Оперу Моисея Вайберга «Пассажирка» (1968) на либретто Александра Медведева по повести польской писательницы Зофьи Посмыш — про холокост. А точнее, про тех героев страшной машины Освенцима, от которых не осталось следа, но которых было большинство: про самых обыкновенных исполнителей приказов. Премьера «Новой оперы» — режиссерский дебют Сергея Широкова, который, вообще-то, снимает обычно развлекательные программы для телеканала «Россия». А сценографию сочинила Лариса Ломакина, бессменный соавтор всех главных спектаклей одиозного режиссера Константина Богомолова («Идеальный муж. Комедия», «Карамазовы», «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
Опера |
18+ |
Сергей Широков |
3 часа |
Была на спектакле 22 июня.
По поводу музыки: людям, воспитанным на классической гармоничной музыке, эту воспринять трудно. Мне, например, Шнитке не нравится (извините за крамольное высказывание). И эта музыка из той же серии. Поэтому музыка (кроме редких эпизодов) оставила отрицательное впечатление.
Постановка в целом не плохая, но есть моменты, которые не понятны, даже тем, кто заранее ознакомился с сюжетом. Например, почему расстреляли Тадеуша, возлюбленного Марты? Оказалось, за то. что он был подпольщиком. А по ходу оперы это было не очевидно.
Голоса все прекрасные, игра актёров тоже.
Главная претензия к организации субтитров. Это было ужасно!
Причём я не поленилась и не постеснялась опросить достаточно большое количество зрителей. Все единодушно подтвердили: практически НИЧЕГО не видно.
Особенно в начале, когда фон был стилизован под морские волны.
С учётом, что бОльшая часть оперы поётся не на русском, и с сюжетом мало кто из зрителей знаком, это очень критично. Ничего не понятно. Вот это организаторам нужно срочно исправить.
С учётом вышесказанного, не могу поставить выше тройки.
Хотя к голосам и постановке серьёзных замечаний нет.
Сложная, яркая, умная музыка, достигающая пика на искусно имитируемой русской народной песне. Грамотно и без перекосов поданная тяжёлая и опасная (искажениями) тема концлагеря, исключительная для сцены. И в высшей степени современное идейное содержание для всех, кто ещё не заложил совесть под кредит.