Москва

Все отзывы о спектакле «Роман»

10
ТАТЬЯНА РАХМАТУЛЛИНА
71 отзыв, 73 оценки, рейтинг 84
26 января 2025
Та часть Мастера и Маргариты, на которую обычно не хватает экранного времени

Это история взаимодействия двух людей – одного, идущего на мучения и смерть на кресте, и другого, мучительно сочувствующего, но неспособного отказаться от своего места на вершине власти ради истины.
В этой истории участвует и народ – танцующая и шумная толпа, которая периодически появляется на сцене. Народа боятся, и этим страхом обосновывают необходимость казни.
Сцена казни – это апофеоз, вершина постановки. На заднем плане вздымается множество крестов, на фоне которых поднимается огромный главный крест. Больше всего воображение зрителей в этой сцене поразили четыре стражника на живых лошадях. Лошади вели себя вполне дисциплинированно, правда одна справа слегка нервничала и перебирала ногами. Но всадник с ней справился.
И вот роман подходит к своему финалу – и прокуратор, наказанный долгим одиночеством и тоскливым ожиданием всего лишь за минутную трусость и боязнь пойти против высшей власти и толпы, наконец получает прощение… В этот момент в зале многие рыдали, да и меня слезы текли.
В общем, я могу засвидетельствовать – театральное волшебство состоялось! Старая история, повествующая о людях, до которых, казалось бы, нам нет никакого дела, взволновала и тронула до слез каждого зрителя в зале.
А какой в этом спектакле красивый и мощный звук! Он составляет изрядную часть общего очарования.
Рекомендация простая – идти обязательно! Это действительно зрелище, которое взволнует и сердце, и душу, принесет мощный катарсис, заставит еще долго размышлять и вспоминать.

