Два предыдущих спектакля главного режиссера БТК Руслана Кудашова — «Вий» и «Холстомер» — имели подзаголовки, соответственно, «хроника падения одной души» и «хроника спасения одной души». Так вот, «Русалочка», которую Кудашов поставил в Малом драматическом театре — это, по мнению постановщика, «хроника рождения одной души». Нехитрая идея о том, что любовь требует жертв, доносится до публики весьма прямолинейно. Русалочка сначала радуется до слез, потом рыдает, но слезы искупаются счастьем обретения горячего, искреннего сердца. Привыкший работать с куклами режиссер освоил фактуру актеров МДТ, но не их драматические возможности, поэтому спектакль частенько смахивает на сборник великолепных иллюстраций к Андерсену.
Детский |
0+ |
Руслан Кудашов |
27 апреля 2010 |
1 час, без антракта |
В МДТ Льва Додина приглашенные режиссеры практически не работают. Исключение составляют постановщики детских спектаклей. Предыдущий — «Снежную королеву» — ставил Григорий Дитятковский, в прошлом штатный режиссер МДТ, а теперь вот пригласили главного режиссера Большого театра кукол Руслана Кудашова. Кудашов в МДТ чужак (а чужакам в этом театре-доме особенно трудно), но на его счету несколько весьма достойных постановок о несовершенстве мира в целом, но возможности спасения (или окончательного падения) в нем каждой отдельно взятой души. Пессимистично-романтичная «Русалочка» Андерсена как нельзя лучше соответствует режиссерским поискам Кудашова. В первом составе главную героиню сыграет Уршула Малка, которая шесть лет назад приехала из Польши и, не зная ни слова по-русски, поступила на курс Льва Додина, — теперь это одна из самых интересных молодых актрис Петербурга.
Если Вы надеетесь всласть поплакать на спектакле Руслана Кудашова «Русалочка», не получится. Равно как и посмеяться. Спектакль скучный, несмотря на красивые декорации и интересное решение моря.
Русалочка – истеричка, принц – идиот. Увидеть любовь здесь очень сложно. Уршула Малка играет точь-в-точь, как в «Варшавской Мелодии», но если там её надрыв вполне уместен, здесь раздражает. Когда она вопит страшным голосом: «Если ты отнимешь мой Голос, что же останется мне?», чувствуешь облегчение – наконец-то она помолчит. Кстати, актриса прекрасно поёт в «Варшавской Мелодии». В «Русалочке» музыки не хватает, а песен нет совсем. Ведь в сказке Русалочка поёт принцу, когда спасает его. Трогательные сцены скомканы, несущественные безмерно растянуты.
Удалось попасть на премьеру. Режиссура схематичная. Грустный набор штампов…
Море – белая ткань, это конечно, очень большая редкость в театре, мо жно сказать, новаторство. Не стоит смотреть спектакль Филиппа Жанти “Неподвижный путник” La Compagnie Philippe Genty “Voyageur immobile” (он есть vkontakte.ru, часть 3).
Ну и , конечно, “Под небом голубым” совсем не из другого фильма… Очень редкая мелодия!
Богатство подводного мира показалось бедным, однотонным.
Больше всего порадовали волосатые рыбки!
Создать море на малой сцене - это уже большой риск. Создать море хорошо - риск вдвойне. Перед этой премьерой в МДТ строились мной различные предположения на счёт того, как будет реализовано место действия этой сказки Андерсена. Признаться, нечто подобное я и ожидал увидеть. Но несмотря на это, я остался доволен, так как во время спектакля хотелось сказать "верю!".
Верю почти во всё, что происходит на сцене. Правда, с маленькими оговорками. Во-первых, трудно поверить, что лишь переведённый на русский язык текст Андерсена, без адаптации для театрального представления, можно с лёгкостью реализовать на сцене. Лёгкости не получилось. Возможно, это связано с премьерностью и неотточенностью сценического повествования, возможно, с составом участников действа (Молодая студия МДТ). Во-вторых, опять-таки о молодых начинающих свой творческий путь актёрах. Сам факт, что именно они были выбраны для постановки я считаю обоснованным. Руслан Кудашов, ведущий курс у студентов, привык и, возможно, любит работать с молодыми актёрами. Порой им не хватало собственных возможностей при выражении тех или иных событий и чувств на сцене. Но несомненны их старания и искренность, за которые я их поблагодарил бы с надеждой на будущие творческие победы. В-третьих, загадка самой русалочки ещё со времён "Дяди Вани" не разгадана. И здесь я пожалуй воздержусь от её решения.
Но там, где немного провисает действие, на сцену выходят (а на самом деле присутствуют постоянно) декорации и сценография вобщем. Море и весь морской мир могут быть такими. Освещение и система волшебных тросов и материй делает этот мир ярким, нежным и спокойным; или же свирепым, бурным и несущим гибель. Порой хочется поёжится и вытереть солёную морскую воду с лица. Обилие режиссёрских приёмов и находок делают этот спектакль в первую очередь режиссёрским. Те, кто видел хоть пару спектаклей Руслана Кудашова в Большом Театре Кукол, поймут о чём речь. Этот факт единственное, в чём перед премьерой я ни капли не сомневался.
