Драматурга и сценариста Николая Эрдмана за откровенно антисоветские пьесы не расстреляли только потому, что пьесы эти смешили до слез примерно всех. В крепко скрученном сюжете «Самоубийцы» автор максимально цинично обошелся с каждым представителем столичного социума эпохи НЭПа, от простого мясника и никудышного безработного до священника и интеллигента. В «Студии театрального искусства», репертуар которой состоит, как известно, исключительно из работ Сергея Женовача, зрителям предлагается «спектакль-высказывание» о пресловутом маленьком человеке, как если бы он жил среди нас. В роли изо всех сил старающегося покончить с собой Семена Подсекальникова — свежий выпускник ГИТИСа Вячеслав Евлантьев.
Драматический |
18+ |
Сергей Женовач |
1 марта 2015 |
3 часа 15 минут, 1 антракт |
Это, чёрт возьми, просто отличный спектакль. В отличие от довольно-таки многих спектаклей СТИ, этот поставлен непосредственно по пьесе (а не по неподъёмным текстам Ерофеева или бессвязным книжкам Чехова -- не в укор гению), и это обстоятельство даёт ему небывалую цельность и завершенность. "Самоубийцей" ранее уважаемый мной Женовач окончательно влюбил меня в этот театр.
Очевидно язвительная и в своё время запрещённая пьеса, так и не поставленная при жизни автора, сумела собрать на сцене больше половины (sic!) труппы. И, что самое интересное, каждый сумел, простите за избитое выражение, воплотить характер, сумел сыграть так, чтобы было, что вспомнить. Банальщина -- но правда. Особенно хочется отметить многострадального Вячеслава Евлантьева (Подсекальников), который стал самым заметными "маленьким человеком" под софитами.
P.S. Отдельное спасибо за живую музыку.
P.P.S. И просто огромное спасибо.
Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не посещайте данную постановку, ни за большие деньги, ни за малые.
Вчера мне довелось увидеть эту чудовищную безвкусицу в МДТ, худруком которого является Лев Додин. Ранее о Додине я слышала исключительно положительные отзывы, и в общем-то, и подумать не могла, что он допустит показывать на сцене своего театра подобное.
Начнем с сюжета. Сюжет оставляет желать лучшего. Да, возможно, во времена уважаемого Николая Эрдмана это действительно было очень актуально и, как говорится, на злобу дня, и хочется верить, что постановка Станиславского была в свое время намного лучше. Но дорога ложка к обеду, и то, что поставил Женовач сейчас уже настолько заезженно и банально, что даже если где-то на окраине сейчас и живет такой Подсекальниов, то слушать о нем сейчас уже абсолютно неинтересно и ужасно скучно. Постановка кажется пустой и предсказуемой. Концовки фраз зачастую можно было додумать самим, пока лицедеи держали неуместную паузу.
На беду, господину Женовачу пришло в голову осовременить пьесу, только способ он выбрал совсем неудачный. С его легкой руки актеры постоянно употребляли слова типа "сука", "шкура", "падла", он что серьезно думает, что молодежь можно завлечь матом со сцены? Да еще и таким, который был абсолютно не к месту и смотрелся максимально нелепо. Там вообще многое смотрелось нелепо и абсолютно бестолково.
Хуже того, сие действо длилось больше 3 часов, после 2 уже теряешь счет времени и просто в смирении ждешь конца. Все слишком растянуто, диалоги зачастую абсолютно бессмысленны, говорят по 1000 раз одно и тоже. Ухудшают все это абсолютно плоские шутки. Они настолько примитивные, что вызывают не смех, а жалость.
Актерский состав. "Трагикомический образ — безоговорочная удача вчерашнего студента Вячеслава Евлантьева. Его Подсекальников и смешон, и страшен, и трогателен" пишут в рецензиях. Это надо ооооочень сильно постараться, чтобы разглядеть такое в актерской игре В.Евлантьева. Когда он, в образе Подсекальникова, по несколько раз хлопал дверьми и решался стреляться или не стреляться, единственное чувство было не сочувствие и даже не жалость, а огромное желание ему помочь уже наконец решиться (или сделать это за него). Особенно неудачными казались монологи главных героев, их выжатые из пальца переживания. Все было чересчур наигранно, а главное, нудно.
Декорации. Если в первом акте двери, являющиеся единственными декорациями в постановке, кажутся необычным и оригинальным ходом, то во втором акте они начинают невообразимо раздражать. Актеры постоянно ими хлопают, 3 часа люди постоянно хлопают дверьми, это для очень терпеливых слушателей.
Стоит отметить, что первый акт несколько лучше, поначалу даже интересно, но второй настолько затянутый и занудный, что жалко уже даже не денег, а просто потерянного времени. Сплошное пережёвывание одного и того же, уже абсолютно не смешно, а стыдно за происходящее. Спектакль вполне можно было бы урезать вдвое. Но судя по тому, что после первого акта зал поредел наполовину, то, возможно, они одинаково нелепы.
Никому не советую данную постановку. Это уровень деревенского Дома культуры в деревеньке под Самарой.