1
0
10
ТАТЬЯНА СОРОЧАН
78 отзывов, 80 оценок, рейтинг 27
27 января 2025

«Роман» - премьера в театре Российской Армии от режиссера Александра Лазарева. Это настолько грандиозно, неповторимо и потрясающе, что нужно смотреть каждому человеку, не равнодушному к театральному искусству. Осторожно, буду говорить спектакле очень восторженно, потому что он вызвал сильные эмоции, и вам тоже захочется пойти.
Большинство зрителей знают, что сцена театра Российской Армии огромна и таит в себе скрытые возможности, которых нет у других культурных мест столицы. И вот спектакль «Роман» задействует арсенал сцены в самой полной мере, используются поворотные механизмы, встроенные комнаты, многоуровневый монтаж, проекция, пространство становится бесконечным, даже свита Воланда проедет по сцене на четверке вороных коней под восторженные ахи зрителей. Как говорит в романе Коровьев: «Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!» У Ольги Никитиной – художника постановщика, другой секрет, она имеет за плечами опыт более 70 спектаклей, многие из которых были отмечены наградами. Здесь воплощены интересные визуальные задумки. Камень в центре сцены рождает много ассоциаций – это и обсидиановое темное сердце, и очертания вопящего в ужасе персонажа картины «Крик» Эдварда Мунка, и пещера для горестных раздумий. История разворачивается перед зрителем будто в сказочной шкатулке, со множеством отделений.
Спектакль создан по мотивам произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта книга, как известно, отличается тем, что в ней сливаются множество разных повествовательных линий. Хотя можно выделить три главных: приключения свиты Воланда, любовная история Маргариты и Мастера и религиозный сюжет о христианском философе. Режиссер взял для спектакля именно последнюю часть, как самую важную. Его спектакль, это рассуждение о том, как одно слово, в моменте, может повлиять на ход всей истории. Ведь именно самый тяжкий грех – трусость, не позволило Пилату освободить Иешуа. И именно прокуратор произнес слово, повлиявшее на ход мировой цивилизации.
В спектакле есть все ингредиенты, делающие его одним из лучших на годы вперед: неповторимая сценография, танцевальную часть поставил один из лучших хореографов, ставящий для Большого театра, Михаил Колегов, фантастически продуманные костюмы, идеально выставленный свет (Евгений Виноградов), отличный звук, специально написанная музыка композитором Николаем Парфенюком и эпичный, заслуживающий возвышенной подачи сюжет.
Так же сильная сторона спектакля – актерский состав. Народный артист России Александр Домогаров в роли Воланда шикарен, как будто сошел с фресок эпохи Возрождения. Ему создали характерный грим, позволяющий точнее отразить характер персонажа. Персонаж Александра хоть и появляется ненадолго, но завораживает харизмой, мужественностью зрительный зал.
Пилата играют в разных составах заслуженный артист России Максим Аверин и Александр Балуев. На премьере была версия с Максимом. Это по-настоящему здорово, как виртуозно артист может передать психологические моменты, сделать зрителя сопричастным, затянуть в глубь спектакля. Надеюсь в ближайшее время ему дадут звание народного артиста, так как он потрясающе играет и достоин этого звания. Но теперь мне еще более интересно посмотреть версию с Александром Балуевым.
Так же очень понравились актерские работы Алексея Захарова (Каифа), заслуженный артист России Николай Козак (Афраний, начальник тайной стражи), Александр Рожковский (Левий Матвей), Азазелло (Сергей Федюшкин), Коровьев (Роман Радов), Гелла (Валентина Мисанова, Бегемот (Андрей Кочинов), Фрида (Жанетт Гурская), очень эффектно выглядит и отлично играет Тимур Орагвелидзе (Марк Крысобой). Не удержалась перечислила почти всех, но ведь остановится невозможно, актерские работы хороши и в тоже время не выпячиваются.
Очень здорово, что в спектакле наравне с мэтрами участвует молодежь Дмитрий Ломакин (Иешуа Га-Ноцри, Екатерина Шарыкина (Маргарита), Мастер (Константин Днепровский). И все это удачные актерские работы. Как тонко иногда совсем без слов им удавалось передать настроение персонажей.
Александр Лазарев в интервью перед спектаклем скромно говорил, что он только начинает свой путь в режиссуре. Однако, задействовать такую сценическую махину, поставить сложный текст Булгакова (максимально бережно относясь к слову автора), с большим количеством актеров, танцевальной части. Это не каждый маститый может. Виден огромный талант Александра, театру повезло, получить такого талантливого режиссера, который может зрителя не только развлечь, но и поразить в самое сердце. Скажу честно, в паре мест я плакала. Потому что спектакль заставляет сопереживать и раскрывать сердце на встречу истории. Желаю всем посмотреть это чудо, сходить на него с друзьями. Потому что такое можно увидеть только здесь. Поздравляю театр Российской Армии с удачной масштабной премьерой. Посмотрите обязательно, друзья!

0
0
10
Мария Годлевская
73 отзыва, 74 оценки, рейтинг 16
24 января 2025
Пожалуй, самый грандиозный спектакль, что я видела!

В конце января 2025 года театральный мир буквально взорвала премьера в Театре Российской Армии. Спектакль "Роман" искушенные театралы и рядовые зрители ждали задолго до его выхода, и все билеты на ближайшие показы расхватали как горячие пирожки сразу, как они появились. Рвение такое вполне объяснимо, ведь, помимо нестандартного угла зрения на известный роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и масштабности постановки, на сцене под маской Воланда скрывается Александр Домогаров, а за капюшоном Понтия Пилата - Максим Аверин. Но сюрпризы не закончились и на этом, и дальше я о них расскажу.

Говоря о "Мастере и Маргарите", все стандартно сразу вспоминают Аннушку с маслом, бал Сатаны, Аттракцион невиданной щедрости и другие мистические и юмористические эпизоды произведения на фоне противоречивого советского периода. А говоря о "романе", скорее представляют любовную линию Мастера и Маргариты, нежели недописанную книгу с библейской историей в руках у Мастера. Однако, мало кто задумывается, что линия Понтия Пилата и предательства Иешуа является столь же важной частью произведения - противовесом добра и зла на весах романа Булгакова. Две истории (материальная и духовная), две стороны произведения, сплетенные словно Инь и Ян в одно целое из двух половинок, где зло проникает на светлую сторону, а добро - на темную. Режиссер-постановщик и автор инсценировки народный артист России Александр Лазарев для постановки выбрал духовную сторону и начал свой рассказ с желаний Маргариты, появления Мастера и его сгоревшей рукописи, ведь "рукописи не горят!"

