

| Премьеры, Драматический |
| 16+ |
| Борис Морозов |
| 16 сентября 2025 |
| 2 часа, 1 антракт |
Спектакль идет в небольшом Эфросовском зале. В нем всего два действующих лица: Марианна (Наталия Житкова) и Юхан (Григорий Старостин). Перед нами – внешне идеальная пара: красавица-жена, успешный муж, дети, обеспеченный быт. Они без слов считывают настроение друг друга и проявляют заботу. Но эта безупречная картина быстро дает трещину. За фасадом благополучия скрываются раздражение от чрезмерной заботы, подавленная жажда свободы и страх быть откровенным. Желание угодить партнеру оказывается лишь способом избежать конфликта, а не решить его.
Игра актерского дуэта была столь хороша, что в первом акте я полностью погрузилась в происходящее на сцене. И в этом момент меня очень порадовало, что спектакль выстроен так, что ничто не отвлекает от главной линии.
В лаконичной сценографии Анастасии Глебовой лишь одна яркая деталь – большой неоновый экран. Он, подобно осветительным приборам на фотосессии, высвечивает героев, подчеркивая все эмоции на их лицах. Настроение дополняет и классический музыкальный ряд – музыка Баха, Вивальди и Бетховена.
Спектакль придется по вкусу тем, кто любит разбираться в психологии отношении. Главная мысль, которая осталась после просмотра, – о том, что страшная пропасть может годами расти между самыми близкими людьми. О том, как постепенно становясь друг для друга чужими, они существуют в состоянии перманентного напряжения и отчаяния, при этом продолжая тщательно создавать для окружающих иллюзию счастья. Мне показалось, что в первую очередь эта постановка – напоминание о вечном конфликте между «казаться» и «быть», и о той цене, которую мы платим, выбирая первое.

Театр Et Cetera пошли на смелый шаг, решив поставить этот спектакль. Это могло стать не просто «не для всех», но и для никого. В самом деле, там 2 часа 30 минут почти ничего не происходит, а в театре без этого непросто существовать.. Много сложных и длинных разговоров, выворачивающие наизнанку все переживания семейной пары Марианны и Юхана. Но неожиданно спектакль получился зеркалом, в котором каждый увидел себя и свое. Событий, через которые развиваются взаимоотношения в семье достаточно много, и это позволяет увидеть разное. Кого-то тронула тема принятие решения о рождении/нерождении ребенка, разговор о беременности немолодых родителей. Это и становится началом конца. Потом измена и уход из семьи одного из партнеров. А потом еще много происходит за сценой , а мы наблюдаем только реакции героев через их разговоры и монологи-исповеди.
Вот это страшное одиночество вдвоем в самом начале и интимная честная близость их же в финале через диалоги. Самый ключевой вывод, который напрашивается по итогу: надо разговаривать. Даже когда, кажется, бессмысленным. Это самая большая инвестиция в отношения.
Эти сцены из супружеской жизни настолько психологически выверены, что в каждый момент времени ты отчасти понимаешь обоих. Нет однозначного «плохиша» в ситуации. И оттого больно.
Действующие лица:
Марианна - Наталия Житкова
Юхан - Григорий Старостин
На мой взгляд более ясная история нескольких лет жизни получилась у Юхана. Злость на его безразличие и жестокость сменялась на жалость к нему в моем зрительском сердце, и наоборот, но.. Каждый момент времени мне все было понятно, что с ним происходит и мотивы поступков. А вот с Марианной случалось разное, даже в рамках одной сцены. некоторые ее поступки можно было объяснить только игрой гормонов, а хотелось найти какое-то психологическое объяснение. Марианна прошла большой путь трансформации и это убедительно было показано, но несколько последних эпизодов оставили меня в недоумении. Так кто же она? Истеричный манипулятор или так и не сумевшая сепарироваться зависимая женщина? Видимо правильный ответ и то, и другое, и еще кое-что..))
Благодаря Наталии Житковой мы видим на сцене красивую женщину, с потрясающей фигурой, великолепную актрису с широчайшим диапазоном. Она сумела превратить домохозяйку, ставшую не очень интересной самой себе, в женщину, знающую себе цену. Сохранив душевную тонкость, деликатность и заботу. Из старательной в самоценную. А через пронзительные и парадоксальные монологи сумела вызвать такую эмпатийную связь с залом, и волну сопереживания. «Она заболела скарлатиной, и это лучшее, что могло случится» - эта страшная фраза, сказанная ею в момент, когда муж ушел из семьи о болезни дочери, вызывает не осуждение и такое максимально человеческое понимание ее боли. А желание спланировать совместный отпуск - как спасательный круг, за который она хватается, в попытках сохранить семью.. И трезвящее « Счастье - это не только отпускное занятие» из уст мужа.. Там между строк много напряжения между героями.
Наталия Житкова и Григорий Старостин - прекрасный пример партнерского взаимодействия. Которым одинаково убедительно удались и сцены страсти, и леденящего холода.
