чтецких спектаклей, тоже пробует себя в соц-арте. За основу взята повесть Анатолия Курчаткина «Солнце сияло», история молодого человека за десять постперестроечных лет: демобилизация, работа на ТВ, пиар-агентство, безденежье, богатство, дефолт — вот и новый герой в новой стране. Ловишь себя на том, что очень приятно перебирать детали прошлого: так все начиналось, а так мы жили, такая была музыка, такое ТВ, такие события. Жанр спектакля заявлен как «театральное ток-шоу», поэтому на малой сцене выстроена телестудия с желтым диваном, желтым задником, изображающим сияющее солнце, и экраном. На экране показывают «зонги» — афоризмы, которые изрекают персонажи (вроде «Каток проедет по каждому, у каждого свой каток»), — и новостные кадры: съемки из Чечни, выступления Ельцина и Горбачева (героя по сюжету увольняют за интервью с опальным президентом СССР), штурм Останкино. Формат ток-шоу поддерживает ведущая (Алена Хованская), которая спрашивает зал, кто поет очередную песню или кто голосовал за нынешнего президента. И если раннее творчество Анжелики Варум вспоминается со скрипом, то последний вопрос вызывает бурю восторга. Что режет глаз — так это мода 90-х, какой ее представляет художник Екатерина Кузнецова. Мода тогда была действительно дурацкая, про макияж и вспомнить страшно, но когда на сцене все девицы на одно лицо и все в леопардовой крапинке — это перебор. А что режет слух, так это прямая речь героев. Дело в том, что книгу от лица тридцатилетнего героя Курчаткин писал в свои 60 лет. Соц-арт получился, как бы это сказать, соцреалистическим: среда изображается критически, герой — обыкновенный человек, только гораздо лучше, и говорит он будто с чужих слов. Между тем литературный театр Брусникиной от слов зависит целиком. Актер Павел Ващилин в длинных монологах умудряется быть убедительным, смешным, живым, но когда в финале он озвучивает авторский почвеннический пафос — звучит фальшиво. Хорошая, одним словом, была идея — осмыслить время, найти героя, а вышло все по соцреалисту Горькому: «Какую песню испортил»

0
0

Отзывы

?
Аня
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 4
17 декабря 2006

Спектакль поставлен по роману А. Курчаткина, он рассказывает о жизни молодого человека (Паши Ващилина), который вместе со своим лучшим другом (Стас- Олег Мазуров) вернулся из армии в 90-е годы в Москву, и понял, что жизнь то за это время изменилась. Произошел распад Союза, и страна стала другой, здесь нужны другие люди, другие профессии. Саша останавливается в доме на Новом Арбате, где начинает жить заново.Спектакль построен в стиле ток-шоу, где ведущая (Алена Хованская) разговаривает с главным героем, рассказ о жизни Саши идет на фоне исторических вставок, показывающих 90-годы, и афоризмов, которыми говорят герои. Идея ток-шоу очень удачна, так как дает возможность прокомментировать некоторые действия с позиции последующих событий, что заставляет иначе на них взглянуть.
Это рассказ о том, как условия, окружающая жизнь влияет на человека, кто-то меняется и «ломается»: друг Саши работает на бандита, участвует в разборках, и постепенно становится таким же как и тот, теряя себя- он подставляет Сашу, из-за чего тот чуть не лишается зрения, и в итоге его убивает другая бандитская группировка; две дочки богатого московского бизнесмена совсем лишены какой-то либо морали, постоянно веселятся и мало о чем задумываются, однако при этом оказываются достаточно хваткими особами, одна выходят за муж за продюсера, которым полностью командует, и пытается стать певицей, вторая- руководит компанией отца. При этом вся окружающая грязь, пошлость не отражается и не меняет некоторых людей : так главный герой «умудряется сохранить» себя в этом мире. Иногда он несколько наивен, и его ловко проводят и Конев и сестрички, однако он не становится от этого на них похожими. Когда он попадает в сложную критическую ситуацию, и все друзья от него отворачиваются. Он остается один. Но в этот момент ему попадется человек (Ловец-Денис Бобышев), который безвозмездно помогает ему. Ловец владеет музыкальным магазином и мечтает издать журнал, правда вместо этого в силу финансовых обстоятельств создает музыкальную студию для Долли-Наташи (Ольга Литвинова), певицу из глубинки, в которую потом влюбляется. Ловец вовсе не альтруист, он прекрасно разбирается в жизни, знает и положительные и отрицательные стороны, но в тоже время именно он помогает Саше, он дает ему деньги, которые тот выплачивает ему в дальнейшем. Дело в другом - он дает ему денег в то время, когда в стране была большая инфляция, острый дефицит средств и продуктов, причем дает денег человеку, которого не так уж давно и знает.
Те три с половиной часа пролетают незаметно, и в результате остается ощущение, что всегда можно все изменить, если очень захотеть. Это подтверждает и жизнь героя- он становится клипмейкером, режиссером, заводит семью, сына, и часто уезжает с ним подальше от Москвы, в свой родной городок, где рассуждает о жизни. Конец еще более идеалистический и возможно даже пафосный чем весь спектакль, но по-моему, это очень важно не показывать человеку постоянно, что все ужасно и неизменно, но и дать ему надежду, что все можно изменить, правда этого сильно хотеть, и тогда однажды один звонок вдруг заменит твою жизнь.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все