Когда я вошла в зал, в глаза сразу бросились декорации, расположенные в левой половине сцены, правая была абсолютно пуста. В первые же секунды спектакля на сцене появились Воланд (Александ Домогаров), Азазелло (Сергей Федюшкин), Коровьев (Роман Радов), Гелла (Валерия Мисанова), Бегемот (Андрей Кочинов) и Маргарита (Екатерина Шарыкина). Правда, Воланд сидел спиной к сцене, а вот все внимание притягивали к себе красавицы Маргарита и Гелла, а также забавный Бегемот. Но когда я увидела Домогарова, я была поражена. Нет, это не дерзкий насмешливый ожесточенный юркий бес, которого я привыкла видеть в постановках по "Мастеру и Маргарите". Это умудренный опытом и до кончиков пальцев пропитанный скептицизмом Князь Тьмы. Не могла сказать, что за гримом не узнала Домогарова, но грим невероятно изменил его, это потрясающая работа гримера. Кот, кстати, тоже сказочно хорош и похож на меня своим подбородком. Позже на сцене появился и сам Мастер (Константин Днепровский).

Герои выходили в центр зала, но уходили влево. Любопытство к расположению декораций разбирало меня все больше. Однако, я помнила, что "Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов", и по взмаху Воланда пространство раздвинулось во все стороны, пропали стены. Перед зрителями появился огромный валун на фоне огромной полной Луны, стоящий на более остром своем краю, а внутри него выемка, в которой сидел Понтий Пилат (Максим Аверин). Вокруг стояли стражники. Сцена покрылась туманом. Честно говоря, впервые увидела Аверина в спектакле, и поражена до глубины души его талантом, его погружением в роль. Совершенно не представляла его в роли Понтия Пилата, но как же я ошибалась. По мере развития сюжета перед нами появились Иешуа (Дмитрий Ломакин), Левий Матвей (Александр Рожковский), Марк Крысобой (Тимур Орагвелидзе), Иуда (Иван Гришенков). Отдельно хочу отметить Афрания, которого сыграл Николай Козак, очень я люблю этого актера. А также, в Каифе наперекор программке я узнала Андрея Кайкова, что считаю большой неосторожностью - не должен актер, исполняющий комические роли, играть в настолько серьезном спектакле.

Все последующее действие происходило по центру практически пустой сцены, что сделано очень разумно - визуал не отвлекал от текста, внимание фокусировалось на главном действии. Несколько раз на сцене появлялся кабинет Мастера, чтобы напомнить, что мы смотрим, как он пишет роман, а Маргарита помогает ему. А в одном из эпизодов на сцену четыре всадника выехали на четырех настоящих лошадях. Зрители начали громко восхищаться, но их неуверенные возгласы быстро затихли - сцена была слишком трагической, а действие - грандиозным. Лошади на сцене, это же уму непостижимо!!! А какую невероятную арию исполнило трио в момент, когда Иешуа сняли с креста... На протяжении всего спектакля было несколько моментов, которые режиссер сделал такими мощными, эмоциональными, я бы сказала, колючими, что сердца зрителей колотились, а по коже их бегали мурашки. Одна из таких сцен - освобождение Фриды от ежедневного выноса ей платка. Другая - казнь Иешуа. Последняя - освобождение Понтия Пилата от его вечных мук. Мне кажется, здесь все три сцены об освобождении: грешницы от наказания, святого от мук, которым его подвергали другие, и обычного человека, не способного на что-то повлиять, от его собственной тюрьмы из мук совести.

Появление третьих декораций было похоже на развержение земли: скрежет металла, непонятные конструкции, под которыми виднелась пустота, наполненная непроглядным туманом, вокруг тьма. В центре мы снова увидели Понтия Пилата, по сторонам на конструкциях на него словно в бездну Ада смотрели Воланд и Мастер с Маргаритой. "(...) не нужно просить за Понтия Пилата, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать", - камень раскалывается, луч света касается прощенного Понтия Пилата, я плачу... Каждое слово и каждое движение Максима Аверина цепляет за душу, его персонажу веришь, даже забыв на время, что это театр. А дальше... нет, не занавес, а возвращение в квартиру Мастера и Маргариты, которых дома почему-то нет... Или, быть может, это вовсе и не их квартира, а отсылка к дню сегодняшнему, к каждому из нас. И сегодня каждый из нас должен сделать правильный выбор, на чьей же мы стороне, чтобы потом вечность не молить о свободе... "Как мало", - говорит Понтий Пилат, сидя на краю сцены и бросая мешочек с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Иешуа. Так же и мудрый Афраний избавляется от золотой цепи, подаренной за убийство Иуды. "Так мало... стоит ли оно того?", - часто ли люди спрашивают себя об этом сегодня?

