При чтении комедия братьев Пресняковых кажется довольно монотонной и дидактичной сатирой на злобу дня. Больше всего, как ни странно, эта идеологическая многословица (одни реплики на пол-страницы чего стоят!) похожа на сочинения просветителя Вольтера. У него в «Кандиде» тоже собирались за одним столом свергнутые короли разных стран, чтобы потрепаться обо всем на свете. Во времена Вольтера, правда, такой саммит был событием исторической значимости. У Пресняковых встреча «мужчины в куртке» (Путин), «мужчины в темно-синем костюме» (Тони Блэр) и просто «пожилого мужчины» (Буш) — рядовое совещание, ровным счетом ни на что не влияющее. В этом смысле братья точно подметили ситуацию. Вопрос: насколько серьезно они решили высказаться насчет грядущего апокалипсиса?
Действие происходит в пабе, открытом в католической церкви. Хозяин паба — некий Отец, клиенты — три президента, а «мужчина в черном военном пальто Zara с меховым воротником» здесь за дьявола, который не без удовольствия сообщает собравшимся, что через две недели — конец света. Собственно, этот факт и обсуждают между собой три президента. В конце им в качестве надежды оставляют стакан океанской воды, но и он оказывается нефтью. Тогда Отец забирает у своих гостей зажигалку и говорит: «Сидите, сидите, вы мне не мешаете…» Ад продолжается.
В спектакле президентов посещает дьяволица в исполнении Людмилы Гурченко, которая завершает этот диспут исполнением песни Земфиры «Хочешь?». К спецэффектам можно отнести и стриптизерш, вертящих задами в алтаре. А также перевоплощения из Фиделя Кастро в Саддама Хуссейна, а там и в Ангелу Меркель, которым самозабвенно предается артист Виталий Хаев.
Спектакль «Паб» — вторая режиссерская работа Пресняковых после венгерского «Терроризма». Нельзя сказать, чтоб они особенно восторгались театральными воплощениями своих пьес, но это дело привычное для драматургов. В «Пабе» же, поставленном ими на большой сцене с Людмилой Гурченко, звездой телевизионной эстрады Михаилом Шацем и литовскими зубрами Регимантасом Адомайтисом и Юозасом Будрайтисом, братья показали, что такое театр в их понимании. И если в пьесе «Паб» победил братский разум, то в спектакле — их склонность к веселому безумию.
От обычной антрепризы «Паб» отличается не только тем, что героями ее являются не муж, жена и любовник под кроватью, а президенты, Бог и Дьявол. Главное, конечно, та степень дури, принятой за норму, от которой поклонницы Людмилы Гурченко падают в обморок или бегут к выходу и которая иногда, если честно, действительно смешит. Из области таких шуток — сетования Блэра на то, что его жена вешает свои мокрые колготки в ванной и тело премьера чешется, когда носки этих колготок его касаются. Далее на упомянутых колготках над сценой будет качаться артист Хаев, и любители творчества Пресняковых вспомнят «колготочный» мотив из «Терроризма».
Короче говоря, такой «антрепризой» вряд ли можно заработать — ну кто из рядовых театралов пойдет на говорильню, где всенародно любимая артистка показывает фальшивую грудь, а Шац скромно помалкивает под маской Блэра? То-то же. Потому, вспоминая давний Театр имени Кристины Орбакайте, в котором Пресняковы тыкали когда-то родному екатеринбургскому зрителю в лицо окровавленными прокладками, признаем честно: есть в их стремлении строить собственный мир, на бумаге и на сцене, вызывающая уважение последовательность.
Я лично ушла минут через 40 после начала. Это не театр. Можно было бы сказать, что это плохой театр - но это слишком польстить братьям Пресняковым. Замечательные актеры - им бы нормальный сценарий, они б развернулись! Но - не сложилось. Дело не в теме - можно и телефонный справочник поставить - вот Дуня Смирнова пишет например о современности - а выходит нечто общечеловеческое... А у братьев вышло нудное, а главное дико банально-плоское текстологическое убожество. В итоге сидят прекрасные Шац, Будрайтис - и что? Для чего они собрались? - я сейчас имею в виду - для чего их собрали братья Пресняковы? Нет, все понятно, что хотели сказать - но при чем здесь театр? Не проше ли было выпустить за свой счет брошюру? Охотно верю, что на эту тему можно было написать замечательную пьесу - но не дано это братьям Пресняковым - увы!
- Анна! Вчера весь театральный бомонд собрался на премьере спектакля «Паб», ожидая произнесения нового слова в театральном искусстве. Новое слово прозвучало?
