Культовый авангардист, режиссер и художник Роберт Уилсон впервые выпустил спектакль в Москве (до того был только перенос оперы «Мадам Баттерфляй» в Большом театре). Известен он своими 12-часовыми минималистскими операми, содружеством с Филипом Глассом и Хайнером Мюллером, Томом Уэйтсом и Antony and the Johnsons, байопиками Эйнштейна (великая опера «Эйнштейн на пляже») и Марины Абрамович («Жизнь и смерть Марины Абрамович»). Уилсона называют отцом театра художника, где визуальный ряд определяет суть зрелища, — такова, к примеру, поставленная им недавно «Старуха» Хармса с Дефо и Барышниковым. «Сказки Пушкина» — фантастической красоты сон о Пушкине, совершающем экскурсию по вселенной собственных сказок. Музыку и песни в ходе репетиций сочиняли обаятельные королевы фрик-фолка CocoRosie, а на сцене правит бал Евгений Миронов в роли Пушкина, сюжеты которого — «О царе Сатлане», «О попе и работнике его Балде», «О медведихе» — оживают один за другим.
Драматический |
12+ |
Роберт Уилсон |
16 июня 2015 |
2 часа 15 минут, без антракта |
Сегодня я рискую прослыть болваном как никогда, а все потому что я буду серьезно говорить про "Сказки Пушкина" в театре Наций.
Не ходите на эту постановку и не читайте советских газет, а лучше никаких не читайте!
Ходите на Боба Уилсона, но не на Сказки Пушкина... увы.
Мир не будет прежним, потому что для меня он поделился на тех кто досмотрел эту чудовищную постановку до конца и на тех, кто осмелился интеллигентно выйти спустя полтора часа, как это сделали мы. Я НЕНАВИЖУ уходить со спектакля - это неприлично, но в этот раз это было оправдано. Театр должен воспитывать вкус, заставлять думать - это, кстати, Миронову неплохо удавалось раньше, как худруку театра, но увы не в этот раз.
Единственное, что Сказки меня заставили сделать, это написать эту рецензию!
Столько эфиров на Первом, столько разговоров о костюмах, бюджетах, стоимости билетов, иностранных иностранцах, приглашенных за доллАры.
В зале в затылок мне дышал Виктюк, справа от меня был мистер ЧтоГдеКогда Борщевский, слева сидел неведомо откуда взявшийся Таш из камеди клаба, прости-господи, сюр да и только, но сейчас о главном!
Если вы не любите мюзиклы - точно не ходите (они престранно поют),
если вы не любите отсутствие смысла в форме - не ходите (картинка идеальна, но за ней не чувствуется глубины) ,
если вы не фанат балагана и цирка в плохом смысле этих слов - не ходите, коломбину и петрушку вы увидите в любой другой постановке Уилсона.
Идите, если вы иностранец и не читали Пушкина вовсе,
идите если вы фанат японского беспощадного театра Кабуки,
идите, если вы фотограф и хотите почерпнуть пару модных образов для съемки, картинка там и вправду хороша, контрастна и очень аутична
(я не хотел сказать аутентична, я имел ввиду аутизм, режиссер явно хвастает своим диагнозом больше даже, чем ориентацией).
Режиссер - Роб Уилсон надо сказать всегда слыл оригиналом, со своим узнаваемым стилем, видением, это и погубило, на мой взгляд, эксперимент с его гротескным прочтением сказок... Не может мне, русскому человеку, читать сказку на ночь Вилли Вонка Миронов, НЕ МОЖЕТ!!! Это дичь! Не верю.
Красивые костюмы не настолько красивы на сцене, чтобы мне мылили мозги 24 на 7 сми.
Может грим? Пожалуй нет, грим театра кабуки ничем не уступает, а любое травести шоу в подвале на динамо тем более уделывает гримеров Киркорова на раз два )))
Образы режиссера безусловно узнаваемы и красивы, но одинаковы во всех его спектаклях (как пример его работа с Энтони Хеггарти, просто прогуглите, есть что послушать), но они совсем не подходят для русских сказок, потому что гений Пушкина в 100 крат богаче и интереснее.
Самое ужасное для моего восприятия этого материала был ритм, спектакль очень медленный с рефреном. Одну и ту же фразу или мизансцену актеры могут повторять по 3-4 раза и я не понимаю для чего, в транс это не вводит, люди засыпают, кого-то это раздражает.
Недоумение - вот что царило в воздухе, но всем было неловко это признать, потому что их развели как лохов на денежки. Билеты стоят хорошо, дороже даже, чем запрещенка в Азбуке Вкуса.
В сухом остатке спектакль будет безусловно интересен профессионалам, но зрителей он поделит на 2 лагеря:
тех кто не станут лукавить и не будут умничать, пережевывая бутерброд с семгой в антракте, которого кстати нет, сказав, что было откровенно скучно и нашего, Александра Сергеевича, дуремар заморский попортил почем зря
и тех кто будет рассказывать о тайных смыслах, которые режиссер имел ввиду, о гротеске, который не понять челяди, о молодом поколении, строчащим статусы в фейсбуке, разучившимся понимать театр и так далее и так далее и так далее.
Не ходите на эту постановку, даже ради чекина не ходите - заклинаю вас, даже ради селфи с Виктюком не ходите, даже бесплатно, даже если вы экспериментатор людоед не ходите!