Какая сильная режиссура, какие мощные спецэффекты сопровождают весь спектакль: гром и молния, великолепная работа со светом, музыкальное сопровождение, вставки с кордебалетом из молодых и совсем юных танцоров, туман, - все это делает спектакль поистине грандиозным, мощным, эмоциональным, неповторимым и незабываемым! В постановке хоть и немного декораций, но они очень красивые и качественные: и роскошный интерьер комнаты, где Воланд разговаривал с Маргаритой, и финальные махины, и скромный каменный холм. Отдельно хочется поблагодарить художника-постановщика и художника по костюмам Ольгу Никитину, композитора заслуженного артиста России Николая Парфенюка, художника по свету Евгения Виноградова, хореографа Михаила Колегова. Без тяжелой работы этих талантливых людей постановка не была бы такой масштабной, невероятной, совершенно поразительной!

Спектакль длится два с половиной часа, включая антракт, но время пролетает незаметно. Ни первое, ни второе действие я не отводила глаз от сцены, это просто невозможно сделать. Театр Российской Армии своим премьерным спектаклем "Роман" произвел настоящий фурор. В зале не было свободных мест, на поклонах артистам аплодировали стоя. Побольше бы таких шикарных спектаклей на сценах ведущих московских театров! Постановка воодушевляющая, проникновенная, философская заставляющая о многом задуматься, о чем в наше время многим было бы полезно. Моя личная настоятельная рекомендация. Браво!

2
0
10
Андрей Травин
87 отзывов, 88 оценок, рейтинг 11
28 января 2025
Всё, что связано с «М и М», обязательно к просмотру!

Режиссер Лазарев поставил недописанный роман в романе «Мастер и Маргарита», потому что эту «поляну» не приходится ни с кем делить.
А спектакль сделан так, чтобы о нем говорила театральная Москва. Хороший или нет, но — чтобы был на слуху.
Ну вот зачем после голгофской смерти на сцену через (обычно закрытый) танковый вход выезжают четыре всадника из «Откровения Иоанна Богослова» (причем все на вороных конях, так как белой лошади у них для нас нет)? Никакой сценической нагрузки они не несут. А как раз для того, чтобы каждый критик написал об этом.
Или зачем шестьдесят танцующих на сцене юношей и девушек? Правда, в некоторых случаях они несут сценическую нагрузку. Так подтанцовка изображает толпу, которая кричала: «Распни!», но в данной пьесе кричит, обращаясь к Пилату: «Имя?».
Но лучший их номер — первоначальный момент их появления на сцене, когда Воланд берется почитать роман, и вместо комнаты-шкатулки, где нечисть отгораживается от мира, происходит переход на два тысячелетия назад в Ершалаим.

Гигантский камень, под которым сидит Понтий Пилат символизирует гигантский груз его решения, ну и Голгофу заодно.
Понтия Пилата я увидел в исполнении Максима Аверина, который не просто хорош, а оригинально хорош. Его дублер — Балуев. Но именно лицо Аверина на обложке программки. Кстати, театр любезно указывает на сайте, в какие дни кто играет главного героя.
А главный герой тут именно Пилат, но никак не Иешуа.

Воланда играет Домогаров, артист, о котором давно знают даже в Иркутске, но мне в Москве довелось впервые его увидеть. Хорошо загримирован и перевоплощается, ничего не скажешь.
Но люди не должны играть сатану и Христа — и это не я придумал, это убеждение многих актеров.
Как теперь эта роль повлияет на Домогарова? Пел себе Вертинского и вот вернулся в театр Армии, где начинал. Один актер в театре МГУ сыграл дьявола и вскоре его карьера поперла вверх (он зовется Алексеем Кортневым, если что).