- Ну, в каком-то смысле – каждый спектакль, каким бы он ни был – это новое слово. Вернее – новые слова в новых комбинациях! Особенно, если к участию в спектакле привлекаются такие актеры, как Гурченко, Адомайтис, Будрайтис, - естественно душа просит сенсации, хочется говорить: такого вы еще не видели! Новая драматургия! Это вам не «Вишнёвый сад»!
Людмила Гурченко, народная артистка СССР
Я первый раз в 21-ом веке, когда меня всё, что происходит на сцене, - меня это интересует, меня это волнует, по-моему, как и каждого человека…
Тем более, пьеса принадлежит перу екатеринбургских драматургов братьев Пресняковых – я умоляю вас не путать их со старшим и младшим Пресняковыми - музыкантами, не смотря на то, что среди братьев – драматургов тоже есть старший и младший. Но театралы-то уже давно не путают! Имена братьев Пресняковых уже хорошо известны, правда, пока еще больше в Европе – именно там проходили все премьеры их работ. Спектакль «Паб» нарушает эту закономерность. Премьера пьесы, которую сами Пресняковы и поставили, - прошла вчера в Театриуме на Серпуховке.
ФРАГМЕНТ
Итак! Прежде всего, вы увидите, конечно, Людмилу Марковну Гурченко. Она предстанет перед вами, в ожидаемом образе дьявола-обольстителя и в ожидаемо грандиозно-блестящих нарядах. Ее образ, наверное, самый цельный. Второй по цельности образ – у Дениса Яковлева, который играет президента России -Владимира Путина. Играет в КВНовских традициях: жестко, безапелляционно. Еще две главы государств – американец Адомайтис и англичанин – Шац –немного отмалчиваются. Юозас Будрайтис – играет этакого местного Бога – его все называют «отец». Для чего все эти люди и нЕлюди собрались в урочный час – вы узнаете в середине спектакля. Оказывается, президентов позвали, чтобы с помощью этих замечательных людей приблизить конец света. Бог и дьявол решили прикрыть земную программу, не вкладываться больше в людей, развивать другие проекты. Вот и выбрали себе в помощники людей, которые быстрее всех смогут угробить нашу цивилизацию.
Вообще, я вот сама сейчас рассказываю, – звучит очень интересно. Жаль, что за постановку пьесы взялись сами драматурги. Произошло вот что. Братья Пресняковы решили сами поставить пьесу. А она у них… «не поставилась». То есть так и осталась полуфабрикатом, который можно прочесть и представить – как это можно было БЫ! Вот, собственно, и все, что можно про этот спектакль сказать. То есть, глупо было бы после этих слов анализировать какие-то отдельные мизансцены, декорации, стиль подачи… Этим вообще ДО ПОСТАНОВКИ никто не занимается. И я не буду!
Спектакль плохой. Актеры хорошие. Когда идет действо, отчетливо понимаешь две эти аксиомы. Их не надо ничем доказывать – ты это понимаешь изнутри. После спектакля возникает мысль – почему хорошие актеры играют в плохом спектакле? Неужели, читая сценарий, закрадывается мысль, что это можно вытянуть, наложив на дорогие спецэффекты – используя работу хорошего театрального художника, известного композитора, раскрученную (допускаю, что заслуженно) хореографическую группу? Постановщики придумали свое определение жанру, претендуя на свежесть – дескать, мы поставили театральный комикс. Кто не способен оценить, просим не беспокоить. Дескать, вот Людмила Марковна оценила свежесть мысли, не побоялась театральных суеверий, сыграла дьявола. Да, Людмила Марковна - молодец, в образе, при хорошей фигуре, стройных ногах и с молодой грудью. Но бояться, смею предположить, ей не стоит за свою сделку с нечистой силой, ибо вряд ли нечистая сила обратит внимание на этот спектакль, произведение братьев Пресняковых стоит в очень дальнем ряду от «Фауста» и «Мастера и Маргариты». Дай Бог народной актрисе здоровья и много хороших ролей в спектаклях, которые ни на что не претендуют, а просто работают, вызывая у зрителя сопереживание и наслаждение искусством.
В спектакле нет искусства. Есть схема, составленная умненькими мальчиками, схема опирается на геополитические проблемы, фигуры мировых лидеров и основные вопросы теологии. Казалось бы, замешено круто. Разбавлено репликами, претендующими на веселые афоризмы и философские заключения, а также постановочными эффектами всех видов. Эффекты рассчитаны на разные органы чувств и некоторые из них невыносимы физически – во всяком случае, для людей со здоровым слухом.
Если двумя-тремя словами, – это спектакль провинциального уровня, когда все гении уехали в столицу, а в областном городе остались в меру способные люди. Они имеют право на самовыражение. А наше право – смотреть их спектакли или нет. За 2000 руб, пожалуй, не стоит.