Решение прожить без глобальной смены декораций 10+лет оправдано изменением костюмов и реквизитом. Переодевались актеры, не уходя со сцены, по очереди скрываясь за рейлами с одеждой. Прием не новый, но усиливающий действие. Действие, кстати, происходит не на основной сцене, а в Эфросовском зале. И, конечно, пространство тоже мультиплицировало эффект. Близость и возможность рассмотреть в деталях всю жизнь, как она есть.
С премьерой! Желаю зрительского интереса, спектакль можно сравнить с сеансом психотерапии.
В Театре Et Cetera п/р А.Калягина в эфросовском зале мне посчастливилось увидеть пресс-показ спектакля по киносценарию Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» в постановке народного артиста РФ Бориса Морозова.
Перед нами в спектакле благополучная семейная пара из числа сугубо добропорядочных. Спектакль начинается с того, что Юхан дает себе положительную характеристику. У этих людей есть то, о чем многие могут только мечтать: живы родители, имеют двух дочерей, отмечают праздники в кругу семьи или друзей, имеют собственное жилье и хорошую работу. О своей жизни говорят, что «семья живет игрушечной жизнью и увязла в комфорте».
Полного понимания между супругами нет, говорят друг с другом они как-то осторожно, боясь сказать что-то лишнее. Отношения кажутся скучными и натянутыми. Весть о беременности супруги воспринимается вроде и с радостью, но потом муж предлагает беременной жене коньяка… и под коньяк они решают, что третий ребенок им не нужен. Грустная сцена…
Далее Юхан сообщает супруге, что уходит из семьи к другой женщине, растерянная Марианна начинает собирать ему вещи. Она проявляет какую-то невероятную выдержку. Юхан перестает даже дочерей с праздниками поздравлять.
Между этими людьми будут встречи и диалоги, попытка развода, но со временем их тянет у друг к другу. Возникает страсть и чувства, которых они боятся.
Режиссер-постановщик спектакля - народный артист РФ Борис Морозов ведет исследование человеческих взаимоотношений скрупулезно, фиксируя каждое мгновение.
Наталья Житкова в роли Марианны, Григорий Старостин в роли Юхана. Оба тонко и эмоционально передали историю любви, семейной жизни и переживание измены.
У меня сложилось впечатление, что они не влюбились в друг друга с первого взгляда, а постепенно шли к чувствам, разорвав их на время.
Однозначно в будничных диалогах этой семейной пары каждый выцепит что-то свое.
Я хоть и не любитель современного бытового жанра на сцене, но про любовь люблю, поэтому получила сильные впечатления от любовной истории и проникновенной актерской игры.
Спектакль поставлен режиссером Борисом Морозовым по киносценарию Ингмара Бергмана "Сцены из супружеской жизни".
Интересно, что автором сценической редакции является Наталия Житкова, которая в спектакле исполняет роль главной героини Марианны. В роли Юхана занят Григорий Старостин.
Дуэт Наталии Житковой и
Григория Старостина органичен и убедителен. Каждое слово, вдох, выдох и паузы между ними - осмыслены и прожиты искренне и естественно.
Даже контраст роста героев выглядит как точная и весьма удачная находка режиссера.
Она - маленькая, хрупкая, пытающаяся ухватить краешек ускользающего счастья так, что в прямом смысле тянется за ним, приподнимаясь на цыпочки. Он - высокий, статный, очевидно, физически более сильный, чем Она. Но в итоге такой же растерянный и беззащитный.
Оба они - допропорядочные, внешне благополучные обыватели. Нe плохие и не хорошие, по-своему интересныe, по-своему скучныe. Обычные. Такие, как все. Такие, как мы.
В спектакле режиссер как раз берётся исследовать эту обыденность, рутину, повседневную тягучесть бытия и проклятую привычку.
И здесь скальпель бергмановского миропонимания в руке Бориса Морозова точен и по-медицински беспощаден - чувства препарируются твёрдо, уверенно, достоверно.
Так получается настоящее
психологическое путешествие от отрицания любви до ее торжества. Путешествие сложное и достоверное, объясняющее, что наличие света или тьми за каждым жизненным поворотом зависит только от нас самих и от нашей способности найти в себе смелость быть искренними, беззащитными, обнаженными, отбросить цинизм и рутину и не бояться большого душевного труда, чтобы быть достойным счастья.
Абсолютным достоинством этой истории является то, что она рассказана без занудства, искренне и даже с юмором, который, как известно, часто способен дать для осмысления ситуации намного больше, чем любые нравоучения.
Камерная постановка. Эмоции — яркие и узнаваемые.
Сцены из супружеской жизни – это, по сути, сцены знаковых событий, происходящими между главными героями на протяжении 20 лет. Наталия Житкова (Марианна) и Григорий Старостин (Юхан) играют историю любви, которая похожа на созависимость и не отпускает. Играют убедительно. Не оправдывают героев, не обвиняют. Просто показывают как есть, балансируя на грани между болью и достоинством. Благодаря этому начинаешь понимать, как слова и молчание могут ранить.
Свет и музыка создают настроение каждой сцены. То тепло, то холод — как в настоящей жизни. Возникает чувство близости к героям.
После просмотра хочется стать внимательнее к тем, кто с тобою рядом. Спектакль не дает готовых ответов, но побуждает желание проговаривать переживаемые чувства и мысли. И это, пожалуй, главное.