Те широковещательные откровения творцов, которыми любят уснащать театральные программки, лучше не читать. В особенности до открытия занавеса. А то вот так ненароком зацепишься глазом за фразу «Вся моя жизнь, по сути, оказалась подготовкой к этому спектаклю» и начинаешь, в свою очередь, готовиться к худшему. Далее Александр Бурдонский спешит предуведомить: нас ждет «спектакль-реквием», призванный отразить «разочарование многих поколений». То самое, которое режиссер «наиболее остро пропустил через себя, генетически осознавая себя родным внуком Иосифа Сталина». И после подобной громкой фразы от человека, прежде никогда особо не педалировавшего родственную связь, поневоле ждешь чего-то грандиозного. Происходящее с лихвой оправдывает все ожидания. Это положа руку на сердце провал. Но провал в прежнем значении этого слова — величественный и торжественный, на который у современных суетливых подмостков, тяготеющих к «милой», непритязательной усредненности, кишка тонка.
Нет никаких сомнений, что постановщик тщательно пропахал одну из поздних пьес Ибсена «Йун Габриель Боркман». Доподлинно известно, что замысел вынашивался не один год и что в процессе его воплощения случились экзистенциальные конфликты с рядом народных и заслуженных артистов, первоначально намечавшихся в работу. В результате главные возрастные роли исполняют актеры, годящиеся своим персонажам в дети, причем поздние. Да, Антон Морозов демонстрирует прямо-таки черкасовскую способность к возрастному перевоплощению (если кто помнит историю с фильмом «Депутат Балтики»), но делает это, похоже, не приходя в сознание, так и не понимая, кого он, собственно, играет и что есть его Боркман — не просто бывший директор банка и народный кумир, отсидевший пять лет за финансовые махинации, но подлинно трагикомическая фигура сверхчеловека, раздавленного, но не смирившегося. Да, молодые женщины изображают скандинавских старух с пугающей самоотрешенностью, однако для постижения характеров своих героинь им не достает ни груза лет, ни, простите уж, энергии внутреннего переживания.
И главное — все происходящее погружено в тотальную сумеречность, давит невыносимой тяжестью бытия (стильная сценография Валерия Фомина воздействует на физическом уровне). При этом все исполнители в обязательном порядке переобуты в котурны: ни словечка в простоте — все многозначительно, с легким мистическим подвыванием. Оно понятно, что пьеса, датированная 1896 годом, несет в себе символистское начало и отдает чем-то декадентским. Но это все ж таки и семейно-бытовая драма, с которой никак не в силах совладать бродящие по сцене все сплошь «мировые души». Для полноты картины не хватает явления народу артистки Н.Заречной с ее сакраментальным монологом: «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно». Впрочем, публика образованная — а иная на Ибсена в Театр армии и не пойдет — хорошо помнит, чем закончился спектакль, описанный Чеховым в тот же год, когда писался «Боркман», — спектакль в постановке режиссера К.Треплева.
Спектакль оставил бы жуткое мрачное воспоминание, если бы не моя подруга, которая стала смеяться там, где это было и ,правда, смешно. А смешно нам было до истерики, потому что у нас нормальная психика.Что творили на сцене актеры по замыслу режиссера...это не передать, надо видеть! Особенно невыносимо терпеть это представление стало к концу действа.Если поначалу я сдерживалась, то пример естественно реагирующей подруги на неестественные конвульсии актеров на сцене и меня заставил вести себя нормально.Слава богу, на нас не шикали театральные старушки, было видно, что и они в шоке от такого спектакля.Некоторые, самые бравые, ушли прямо в середине спектакля, треть зала смылась после первого акта.Мы досидели до конца и,правильно сделали, потому что нахохотавшись в конце, мы выплеснули весь тот негатив, который родился от просмотра спектакля.
Купился на анонс спектакля на сайте ЦТРА, который обещал очень хорошее и качественное зрелище, да и имя Ольги Герасимовой, блестяще сыгравшую Марию Стюарт в "Вашей сестре и пленнице" тоже звучало многообещающе. Но на самом деле был разочарован.
Спектакль, состоящий из 2-актов и идущий около 3-х часов оказался скучноват. Вроде и сюжет жизненно актуален и игра актеров в целом неплоха, но чего то не хватало. Ну не было "катарсиса зрительских переживаний", который обещал А. Бурдонский.
Отдельное спасибо Анне Глазковой за блестящую игру.
«Серебряные колокольчики» выдержала только полчаса. Нудный малопонятный монолог разгневанной женщины, обращенный к другой женщине, которая , видимо понимает о чем речь. Ключевые слова « банкир, тюрьма, сын, отец ….» Жаль женщину, которая, видимо, никогда чего-то кому-то не простит. Гнев, страдание, боль, злость… Хороший актерский этюд. Хочется, чтобы режиссер посмотрел на спектакль глазами зрителя. Нам-то это зачем? Текст, который ничего не говорит ни уму ни сердцу. И это Ибсен? У драматургии свои законы, до Островского ему далеко.