При чтении комедия братьев Пресняковых кажется довольно монотонной и дидактичной сатирой на злобу дня. Больше всего, как ни странно, эта идеологическая многословица (одни реплики на пол-страницы чего стоят!) похожа на сочинения просветителя Вольтера. У него в «Кандиде» тоже собирались за одним столом свергнутые короли разных стран, чтобы потрепаться обо всем на свете. Во времена Вольтера, правда, такой саммит был событием исторической значимости. У Пресняковых встреча «мужчины в куртке» (Путин), «мужчины в темно-синем костюме» (Тони Блэр) и просто «пожилого мужчины» (Буш) — рядовое совещание, ровным счетом ни на что не влияющее. В этом смысле братья точно подметили ситуацию. Вопрос: насколько серьезно они решили высказаться насчет грядущего апокалипсиса?
Действие происходит в пабе, открытом в католической церкви. Хозяин паба — некий Отец, клиенты — три президента, а «мужчина в черном военном пальто Zara с меховым воротником» здесь за дьявола, который не без удовольствия сообщает собравшимся, что через две недели — конец света. Собственно, этот факт и обсуждают между собой три президента. В конце им в качестве надежды оставляют стакан океанской воды, но и он оказывается нефтью. Тогда Отец забирает у своих гостей зажигалку и говорит: «Сидите, сидите, вы мне не мешаете…» Ад продолжается.
В спектакле президентов посещает дьяволица в исполнении Людмилы Гурченко, которая завершает этот диспут исполнением песни Земфиры «Хочешь?». К спецэффектам можно отнести и стриптизерш, вертящих задами в алтаре. А также перевоплощения из Фиделя Кастро в Саддама Хуссейна, а там и в Ангелу Меркель, которым самозабвенно предается артист Виталий Хаев.
Спектакль «Паб» — вторая режиссерская работа Пресняковых после венгерского «Терроризма». Нельзя сказать, чтоб они особенно восторгались театральными воплощениями своих пьес, но это дело привычное для драматургов. В «Пабе» же, поставленном ими на большой сцене с Людмилой Гурченко, звездой телевизионной эстрады Михаилом Шацем и литовскими зубрами Регимантасом Адомайтисом и Юозасом Будрайтисом, братья показали, что такое театр в их понимании. И если в пьесе «Паб» победил братский разум, то в спектакле — их склонность к веселому безумию.
От обычной антрепризы «Паб» отличается не только тем, что героями ее являются не муж, жена и любовник под кроватью, а президенты, Бог и Дьявол. Главное, конечно, та степень дури, принятой за норму, от которой поклонницы Людмилы Гурченко падают в обморок или бегут к выходу и которая иногда, если честно, действительно смешит. Из области таких шуток — сетования Блэра на то, что его жена вешает свои мокрые колготки в ванной и тело премьера чешется, когда носки этих колготок его касаются. Далее на упомянутых колготках над сценой будет качаться артист Хаев, и любители творчества Пресняковых вспомнят «колготочный» мотив из «Терроризма».
Короче говоря, такой «антрепризой» вряд ли можно заработать — ну кто из рядовых театралов пойдет на говорильню, где всенародно любимая артистка показывает фальшивую грудь, а Шац скромно помалкивает под маской Блэра? То-то же. Потому, вспоминая давний Театр имени Кристины Орбакайте, в котором Пресняковы тыкали когда-то родному екатеринбургскому зрителю в лицо окровавленными прокладками, признаем честно: есть в их стремлении строить собственный мир, на бумаге и на сцене, вызывающая уважение последовательность.