В детстве я очень любил джанк фуд, но родители не спешили покупать мне его, ссылаясь на то, что он, видите ли, не полезный. Было обидно, но приходилось терпеть. Но, к моему безграничному счастью, мне удалось закрыть этот детский гештальт посредством спектакля «Самоубийца».
Если бы меня попросили описать увиденное в одном предложении, мне пришло в голову только «цирк с духовым оркестром и палкой ливерной колбасы, приведшей к мыслям о суициде». Но, постараюсь, по порядку и чуть более подробно.
На сцене расположены два ряда обшарпанных дверей, один над другим, являя собой единственные декорации, используемые в спектакле, будто бы отсылающие нас к зарубежным комедиям конца 80-х годов, когда персонажи под веселую и забористую музыку бегали из одной двери в другую, хотя, тут не должно быть сослагательного наклонения.
Персонажей слишком много, а толку от этого слишком мало. В погоне за количеством никак нельзя забывать о качестве. Нераскрытый персонаж не может стать большем, чем клякса на листе бумаги. А здесь слишком много клякс, так много, что и листа не видно, я уж не говорю о тексте на этом листе.
Юмор доведенный до абсурда есть образчик джанк фуда, который все с удовольствием съели. А почему бы и нет? Это достаточно вкусно, легко проглатывается, а бесполезность – столь малая цена за обманчивое первое впечатление.
Признаться честно, когда закончился первый акт и люди начали молча покидать зал, я мысленно похлопал актерам, которые не решились выйти на поклон после того, что они показали. Но нет, всего лишь антракт...У этого может быть и вторая часть? Что ж, значит самое время почитать синопсис произведения и попытаться понять сюжет и, если хватит времени, узнать хотя бы что-то о действующих лицах.
Второй акт был интереснее: более живой, более насыщенный, способный, в прочем, существовать и отдельно от первого, во всяком случае, это бы качественно улучшило постановку. Некоторых персонажей, все же, раскрыли, пусть и очень нехотя. Стало чуть легче смотреть на происходящее. Достаточно трогательный и глубокомысленный монолог главного героя. Финал. Смерть неизвестного. Поклон.
Спускаясь, за длинным столом, который, как мне в начале казалось, был предназначен для клиентов буфета, сидела восковая фигура с револьвером подле нее, изображая покончившего с собой персонажа. Достойный символизм и, пожалуй, единственный действительно сильный момент во всей гротескной феерии, которую мне удалось лицезреть.
Быстрая работа гардеробщиков, которые буквально летали, не касаясь пола, позволило быстро покинуть студию театрального искусства. Лишь один раз я мельком обернулся, чтобы посмотреть на красивое здание с, к сожалению, совершенно пустым содержимым.
Я искренне стараюсь найти плюсы в том, что мне удалось посмотреть, коря себя за нелюбовь к комедии, за критичность мысли и строгость к постановкам, но даже отбросив все эти факты, у меня ничего не выходит.
Да, это ново, это современно и, само собой, необычно. Тут есть особый, самобытный стиль, присущий только этому месту, но одного стиля, пожалуй, слишком мало для того, чтобы действо на сцене будоражило душу. Не знаю, какое развитие ждет это место в будущем, но, на данный момент, можно с уверенностью сказать, они еще слишком молоды и неопытны, чтобы завоевать внимание высокоинтеллектуальной публики, но им и сейчас хватает публики, ведь среди масс всегда найдутся любители «поржать».
Снова и снова я не перестаю восхищаться постановками Сергея Женовача, талантливой игрой актеров и волшебной атмосферой театра! На этот раз труппа театра, как и всегда, отлично справилась с пьесой Николая Эрдмана "Самоубийца". Почти три часа пролетели незаметно (наверное, благодаря множеству метких ироничных фраз, остающихся актуальными и по сей день). Многие цитаты запомнились и теперь прочно засели в голове. Прекрасное музыкальное сопровождение оркестра помогало создать нужную атмосферу. Несмотря на название и драматический характер спектакля, мне он показался очень жизнеутверждающим. Спасибо всем участникам спектакля за эту замечательную постановку!
Это Эрдман-то "бесконечно устарел"? Ну вы даете! Безоговорочно лучшая пьеса, написанная в советское время. Мне, не читавшей ее ранее, по ходу спектакля не раз хотелось вскочить со своего стула и громко воскликнуть, обращаясь к публике: "Это же гениально, товарищи! Автора, автора!" То, что театральная судьба у пьесы выдалась нелегкая, не поспоришь. Тем ценнее опыт Женовача и его учеников. Спектакль старательно поставлен и старательно сыгран, но лично мне не хватило ощущения безумия, абсурдности происходящего, атмосферы нелепой фантасмагории, ворвавшейся в жизнь ничем не примечательного человека. Но можно ли объективно обвинять в недоработках режиссера и актеров? Даже Плучеку, телеверсию спектакля которого я, едва вернувшись домой, кинулась искать в интернете, не удалось воссоздать дух той эпохи, а ведь он ей принадлежал, все видел и помнил, во всем участовал. Нет, это не пьеса бесконечно устарела, это мы, несмотря на современную форму, безнадежно обмельчали, "обподсекальничались".