Трагикомедия |
16+ |
Юрий Клепиков |
2 часа 20 минут, 1 антракт |
Спектакль великолепный, получили огромное удовольствие! Актеры, сами явно получающие наслаждение от игры в этой известной пьесе, переиграли, в некоторых моментах, прежние постановки Пигмалиона. Понравились все - от главных героев до самых маленьких персонажей. Элиза Дулитл (Лысыкова Вероника) преображалась удивительно органично. Браво!!! Костюмы на высоте, все такое англицкое)). Театр на Малой Ордынке для нас стал приятным открытием.
Кулиева Ш.А.
Костенко М.Г.
«Пигмалион» Бернарда Шоу - красивая сказка для взрослых. С непростыми взаимоотношениями и сложными характерами героев. История превращение простой цветочницы в настоящую леди сохраняет свою магию и трогает сердца зрителей уже сто с лишним лет.
Думаю, что сюжет пересказывать не надо – он знаком и по многочисленным постановкам этой знаменитой пьесы, и по мюзиклу «Моя прекрасная леди».
В своей пьесе Бернард Шоу рассуждает о возможности «пересоздать» человека. Можно ли кардинально изменить личность, впитавшую за годы жизни особенности социальной среды? Что определяет человека в первую очередь - среда или воспитание?
В Театре на Малой Ордынке режиссер-постановщик Юрий Клепиков сделал акцент на другом. Его спектакль – трагикомедия «Пигмалион» - это «исследование природы и отношений и связи мужчины и женщины, и смогут ли они когда-нибудь договориться и создать идеальный союз?!»
Для проведения этого «исследования» он пригласил на роль Генри Хиггинса, профессора фонетики, актера Дениса Светличного, который показал нам эгоистичного холостяка, в котором невероятным образом сочетаются элегантность и грубость, а на роль Элизы Дулиттл, цветочницы – двух абсолютно разных и по внешним данным, и по темпераменту, актрис:
Веронику Лысакову, которую я видела когда-то в замечательном спектакле Гульнары Головинской «Орфее и Эвридике», а совсем недавно любовалась ею в комедии Натальи Людсковой «Ложь на длинных ногах», где она, кстати, играла в дуэте с Денисом
и
Екатерину Григорьянц, совсем неизвестную мне артистку и никакой информации о ней на сайте театра я не нашла.
Читаю отзывы о прошедших двух премьерных спектаклях и у меня такое ощущение, что 6-го, когда играла Вероника, и 7-го, когда на сцену вышла Екатерина, зрители увидели совершенно разные постановки…
Благо, что оба вечера на сцене блистал в роли Альфреда Дулиттла, отца Элизы, сногсшибательный Олег Чудницов – ох, не знаю, сможет ли после него выйти на нее в этой роли заявленный в составе Владимир Майсурадзе?!! Ведь «слухом полнится земля» - все в отзывах поют такие дифирамбы фееричной игре Олега Чудницова, что народ будет идти на «Пигмалиона» только, чтобы своими глазами это увидеть!!!
Безусловно, Олег Чудницов – лучший Альфред Дулиттл «всех времен и народов»!!! И за комедию в спектакле Юрия Клепикова отвечал практически он один.
Как всегда, в Театре на Ордынке зрители увидят красивые декорации. Офopмляли cпектaкль худoжники Никac Сaфpoнов и Ольгa Сoкoлoва (пo слoвaм peжиcceра, «они добавили в постановку дух сюрреализма»). Интересными мне показались и костюмы, придуманные Ольгой Сид – необычный наряд Элизы, в котором она заявилась в дом к профессору Хиггинсу, у меня бы рука не поднялась бросить в печь!!!
Украшением спектакля стали и вокальные номера джазовой певицы Анастасии Савицкой, которых было до обидного мало, а также прекрасно исполненное танго (хореограф – Егор Маслов).
