Больше всего создателей спектакля интересовал поиск ответа на вопрос: «Зачем Чехов поехал на Сахалин?», «Что его толкнуло?»
Ведь это было не просто испытание или попытка подвига. Это было добровольное самоистязание, как физическое, так и моральное.
С одной стороны, это была исследовательская поездка, но с другой – попытка обрести снова смысл жизни, который Чехов потерял на пике своей успешности и популярности.
Безусловно, отправляясь на Сахалин, Антон Павлович понимал, что опустится на самое дно человеческих страстей и пороков. Но эта амплитуда его погружения была необходима для того, чтобы после своего возвращения на родину взлететь к новым высотам. После Сахалина Чехов пусть хоть и не написал ни одного художественного произведения об этом острове, его героях, всё-таки приезжает другим писателем, другим человеком, который абсолютно по-иному теперь понимает и воспринимает ценность человеческой жизни и смысл бытия.
Когда мы начали сочинять спектакль, нас ещё очень сильно волновал вопрос мужского и женского начала. Отношения между мужчиной и женщиной в фантастических предлагаемых обстоятельствах пребывания на этом острове проклятых, где на 100 ссыльных мужчин приходилось всего 53 женщины. Как строить семью, любить, жить преступникам с преступниками. Возможна ли любовь на этом острове? Возможно ли возрождение души и исправление человека, когда он лишен всего и должен свою новую жизнь строить на камнях и просоленном воздухе?