А на сцене вовсю разыгрывается евангелие от сатаны, где Иешуа га-Ноцри заискивает перед прокуратором Иудеи. Ничего похожего на реальные события, но всё же — по мотивам реальных событий, что суть испытание на пластичность психики, а у кого-то и на пластичность мировоззрения.
Но Булгакова Иисус забрал из жизни в Прощеное воскресенье 1940-го года. Может быть Он простит и многочисленных участников описанного грандиозного действа.

0
0
10
ЕКАТЕРИНА БЕРНАДО
28 отзывов, 28 оценок, рейтинг 11
27 января 2025
Новый взгляд на роман

Нет Нехорошей квартире, нет встречи у Патриарших прудов, нет даже бала у Воланда…

Но зато есть линия о Понтии Пилате, прокураторе иудейском. В романе «Мастер и Маргарита» она идет как своя отдельная история, но в спектакле «Роман» Театра Российской Армии режиссера-постановщика Александра Лазарева, она имеет главнейшую роль.

Самого Понтия Пилата играет великолепный Максим Аверин. Его шарм и обаяние распространяется на всех зрителей в зале, его мягкий голос завораживает, его гневная речь поднимает за собой возмущение у зрителей, его горе вызывает всеобщую скорбь… Таков он - мастер сцены и неподражаемый Максим Аверин.

Приняв у себя и расспросив странствующего проповедника Иешуа Га-Ноцри недоверчивый Понтий Пилат поверил ему. Но, пытаясь отговорить казнить Иешуа он чуть не навлек на себя немилость властей.

«Самый главный порок это трусость - сказал как-то Иешуа». Совесть мучает Пилата, нет ему покоя … но даже отомстив за смерть проповедника он остается мучаться на долгие 2000 лет…

«Он говорит одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя. … потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана».

Будет ли он свободен, или вечно жить, съедаемый муками совести…

Роль Воланда исполняет харизматичный Александр Домогаров. Появившись в начале спектакля и отблагодарив Маргариту за бал сатаны, он совершает первое благое дело вернув ей Мастера. Также Воланд со свитой завершает спектакль, и… за ним уже второе благое дело.

«СВОБОДЕН!!!»
От этого крика рушатся даже огромные камни, музыкальное и световое шоу превращает спектакль в уникальное и фееричное представление.

На «Романе» впервые за много десятилетий откроется танковый подъезд театра, и оттуда появятся красавцы вороные кони. Их грациозная поступь добавит масштабности и без того грандиозному представлению.

Изумительные пластические сцены от Михаила Колегова, действующего балетмейстера Большого театра, очень органично вписаны в повествование. Язык танца успешно передает эмоции главных героев, их переживания и боль.

0
0
10
ЛЮДМИЛА КИЛБА
91 отзыв, 91 оценка, рейтинг 7
28 января 2025

История знает ни один пример, когда какая-то личность оставалась в ней на века, получив печальную славу. К ним относится и Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, у которого не хватило мужества противостоять Малому Синедриону и он не только утвердил вынесенный тем смертный приговор Иисусу Христу, но и не воспользовался возможностью помиловать его в честь иудейского праздника Пасхи…
О событиях четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана мы знаем из Нового Завета, они описаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», а теперь именно о них поставлен спектакль «РОМАН» в театре Российской армии.
Главный режиссер театра Александр Лазарев из всех сюжетных линий романа Михаила Булгакова сосредоточился на одной, назвав ее «историей Понтия Пилата».
То, как воплотил на сцене образ Понтия Пилата Максим Аверин, coвершеннo нeпохoжий нa ceбя в этoй знaкoвой poли, зacлуживaeт caмых высоких оценок!!! Сначала его Пилат предстает перед нами с закаменевший маской на лице, а потом, без использования каких-то специальных эффектов, лишь одними глазами, артист передает все душeвныe муки, боль и стpaдания своего персонажа.
А появляется он перед зрителями спектакля, как и описано в романе, «в белом плаще с кровавым подбоем…»
Труднo пepeценить paботу художникa-пocтановщикa спeктaкля - Oльги Никитинoй (oнa жe худoжник пo кocтюмам). Она сдeлалa oснoвным элeмeнтом cвoeй cценoграфии cимвoл Души Пoнтия Пилaтa - oгpoмный кaмeнь, чтo и виcит нaд ним, и нaхoдитcя внутpи нeгo, а c пoмoщью cвeта сoздается впeчaтлeние, чтo oн будтo вpacтает в нeгo, cтанoвясь егo чacтью. Кровавым же подбоем плаща прокуратора у Ольги служит запекшаяся кровь…
Весь творческий коллектив cпектакля, включая технические службы, обеспечивающие безотказную работу наисложнейшей сценической машинерии, проделали свою работу на высшем уровне и то, как принимала спектакль публика, свидетельствует, что «овчинка выделки стОила»!!!Я впервые не смогла сделать фото/видео поклонов, потому что весь зал в финале встал в едином порыве!!!
(Отзыв Смирновой Елены)

