Спектакль поставлен по пьесе Гауптмана и рассказывает о поздней любви 70-летнего профессора к юной Инкен. Действие происходит в самом начале 1930-х в Германии. И все бы хорошо: хороший драматург, очень интересное оформление сцены и костюмы, отличные актеры... А вот дальше начинаются проблемы. На мой взгляд, текст пьесы, игра актеров и визуальный ряд не стыкуются. Это три составляющие, которые не пересекаются. Если прибавить к этому традиционное, как мне кажется, резкое и неприятное музыкальное сопровождение...
Кроме того, в последнее время мне кажется, что в Электротеатре режиссеры нередко выпендриваются только ради того чтобы выпендриться, без всякой иной цели. Вот в Театре на юго-западе тоже выпендриваться любят. Но при этом ставят интереснейшие спектакли, потому что работают для искусства, для зрителя. А в Электротеатре работают только для того, чтобы показать "А вот так мы тоже могём". Ну, могёте. А дальше что? В общем, наверное, на этом я перестаю грызть кактус, пусть этот театр существует отдельно от меня.
Из хорошего. Главную роль играет Владимир Коренев. Тот самый. Как говорится, сбылась мечта идиота 40-летней давности. Кажется, мне было 10, когда я посмотрела фильм "Человек-амфибия".
Я не знаю, рекомендовать спектакль или нет. Оформление крайне интересное (сценическая версия и постановка Владимира Космачевского, художник-постановщик - Юрий Хариков), но дальше начинается шизофрения.
Пьеса Герхарта Гауптмана в постановке Владимира Космачёва. Это яркий режиссёр, забросивший ремесло на долгие годы, и вот вернувшийся широким жестом. Очень хочется его ещё.
Спектакль можно смотреть как любовную драму 70 летнего тайного советника и молодой воспитательницы, которым его дети строят козни. Можно как психологическую - о разрушении семейных ценностей. Но тут что-то другое. Такая «улитка» постижений: бьющая в лоб эффектная картинка и лежащий на поверхности сюжет заглатывают и уводят в глубины, во взгляд сквозь века на себя и окружающий мир. Клаузены разрушают свою семью, немцы разрушают свою страну нацизмом, любовь не спасает мир, жизнь обесценена, смыслы искажены.
Оторваться от происходящего невозможно! Во многом благодаря сценографии Юрия Харикова. На сцене зола, обугленная мебель, люстры, прожжённая коляска. На заднике чёрно-белые проекции как со старинной испорченной плёнки. Герои в чёрных одеждах, с выбеленными лицами и косматыми волосами. Они говорят в микрофоны, которые превращают их голоса в потусторонние. Всё это нереально красиво! Как будто смотришь эстетское чёрно-белое кино.
Невероятно точно вписался в эту гротесковую форму НАР Владимир Коренев. Его Маттиас, внешне напоминающий Эйнштейна, очень профессионально балансирует на грани традиционного психологического и современного перформативного. Как бы оправдывая название «Электротеатр Станиславский».
Нереальное захватывающее волшебство театра!
Был на спектакле 24.02.2020.
В целом, рекомендую к просмотру. Но у спектакля есть один минус технического характера (возможно для вас он и не будет проблемой), о котором далее.
Спектакль очень запоминающийся, прежде всего визуально! Уверен, такую "картинку" вы нигде раньше в театре не видели. Посмотрите фотографии, приведенные на сайте театра, - да, вживую всё выглядит именно так!! И, конечно, звуковой ряд, сопровождающий спектакль, очень подходит под эту "картинку". Монотонные звуки, вперемешку с какофонией из различных голосов, шумов, скрипов, лязгов.
Спектакль состоит из трех отделений.
Так вот, первое отделение просто завораживающее! Мне очень не хотелось, чтобы действие заканчивалось. Я даже старался не шевелиться, чтобы не растерять это волшебное ощущение, чтобы не спугнуть театральную музу, посетившую Электротеатр в этот вечер.
Эти декорации в черно-красных тонах; мрачные, чёрные костюмы актеров; жутковатый черно-белый грим на лицах актёров, загадочные перемещения героев спектакля по сцене. Всё выглядело как в сказке, совместившей в себе элементы черно-белого немого кино, саги о вампирах, фильма ужасов.
