Москва
9
Лиза Еф
44 отзыва, 44 оценки, рейтинг 5
3 апреля 2019

Сейчас все чаще у театров появляется желание не просто максимально приблизить зрителя к актерам, а, вынув его из мягкого кресла, полностью окунуть в действие, заставив не просто созерцать и сопереживать, а принимать решения и осуществлять их, меняя тем ну хоть на чуточку происходящее. Спектакль Июльансамбля, показанный в пространстве Центре имени Мейерхольда, именно такой, причем он задуман так, что зрителей не приходится заставлять идти на контакт или подталкивать к действиям – все происходит абсолютно естественно. Уже в фойе начинается активный диалог со зрителями, а когда их, разделив при помощи арифметических вычислений на возрастные группы от 1 года до 9, проводят в зал, начинается действие или скорее содействие. В пространстве зрительного зала, собственно зала и нет, а есть зоны для игр, перфомансов и размышлений. И спектакль «Питер Пэн. Фантомные вибрации» в результате оказывается гораздо более глубоким, чем это может показаться поначалу. Здесь не просто травят анекдоты, а напоминают, что за это время в России пропало без вести несколько детей. Здесь не просто просят остановить пирата, мучающего ребятишек, а заставляют принимать решение «бить или не бить» или как остановить нелюдя. Здесь просят помочь стать андроиду человеком, но человек - это не механические движения тела, а тонкие движения души, и как этому научить? Здесь не просто обвешивают актера полиэтиленовыми пакетами, а напоминают о вреде засорения ими природы. Здесь можно и поиграть в лего и подумать почему так не хочется взрослеть, да еще много чего напридумывали создатели спектакля режиссеры и авторы идеи Роман Феодори и Александр Андрияшкин, а так же актеры Июльансамбля. Спектакль позиционируется как исследование поколения «Миллениалов», или родившихся в девяностые, но скорее всего он исследует просто людей - исследует на их замкнутость или открытость, на их душевную чуткость или отстраненность от чужих бед. Но напряжение сложного диалога тут же снимается веселой игрой и зрители покидают зал с улыбками на лицах, но в глубине души до сих пор скребет понимание того, что я эту игру пожалуй проиграла.
https://2ekzegeza2.livejournal.com/108161.html

2
0
8
Дарья Шубина
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
6 июня 2019
То ли театр, то ли нет

Началось все раньше, чем я вошла в зал: в фойе театра актер поделил нас на группы, мы получили браслеты и прошли в зал, а точнее мы прибыли на остров Неверленд. А там ни кресел, ни сцены, зато работают аттракционы: каждый актер в своей точке зала зазывает к себе и делает мини-представление. Питер Пэн улетел из головы мгновенно, поскольку темы в точках были абсолютно взрослые: как пластик вредит китам, сколько детей умирает от деталек лего, фрустрации девушек о парнях, увлеченных правильным питанием и многое другого. Все это похоже на ярмарку, куда ты забрел случайно, в общем-то ничего тебе покупать не надо, ты просто гуляешь.

Эту ярмарку устроил Центр им. Мейерхольда, спрятав аттракцион для гиков в спектакле “Питер Пэн. Фантомные вибрации”. Уже известные мне актеры “Июльансамбля” впервые не играют роли, а играют с нами в игры. Режиссеры спектакля - обладатель нескольких “Золотых масок” Роман Феодори, работающий сейчас в далеком Красноярске, и хореограф Александр Андрияшкин. Но продолжим.

Пауза повисает внезапно: у каждого актера есть таймер, они срабатывают одновременно. Все замирает, актеры меняют локацию и тему, и ярмарка начинает бурлить вновь. Ты снова в этом ажиотаже, где-то не понимаешь происходящей дури (взрослые люди мутузят друг друга подушками или актеры пытаются удушить друг друга пакетами из-под мусора, а зрители-участники спасти их), а где-то почти ревешь от того, что актриса зачитывает текст, который ты хотел бы услышать от своей мамы. Потом, уже после спектакля, я узнала, что каждый аттракцион был придуман актером, это его выбор как показать себя - рассказом глупых анекдотов, гаданием на книге или построением кладбища детей из лего.

Ярмарка - это не весь спектакль. После нее мы сделаем еще несколько упражнений. Обсудим с актерами, зачем мы ходим в театр. Выслушаем их рефлексию о спектакле. И поиграем в “да”-”нет” - будем ходить всей толпой, соглашаясь или нет с утверждениями актера о театре, политике и жизни как таковой. Мы устанем. Но оказавшись на узкой лестнице после спектакля, я внезапно пойму, что эти 1,5 часа погрузили меня в мир, из которого не так-то просто выбраться ментально. Такое вот путешествие на остров Неверленд.

Театр ли это? В моем опыте это похоже на дерзкий эксперимент, где актерам 22-23 лет дали возможность создать свой мирок, потрогать, поговорить со своим зрителем не через сцену, а по-настоящему. И вроде бы они за тобой наблюдают (хотелось бы верить), но и ты видишь это поколение как в зоопарке. Они хотят менять мир, но не умеют (акция против полиэтилена, как гласит надпись, требует на каждый спектакль по 3 кг этого самого полиэтилена). Они хотят живого взаимодействия, общения со зрителем, в то же время им страшно, они боятся нас.

Говорят, что каждый из этих показов уникальный - актеры в разных состояниях, они меняются от показа к показу, да и зрители приходят разные. Ты можешь наделять смыслом происходящее, а можешь просто прожить эти 1,5 часа с открытым сознанием. Кажется, что это и есть жизнь, в данном случае жизнь одного из поколений рядом с нами - молодых и талантливых рыжаковцев.

#нетинебудет #тодането #цим #центрименимейерхольда #июльансамбль #рыжаковцы #мастерскаярыжакова @ryzhakoff @meyerholdcentre #ШуПроТеатр

1
0