Насколько хорошо удалось режиссеру провести свое «исследование», на мой взгляд, судить еще рано. Даже художественный руководитель театра Евгений Герасимов, присутствовавший на спектакле, отметил, что постановку еще будут дорабатывать.
(Отзыв Смирновой Елены)
Сюжет пьесы "пигмалион"Шоу развивается в рамках своего времени- начало 20 века.
Профессор фонетики Хиггинс (актер Денис Светличный) встречает на улице молодую торговку цветами Элизу Дулиттл (актриса Вероника Лысакова), записывает его крепкие выражения и примеры ужасного произношения. В процессе общения Хиггинс решается на пари со своим знакомым полковником Пикерингом (актер Борис Комаров) , что за пол года он сделает из торговки - герцогиню.
Пари заключено и начинаются преображения. Как из замарашки Золушки получается принцесса мы все очень любим смотреть. Выигрышный прием в пьесе.
В постановке Театра на Малой Ордынке сначала нам покажут промежуточный этап. Через 3 месяца профессор Хиггинс приводит Элизу к своей матери (актриса Фролова Светлана) в приемный день. Бывшая цветочница почти Леди уже может рассуждать о погоде и прямо сидеть. Но при переходе на вольные темы на сцену выходит торговка Элиза. Это были очень смешные сцены. Элиза хватала своих «новых подруг», хлопала им по коленкам, с упоением рассказывала про свою умершую тетушку, которую пришили из за соломенной шляпки. Зачет по манерам в этот раз она не получила.
Следующий эпизод . Прошло пол года. Элиза, профессор Хиггинс и полковник Пикеринг возвращаются с приема в Букингемском дворце. Она блестяще выдержала экзамен. И вела себя как истинная леди.
Что же дальше? Что ей делать? Пари выиграно. Она свободна. Ей пора возвращаться на улицу торговать цветами? Большие мальчики играли ее судьбой, ставили пари на «скачках» на мнимую герцогиню и не подумали о будущем девушки. Ведь из сырого материала "честной девушки" Элизы получилась герцогиня Галатея. И это совсем другой человек и она не может вернуться назад. Даже если бы захотела.
Острый момент. Новая Элиза борется за новую себя. Пробивается из своей скорлупы. Это болезненный процесс, но в результате она становится не просто механической куклой, которую научили говорить и сидеть правильно, но настоящей женщиной с самоуважением, личными интересами границами.
Полюбит ли такую женщину ее создатель? Приходите на спектакль и сделайте свои выводы.
В Театре на Малой Ордынке я не была уже давно, точнее под этим названием я посетила театр в первый раз (Театр Луны ушел в историю). Поводом к посещению стала премьера спектакля «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу в постановке режиссера Юрия Клепикова. Удивительно, но это был первый спектакль по этому очень известному сюжету, который я увидела.
Профессор фонетики Генри Хиггинс (Денис Светличный) ради эксперимента и развлечения заключил с полковником Пикерингом (Михаил Бабичев) пари, что он сможет через полгода превратить уличную цветочницу Элизу (Екатерина Григорьянц) из «неотразимо вульгарной и вопиюще грязной» в настоящую леди.
Начну с того, что постановка очень стильная и красивая — и занавес с изображением Лондона, и декорации, и костюмы. За что спасибо творческому коллективу — художник-постановщик Никас Сафронов, сценограф Ольга Соколова, художник по костюмам Ольга Сид. Еще одна красивая часть спектакля это джазовые номера от Анастасии Савицкой, они были прекрасны!
Хотя считается, что жанр пьесы Бернарда Шоу — комедия, в этой версии комедийного было мало, а уж объяснения главных героев во втором действии — это была драма, в которой я даже не знала кому из героев сочувствовать больше. Черствый, хамоватый профессор Хиггинс оказывается во власти своей Галатеи.