Увы, в антракте муза, разумеется, исчезла(. И два последующих отделения, смотревшихся, безусловно, с интересом, такого волшебного впечатления не произвели.
Спектакль рассказывает о небольшом отрезке из жизни одной большой немецкой семьи. Престарелый глава семейства хочет жениться на молоденькой девушке, а его взрослые дети всеми силами противятся этому. Дело житейское, поэтому я не стал бы искать в этом спектакле глубокого философского смысла. Просто история одной семьи.
Другое дело, что автор произведения, Гауптман, писал свою книгу в начале 1930-х годов, когда в Германии поднимал голову фашизм.
Режиссёр спектакля, как мне показалось, сильного акцента на тревожности эпохи не сделал. Бодрые марши из динамиков не звучали, строем никто не ходил. Акцент на эпоху был сделан довольно мягко, ненавязчиво, как своего рода 25-й кадр: костровище из обгоревших книг на сцене, отзвуки голоса Гитлера в звуковом сопровождении спектакля. И, наиболее яркая ассоциация - один из сыновей главы семейства, очень напоминающий Гитлера, медленно катающийся по сцене (по засыпанной пеплом земле) на велосипеде.
Спектакль отчасти напомнил мне спектакль РАМТа "Будденброки". Снова Германия, снова большая семья, в которой так много членов, что стоит определённого труда запомнить их всех)).
У спектакля есть значительный, на мой взгляд, минус - два получасовых антракта. Причём после второго антракта действие длится всего двадцать минут!
Чистое время спектакля распределяется следующим образом.
19-10 - 20-00 (50 минут).
30 минут перерыв.
20-30 - 21-05 (35 минут)
30 минут перерыв.
21-35 - 21-55 (20 минут).
Очень бестолковое расписание на мой взгляд. Более законченно и целостно смотрелся бы спектакль продолжительностью 1 час 45 минут без антракта. Тогда муза, сбежавшая в антракте, осталась бы на спектакле:)).
В ролике, посвящённом премьере спектакля, режиссёр объяснил наличие двух антрактов необходимостью смены декораций.
Некоторые элементы декораций (мебель) выглядели очень громоздко, но при этом, во время спектакля актеры легко перемещали их по сцене на колёсиках. Не вижу проблемы в том, чтобы в паузе между сценами, силами рабочих сцены и даже актёров, менять декорации на глазах у зрителей. Так делают во многих театрах и, согласитесь, хуже от этого ни один спектакль не становится! Зато, повторюсь, художественная целостность спектакля сильно выиграла бы.
Вот у вас бывает так: приходите вы на какое-то мероприятие и понимаете, что практически с начала уже тратите время и подмучиваетесь от этого?
Раньше, особенно, если это было приглашение - я стоически выдерживала на морально-волевых и повторяла себе как мантру, что и у камня можно учиться. И везде пыталась найти ценность и оправдать свое пребывание. И даже преуспела в этой игре. Иногда находила удовольствие и пользу.
В последнее время стала чутче к себе относиться. Вот если понимаю, что не мое, присутствие добровольное, а отсутствие не причинит вреда - научилась ретироваться.
А вот спектакль “Перед заходом солнца” в Электротеатре Станиславский преподнес мне урок, в том, что иногда имеет смысл давать шансы.
Сидя в зале перед началом спектакля, прочитала в программке, что продолжительность спектакля - 3 часа 30 минут с двумя антрактами. я почувствовала неладное. После первых сцен ощущение неладного усилилось. Монотонно-медленно повторяющиеся действия отчетливо дали мне ответ, как я проведу ближайшие 3 часа. Это было вязкое и искусственно-театральное действие в охренительных декорациях. Вот к в визуальному ряду вопросов не было, разглядывать хотелось все и в мелочах.
Спектакль поставлен по пьесе Герхарда Гауптмана о поздней любви 70-летнего профессора, тайного советника и отца большого и уважаемого семейства, к простой и юной Инкен. Родственники, ясно-понятно, против и не только осуждают, но и мешают. Но речь там не столько о частной трагедии, а о предназначении человека, который забывает о конечности своей жизни и не ценит ее мгновение.