0
0
3
ЛАДА ПАРХОМОВА
16 отзывов, 16 оценок, рейтинг 4
13 мая 2025
Хлеба и зрелищ

Для тех, кто не любит читать между строк. Буквально, нарочито, крикливо, чтобы было не жалко потраченных денег.

0
0
10
ДАРЬЯ ГУРОВА
19 отзывов, 19 оценок, рейтинг 1
30 января 2025
Спектакль «Роман» в Театре Армии восхитителен!

Почитала разные отзывы, даже могу понять, почему некоторым резко не нравится, но сама осталась при своём мнении.

Это действительно один из лучших спектаклей, которые мне доводилось видеть в театре. Уж точно самая эффектная постановка по «Мастеру и Маргарите».

Максим Аверин настолько вживается в роль, что через минуту забываешь, что это артист, остаётся только его герой. Который, раскрывается в самых неожиданных моментах перед нами, зрителями.

«Неожиданных», потому что, кажется, никто ещё ни разу не брался за это произведение с точки зрения истории Понтия Пилата. И получилось удивительно!

Про использование мощностей театра уже много написали, про сценографию тоже. По мне, она отлично передаёт суть происходящего на сцене.

Мечтаю теперь увидеть этот спектакль вновь, с Балуевым в главной роли.

0
0
6
ДМИТРИЙ СУХОБРУСОВ
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
18 апреля 2025
Вот тебе, бабушка...

Отзыв «на коленке», по пути домой, 17.04.2025

Начну с режиссерской работы. Александр Лазарев попытался объединить классическую драматургию с рок-оперой и половецкими плясками.
На мой взгляд, получилось неудачно.
Если драматическую составляющую талантливо тянет Максим Аверин (спектакль-бенефис Понтия Пилата; всё, что без него - помпезно и затянуто), то песни и пластические этюды «народа» режут ухо и глаз. Так и хочется посоветовать разогнать эту самодеятельность и если уж так хочется чем-то склеивать классические фрагменты спектакля, пригласить профессионалов.
Хочу заметить , что сама идея периодически вставлять такие этюды реализована не самым органичным образом, эти фрагменты часто не кажутся логичными в общем сюжете. Получается чередование (не соединение!) профессиональной работы драматических актеров со слабыми массовыми танцевально-песенными этюдами, иногда слишком затянутыми. Петь-голосить актерам не стоит, не их это дело! Вполне в духе этой мозаичной шизофрении на сцену заезжают четыре всадника и торжественно меняют локации, пока что-то, видимо, важное происходит в середине сцены. Это аллюзия режиссера на тему всадников Апокалипсиса или типа «а мы ещё и так, дорого-богато, можем»?
Вся эта лоскутная активность - как ножом по стеклу! Как раз тот случай, когда «как» может загубить «что»!
В общем, Аверину - твёрдая пятёрка, Домогарову - пора худеть, Лазареву - в церковь, просить Господа о помощи.
Сходить на спектакль было всё же интересно, но стоимость билета озадачивает (возможно, хорошие композитор с хореографом, плюс обширная массовка дороговаты?).

0
0
10
АНАСТАСИЯ ГОЛОВИНА
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
28 января 2025
Когда то, что было скрыто, выходит на первый план

Спектакль "Роман" по мотивам романа "Мастер и Маргарита" - невероятно глубокая и вместе с тем эффектная премьера в театре Советской Армии. Туда не стоит идти за булгаковской мистикой и старой Москвой. Точно не нужно детям и любителям шуточек Бегемота. Не стоит ждать побуквенного следования книге. Это та жемчужина, которую сам автор спрятал за фантастическим фасадом, но от этого она еще более ценная.