Сразу скажу, спектакль мне понравился. Добротная классическая постановка (режиссер Юрий Клепиков). Без этих всяких “по мотивам” или излишних выкрутасов, когда сидишь и недоумеваешь: а что, собственно, хотел этим сказать режиссер. Я не перечитывала пьесу перед спектаклем, и в моей голове была картинка чего-то очень легкого и смешного, веселая история превращения добродушным профессором фонетики гадкого утенка в прекрасного лебедя.
Однако по ходу пьесы выяснялось, что все гораздо менее весело, чем мне представлялось. Театр на Малой Ордынке так и определяет жанр спектакля – трагикомедия. Хиггинс не просто большой ребенок, страстно увлеченный своим делом, который даже в своих шалостях вызывает умиление. Во мне местами этот профессор (Денис Светличный) вызывал откровенное раздражение своей грубостью, упорным пренебрежением к чувствам других людей, нежеланием хоть на минуту задуматься о последствиях своего научного эксперимента над живым человеком. Женщины рядом с Хиггинсом несчастны. Его верный “оруженосец” экономка миссис Пирс (Людмила Светлова) явно влюблена в него много лет, но профессор этого даже не замечает. Полностью преображенную им в части произношения и полковником Пикерингом (Борис Комаров) в части манер цветочницу Элизу Дулиттл Хиггинс и отпускать от себя не хочет по окончании обучения, и предложить ничего стоящего не может. Дальнейшая судьба Элизы (Вероника Лысакова) остается неопределенной, хотя особого беспокойства не вызывает, так как и она сама начинает понимать, на что способна теперь, и отец ее внезапно разбогател и изменился.
Альфред Дулиттл, отец Элизы, в исполнении Чудницова Олега заслуживает отдельного упоминания. Я наслаждалась этим образом и в виде мусорщика-пройдохи, и в виде почтенного буржуа. В качестве “недостойного бедняка” мистер Дулиттл счастлив, он ни о чем глобально не задумывается, чувствует себя легко и свободно, тянет потихоньку денежки у состоятельных граждан, в меру блажит, живет в свое удовольствие. Костюм его очень колоритен – разноцветное клетчатое пальто, бордовый шарф. Совершенно по-другому, взволнованным, с многочисленными обязанностями перед всеми, он предстает в роли “почтенного буржуа” в ослепительно-белом фраке с тремя тысячами годового дохода. Отец Элизы преображается в пьесе так же, как и дочь. Только Элизу всему учат и направляют, а Альфреду судьба подкинула богатство, от которого он не в силах ни отказаться, ни промотать. Ему волей-неволей приходится меняться самому, чтоб соответствовать новому положению. Мне очень понравился папаша Дулиттл. Смешно, позитивно и отлично сыграно.
Еще меня впечатлила миссис Хиггинс (Светлана Фролова), хотя она мало похожа на чопорную английскую леди. Яркий образ в прямом и переносном смысле. Это моложавая дама свободных взглядов, брюнетка с каре, в очень эффектной блестящей красно-черной накидке. Она любит сына, заигрывает с мужчинами и великолепно танцует танго. Я очень люблю песни и танцы, поэтому с удовольствием насладилась и этим танго, а также джазовыми вставками в спектакль в исполнении Анастасии Савицкой и джаз-бенда.
В заключение хочу сказать пару слов о декорациях. Они хорошо продуманы и сделаны. Основа, двухуровневая металлическая конструкция, не меняется от действия к действию, но одинаково уместно смотрится и на улицах Лондона, и в лаборатории профессора фонетики, и в гостиной миссис Хиггинс. Весьма атмосферно выглядят световые проекции картин лондонской городской жизни на полупрозрачном занавесе. Идея не нова, но мне нравится. Не поняла только назначение больших шаров в гостиных. Они красиво развешены или расставлены, привлекают внимание, их можно театрально обойти или просто подержаться, но они не похожи на оборудование лаборатории или что-нибудь еще. И это не дает мне покоя. Придется сходить на спектакль еще раз, внимательно рассмотреть все снова и подумать.