“Метафорическое пространство спектакля похоже на пепелище дома и давно умерших смыслов и чувств. Но его призрачные обитатели снова пытаются пережить момент, с которого все пошло не так, и изменить судьбу. Что мешает человеку перестать делать ошибки и понять, что твоя жизнь – не чужая? (Этот абзац я целиком списала из программки :)) для передачи авторской позиции.
А теперь коротко мои персональные впечатления и их динамику во время просмотра: наличие нарисованных графичных масок на лицах актеров, изначально казалось вынужденным камуфляжем, чтобы скрыть и спрятать актерскую игру. Ну там же ни мимики, ни эмоций за маской, да еще и в темноте, не разглядеть.
Поскольку театр не простой, а - электротеатр, то и свет, и звук там в главных ролях. И в первом действии это было резковато и по нервам. Актеры, даже в диалогах “по душам” обращались не друг к другу, не к залу, а куда-то в пространство. Неприятный сюр, после которого надо было определиться со своим отношением и как в Спарте, либо терпеть, либо бежать.
Осталась. Второе действие было очень другим по настроению, глубоким, сильным, откровенным и все семейство уже стало отчасти родным, прояснились мотивы и характеры. Появилась интрига. Сценография еще круче.
После второго антракта “быть или не быть” вопроса не стояло. Ждали продолжения. И оно было настолько красивым, кинематографичным, символичным и со спец.эффектами.
В общем, ужасно неприятно разочаровываться в ожиданиях и так счастливо очаровываться вопреки.
Программка спектакля богатая: на двух страницах мелким почерком фамилии всех причастных. Но из прочих имен особенно хотелось называть, кроме уже названного Владимира Коренева, Владимира Космачевского - режиссер-постановщик, заглавными буквами - Юрий Хариков (очень красиво все сделал), и художник по свету Майя Шавдатуашвили.
Получила удовольствие, но рекомендовать буду только тем, кто умеет переваривать не буквальное искусство.
Постановка странноватая...
А вот материал очень сильный, и актеры играют хорошо.
С удовольствием бы посмотрела эту пьесу еще раз, но в другой постановке.
В свое время, увидев фотографии с пресс-показа, я даже расстроилась, что не нашла на него времени. И вот сходила с подругой на спектакль Электротеатра Станиславский "Перед заходом солнца". Спасибо огромное сообществу культурных блогеров Москультура, которое организует приглашения для активных пользователей соцсетей!
Я обожаю заброшенные усадьбы, снимала фотосет в сгоревшей лютеранской церкви в Питере. Мне нравятся черные декорации к "Пляскам" в театре Модерн, обломки и пепел, и засыпанный, как свежая могила, Эльсинор в "Гамлете" с Бенедиктом Камбербэтчем. Но если там люди еще живые, с теплой кожей, взмокшие от эмоций, с глазами в слезах, то в "Перед заходом солнца" все герои как посмертные маски на фоне заката, к реализму никто не стремится. Зрелище эпичное, настраивающее на события вселенского размаха, но тут возникает проблема.
Семейная драма, написанная немцем Герхартом Гауптманом накануне Второй мировой войны, - достаточно камерная история, отклик на ситуацию в мире: набирающий обороты "культ личности", имперские амбиции духовных плебеев, неспособность людей радоваться простым вещам. У нее нет шекспировской сюжетной насыщенности или долговечности "451 по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, например. Глядя на стопки "полусгоревших книг", я представляла, что так могла бы выглядеть вселенная этого произведения. А драма, которую выбрал для визуального эксперимента Электротеатр, как маленький свитер на мощном человеке или тонкий кусок колбасы на толстом куске хлеба.
Вкратце 70-летний старик - бог для своей большой семьи и жителей родного города, в котором он почетный гражданин. Он влюбляется в бедную молодую учительницу, у них начинается взаимное обожествление. Нежданно-негаданно "осиротевшая" семья развязывает войну, как Люцифер с Иеговой, все катится в тартарары.