Роман - то самое произведение, которое лежит в основе. почему Мастер стал Мастером, почему в него влюбилась Маргарита, почему сам Воланд был так участен к их судьбе. Это Роман о свободе и невозможности, власти реальной и власти вечной.

Тут, наверное, нужно снизить градус пафоса, но не получается. Потому что сама постановка препятствует этому. Представьте: с одной стороны лаконичные, даже минималистичные декорации, а с другой стороны - невероятные визуальные комбинации, когда и свет, и звук, и сама сцена работают на общее впечатление. С одной стороны - Понтий Пилат (Максим Аверин), на которого хочется смотреть не отрываясь, а с другой - просто фантастические голоса поющих девушек и до миллисекунды выверенная хореография.

Нельзя сказать, что что-то цепляет больше, скорее хочется впитать эмоции от всего. И в финале выходишь со спектакля с большими глазами, потому что столько любви, сожаления, откровений просто не влезает

0
0
10
ЕЛЕНА ШМЫРЁВА
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 0
27 января 2025
Только РОМАН

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" вещь многослойная. При чтении видно тесное переплетение двух разных историй. Режиссёры, пытающиеся визуализировать происходящее, понимают, что полностью погрузить зрителя в паутину действия не получится, а потому акцентируют внимание на том, что им ближе. Кто-то выводит на первое место взаимоотношения Мастера и Маргариты, кто-то линию Воланда с его свитой. Но вот отдельно взятой линии романа Мастера с его около библейским сюжетом, как это сделал режиссёр Александр Лазарев на сцене ЦАТРА, до этого я не встречала.
Прологом идёт финальная сцена Бала в нехорошей квартире. И гигантской сцене театра Армии очень идут слова Маргариты: "Меня поражает то, где всё это помещается". Пространство тянет на пятое измерение, тем более, что почти сразу произойдёт смещение во времени, и мы окажемся в Ершалаиме ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.
Очень подробная история Пилата. В спектакле именно он становится главным героем. Человек, облаченный властью, но и множеством условностей, не позволяющих ему поступать так, как велит разум и сердце.
Художник-постановщик Ольга Никитина не стала выстраивать крытую колоннаду дворца Ирода Великого, а построила личный трон-Голгофу для Пилата. Гигантская глыба с небольшим углублением, похожая на череп (вы же знаете, что «Голгофа» в переводе с древнеарамейского означает «череп»), является его прибежищем от жары и головной боли, и местом мучительных раздумий о собственных приказах, о малодушии и трусости, присущей так многим, и ему в том числе.
Хореограф Михаил Колегов вывел на сцену огромное количество массовки, изображающей толпы народа Ершалаима. Танцевальные сцены впечатляют. Засасывание и раздавливание толпой Иуды — версия далекая от булгаковского и евангелистского текстов, но находящая отклик у всех, кто считает возмездие за предательство справедливым.
Масштаб действия дополняется появлением на сцене четырех всадников Апокалипсиса. Тут за образы отвечает цвет одежд. Последовательность их появления отлична от откровений Иоанна Богослова и больше соответствует нашим дням. Первым в красных одеждах появляется Война. Ну, а поскольку толкователи до сих пор не могут прийти к согласию, кто же за какую беду из этих всадников отвечают, предлагаю вам самим разобраться, кто тут Смерть, а кто Голод и Болезни.
Большое масштабное полотно получилось создать постановочной группе. Все артисты органично вписывались в повествование. Для меня только слегка диссонировал образ Пилата в исполнении Максима Аверина. Видеть его вечером предыдущей недели в сериале Склифосовский, умеющим наложением рук остановить всякую боль, а тут не способным справиться с собственной головной... Но это было на первых минутах, отключившись от бэкграунда, все встало на свои места.
Грим Александра Домогарова был так хорош, что видела только Воланда, а какие-то иные его роли абсолютно не вспоминались.
Спектакль интересный и красивый. И конечно будет смотреться по разному из разных уголков зала. Благодаря приглашению сообщества МосКультура сидела в ближней части партера. Теперь хочется повторить с мест подальше, хочется увидеть полный рисунок массовых сцен.

0
0