Если после просмотра спектакля, человеку хочется показать его другим, зачит, это хороший спектакль. Лично мне, захотелось. Недолгая театральная сказка, как и произведение самого Андерсена, получилась слегка печальной, иногда весёлой, иногда мудрой, но в общем именно такой, какой я предпочёл бы её увидеть. Руслана Кудашова без иронии я назвал бы современным сказочником-затейником, который посредством своих материальных и духовных конструкций в спектаклях говорит о самом важном и самом простом. Ведь море совсем рядом.
Там плавают медузы, рыбки, и море - белое-белое. Там корабль появляется из ниоткуда и несётся по морю в поисках Русалочки. Там ведьма колдует над злым зельем. Там принц вылавливает из моря башмаки и смотрит вдаль... Руслан Кудашов ставит обаятельные и добрые спектакли. Его "Холстомер" и "Маленький принц" видеть нужно в обязательном порядке. Уверен, что его постановка в МДТ обратит внимание зрителя на возглавляемый Кудашовым Большой театр кукол, за последнее время ставший, на мой взгляд, одним из лучших театров города.
На "Русалочку" идти стоит. Во многом типичная для Театра Европы постановка для семейного просмотра: детишки найдут, чему порадоваться и посмеяться, взрослые найдут, над чем задуматься и, может даже, погрустить.
"Под небом голубым" Гребенщикова - это лучшая, мне кажется, находка "Русалочки". Отмечу также хорошую работу со светом.
Театр в очередной раз доказывает, что без спецэффектов и всяких там 3D можно обойтись. И сделать даже лучше. Не был в партере, но, думаю, с бэльэтажа всё видно краше (советую).
Однако, по премьере судить сложно. Сырой спектакль. Надеюсь, что временно. Достаточно сложный неразговорный материал Андерсена по идее должен обходиться без слов. Но красивой музыки и красивой Уршулы Малки не хватает. Очень режиссерский спектакль не даёт, мне кажется, развернуться актёрам. Не видны пока переходы от сцены к сцене, часто всё это обрывочно. Боишься, что актеры перепутают все эти канаты и реи. В кудашовском "Мы" его студенты идеально работают на сложной сценической площадке, в "Русалочке" пока нет этой легкости и идеальности. Часто хотелось погромче музыки, просто музыки.
Акцент Уршулы Малки очень даже вписывается в образ. Только не хватает ей слов, действия и какой-то лишний надрыв мешает: Русалочка представлялась менее эмоциональной.
Но все эти недостатки, надеюсь, премьерные, слишком малы по сравнению с общим обаянием спектакля и его посылом. Режиссёр говорит нам со сцены МДТ (а откуда ещё?) о душе, любви и бессмертии. И после его "Русалочки" сложно выходить на улицу Рубинштейна, где сплошь и рядом ходят люди на двух подпорках...
P.S. Надо найти сказки Андерсена
27 апреля 2010 года в МДТ состоялась премьера спектакля «Русалочка», поставленного по сказке знаменитого датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, который в своих совсем недетских по глубине и серьезности мысли историях, словно в зеркале, отразил многие важные темы, вопросы и истины человеческой жизни. «Русалочка» одно из тех замечательных произведений, которое дает режиссеру массу возможностей, открывает уникальный простор для фантазии и творчества, и Р. Кудашов, приглашенный в МДТ для постановки этого спектакля, смог умело воспользоваться потенциалом знаменитой сказки, создав необыкновенный мир, скорее похожий на сон. Непередаваемая атмосфера невесомого видения достигается на сцене с помощью удивительно легкой, больше похожей на дымку, волнующейся, трепещущей белоснежной материи, которая аллегорично передает и бушующие волны, и тягучий туман, и будто выстроенные из облаков стены замка, а выдержанные в той же манере костюмы героев создают гармоничный, оригинальный и в то же время стильный ансамбль. Неоценимым вкладом в волшебную картину спектакля стала и музыка, которая выполняет не просто роль достойного сопровождения или вспомогательного инструмента, а органично переплетается с сюжетной линией, пронизывая действие незримыми нитями мелодии, усиливая, таким образом, драматизм постановки. Здесь и умиротворяющие переливы моря, и образные, рельефные звуки классики, и проникновенная, глубокая, философски вдумчивая песня «Город золотой» Б. Гребенщикова.
Однако созданное, если так можно сказать наколдованное, на сцене видение не представляет собой замершую, статичную картинку. Напротив, спектакль словно живой, дышащий организм, наполненный скрытой под белыми покровами, но неудержимо пульсирующей энергией, волнами исходящей от самих актеров, которые при необходимом минимуме текста ведут эмоционально насыщенный диалог со зрителями, с окружающим их пространством и, наконец, с собой. Да и знакомый с детства сюжет сказки не требует излишних комментариев, которые, вероятно, могут сместить акценты, расставленные режиссером. Он же в свою очередь уделяет особое внимание моральным, отчасти философским мотивам, заставляя размышлять над важными, вечными темами: о сущности любви, истинной красоте, цене преданности, о казалось бы неразрешимом вопросе смысла нашей жизни, поиски которого неустанно ведут уже многие поколения. Вероятно, в этом бесконечном процессе изысканий каждый найдет свой ответ на вечный вопрос, ради чего, ради какой неведомой цели приходит человек в этот суетный мир. Андерсен, а вместе с ним и Р. Кудашов в своем спектакле, находят Священный Грааль в таком на первый взгляд простом, но в то же время неоценимо важном понятии, как ДОБРО, служа которому своими мыслями и делами, каждый способен «обрести бессмертную душу».