В современном мире считается успехом, если фотография держит внимание зрителя 15 секунд, "Перед заходом солнца" длится три часа плюс два антракта, и это слишком долго для истории о престарелом влюбленном и его детях-эгоистах. Не получая достаточного количества информации и ощущений, внимание мое и моей подруги в итоге сосредоточилось на Инкен - мы стали спорить, влюблена она или нет. Я была за версию, что это меркантильная сучка, которой вскружила голову еще слава Маттиаса. А 24-летняя Настя была за то, что у них романтическая "любовь до гроба" ) Кто из нас выиграл спор, конечно, не скажу. Скажу только, что начало и финал производят самые сильные впечатления. И мое реноме, что спектакль был бы просто огонь, если бы длился не больше двух часов, и в нем чаще двигались красноречиво бессмысленные механизмы.
Электротеатр Станиславский – театр с очень специфическими спектаклями в репертуаре. Я всегда хожу туда с некоторой опаской – многие режиссерские решения кажутся мне странными. У меня есть список постановок, которые я бы хотела посмотреть в Электротеатре, и каждый раз я надеюсь, что «может, хоть эта мне понравится без нареканий». И вот, наконец, это случилось: спектакль «Перед заходом солнца» прекрасен от начала и до конца.
В основе сюжета лежит пьеса Герхарта Гауптмана, написанная им перед Второй мировой. Режиссер Владимир Космачевский и художник Юрий Хариков перенесли действие в нуар. Эстетику спектакля невозможно описать словами, это надо видеть. Сцена – пол, засыпанный пеплом от сгоревших книг, черно-красные тона интерьера. Лица героев, одетых в черное, густо выкрашены белой краской, волосы спрятаны под париками. Это делает их похожих на призраков, пережиток того мира, которого уже нет, а атмосферу – тяжелую, гнетущую, роднит с фильмом ужасов. На психику давят и ряды пустых парт детского сада, которым заведуют главные героини – фрау Петерс (Нина Фирсова) и ее юная дочь Инкен (Анастасия Ксенофонтова).
«Перед заходом солнца» - история любви 70-летнего всеми почитаемого тайного советника, профессора Маттиуса Клаузена (Владимир Коренев) к Инкен Петерс. Что самое поразительное – совершенно взаимной, девушка не может жить без него, чем приводит в ужас свою мать. Маттиус – глава огромного клана Клаузенов: четверо детей с женами/мужьями. И вот, подняв на ноги детей, он решает наконец пожить «по-настоящему», влюбиться в другую женщину, ведь жену он похоронил несколько лет назад. И тут образцовая семья восстает против него: они не принимают Инкен, не хотят сидеть с ней за семейным столом и выгоняют из дома. Как страшно наблюдать, что родные дети, в начале боготворившие отца, готовы подписать документы о его слабоумии, чтобы ему назначили опекуна, погубить его карьеру, лишить всех заслуг, лишь бы не видеть в своей семье его новую жену.
Любили ли они его? Не думаю, для детей Клаузен был чем-то вроде личного идола, символа объединения, мудрости, опыта. Так же, как умершая мать – символ святости и любви. Больше всего пугает любовь Беттины (Ирина Коренева) – оставшаяся старой девой, она живет только заботой об отце, как ей завещала покойная мать. Только Эгмонт (Владимир Долматовский), младший сын, отличается ото всех: он не подписал документы об опеке и пытался защитить Инкен.
Спектакль сопровождается резкой, электрической музыкой, потусторонние «неживые» голоса затягивают все глубже в этот призрачный омут. Особенно впечатляют начало второго действия, где все герои говорят обо всем и ни о чем, обрывочными фразами, замедленно, повторяя их по много раз, что совершенно не мешает раскрытию сюжета. И третье действие: когда Инкен в темноте сидит на коленях на полу лицом к двери, и она резко распахивается и в проход бьет луч белого света – это невероятно красиво.
Спектакль короче, чем заявлено на сайте – меньше 3х часов, а вовсе не 3 с половиной, поэтому наконец не то что не было желания уйти во втором антракте, а наоборот, очень интересно было посмотреть до конца. Тем более, у меня был 1 ряд, что тоже очень повлияло на восприятие.
Фото со спектакля есть, если вас заинтересует визуальная составляющая (а мне захотелось попасть на спектакль именно после того, как я увидела фото) – всем рекомендую. Красоту спектакля сложно передать, к тому же, в нем раскрываются темы разницы в возрасте, зашоренности и двуличности нашего общества, погрязшего в стереотипах. 10 из 10.