И что же я вижу, что из чувства протеста, чтобы написать мне коммент вы уже бронируете билеты, но делаете это точно зря!!!
Шоу состоялось. Костюмы, музыка,свет, декорации. В постановке известного режиссера совсем не чувствовалась русская душа и глубокий смысл сказок. Фарс и буффонада сначала увлекают, потом утомляют. За зрелищностью потерялась душа.
Сказки Уилсона, а не сказки Пушкина.
Два месяца ожидания и предвкушения...Картина авангардного художника Роберта Уилсона, в которой каждый штрих и мазок выверен до мелочей. Костюмы, сшитые в далеком Дюссельдорфе,оригинальная музыка СосоRosie, колоссальная работа актерской труппы и оркестра...и Премьера!
Занавес, расшитый яркими блестками, открывается и мы погружаемся в занятный фантасмогоричный мир Уилсона, Который сочетает в себе театр кабуки, масок и теней, наложенный на джаз, реп и еще пару музыкальных жанров, не поддающихся моему восприятию.
Первые двадцать минут я смотрела с неподдельным интересом, рассматривая мельчайшие детали костюмов, световых марок, наложения музыки ( которая приятно удивила!) на чудоковатые компульсивные движения персонажей.
Далее эта уилсоновская концентрация начинает утомлять: у многих зрителей, если не у всех в голову приходила мысль покинуть сий культурный перфоманс, я начала прекрасно понимать господ,которые тонкой , но непрерывной струйкой утекали из зала.
Мнение строго субъективно, я прекрасно понимала, на что шла, правда мне все это представлялось ярче, чище, глубже, сочнее того, как показал американский авангардист. Никогда в голову мне не пришла бы мысль о рыгающих и пукающих трех девицах или об адской белке, которая песенки поет , да орешки все грызет.
Видимо, такая она, современная художественная эклектика, а я , пожалуй, предпочту классику)
Постмодернистская культура, в которой мы живем, очень сложно относится к тексту. Современный театр разделился на театр текстуальный и визуальный. В начале сентября я посетил два спектакля из противоположных сценических реальностей: "Невыносимо долгие объятия" Ивана Вырыпаева и "Сказки Пушкина" Роберта Уилсона в театре Наций. Реальность Вырыпаева - чистый текст, почти монотонный, почти читка, реальность Уилсона - чистый образ, текста нет, ибо мы и так знаем его наизусть, как знали наизусть эпос про Одиссея зрители античности - для них важно было не "что", а "как". Принцип "как", а точнее "как это выглядит" - один столпов в современном театральном мире.
Спектакль Уилсона - гениальная работа стилистов, сейчас театр, как никогда близок к моде, к высокой моде! Костюмы вызывают ассоциации с показами Маккуина, а мизансцены похожи на застывшие кадры глянцевых фотосъемок Тима Уолкера для Vogue. Снобы скажут - формализм, пустая красота, цирк! - но в этих формах смысл! В театре текста - смыслы, заложенные автором, проговариваются прямо или между строк, в театре драматургии - проигрываются, здесь, смыслы в сложных образах, в звуках, в череде инсталляций, сменяющих друг друга на сцене. Но одни зрители увидят лишь балаган, а вторые прочтут его символы. Уилсон нарочно использует эти "балаганные", "ярморочные" приемы. Его актеры: Пульчинеллы и Коломбины комедии Дель арте, Петрушки, фарфоровые болванчики, деревянные фигурки в сказочных часах. Режиссер сказал в одном из интервью, что ненавидит реалистичный театр, что терпеть не может, когда актеры плачут на сцене. Реализм и формализм, как текст и образ - враждующие институции. Сценический формализм, ненавидимый советской идеологией, существовал на нашей сцене еще в 1920-х и даже 1930-х годах, пока не был расстрелян, вместе с Мейерхольдом, предоставив подмостки социалистическому реализму, но Россия XXI века не могла к нему не вернуться. Мода снова в моде, театр снова ищет яркие образы, ищет их (как и положено в постмодернистком мире) в прошлом (ведь все уже сказано и написано). Уилсон говорит, что актеры должны играть, как в XVIII веке, когда искусство было искусственным, когда природное и естественное считалось вульгарным. Его персонажи гротескны, они делают широкие жесты, они переигрывают, гримасничают, их лица трудно различимы за густым гримом, они - маски. Снова античный театр появляется в моей голове, там актеры играли в масках, символизирующих эмоции. Так и в этом театре нельзя показывать настоящие эмоции, нужно их символизировать. Зритель должен думать, но не напрягаться. Он прочтет многое, если захочет, а не захочет, то посмотрит красивые картинки под хорошую музыку и порадуется.
Этот спектакль поднял очень важную тему в моей голове. Как-то вдруг, в логическую цепочку сложились - Синяя Птица в Электротеатре, Все о Золушке в театре Мюзикла, Крымов и Сказки Пушкина, а по другую сторону - Серебряников и Бутусов (еще один формализм), а потом Вырыпаев и Женовач с чистыми текстами, и где-то еще театр классической драматургии, которая медленно, но верно умирает, и еще другие... Российский театр начала нашего века начал аккуратно раскладываться на формулы и направления в моей голове, и процесс этот, надо признаться, очень любопытен. Интересно это, следить за ходом собственных рассуждений...