Детский |
Наталья Колотова |
С английским сказочником Джорджем Макдоналдом случилась обычная история: он придумал то, что другие сделали красиво и популярно, — фэнтези. Годы жизни автора: 1824-1905. В России его почти не знают. Но МДТ считает, что у автора Макдоналда сегодня есть шанс. Тем более что у МДТ в репертуаре почти нет детских спектаклей, а теперь — будет.
Макдоналд был неудачником. Он был священником, жил в бедности; отказался от сана, не сумев прокормить семью; стал учителем литературы. Лучше всего в жизни он умел делать детей и сказки. Детей у него было одиннадцать. Сказки разрастались в гигантские циклы, циклы слипались в сборники. Детей он воспитывал посредством сказок.
Когда сказки текут в таких грандиозных количествах, как у Макдоналда, насчет оригинальности мотивов привередничать, понятно, особо не приходится. «Невесомая принцесса» начинается как «Спящая красавица»: новорожденную принцессу проклинает фея, которую забыли пригласить на крестины. Продолжается как «Сильфида»: чертова кукла принцесса, которую проклятие освободило от силы земного притяжения и души, летает, порхает, хохочет, не знает ни добра, ни зла, ни жалости к родителям и отдельным принцам, и хорошо себя чувствует, только плавая в озере под стенами дворца. А кончается почти как «Русалочка» Андерсена: фея проклинает озеро, озеро начинает высыхать, на помощь приходит принц, вода прибывает, принцесса с риском для жизни ныряет за принцем, в награду получает не медаль, а живую человеческую душу. По этой сказке режиссер Наталья Колотова сама написала пьесу и принесла в театр, где работает заведующей труппой, ассистирует Льву Додину и помогает ставить концертные программы, обычно новогодние, «елки» то есть. Не знаю, как для Макдоналда, а для нее эта премьера однозначно шанс.
Маленькая сцена МДТ, заставленная металлическими лесенками, ярусами, горками, похожа на детскую площадку (художники Анастасия Семак, Мария Филаретова). Актеры одеты, как люди, а не как герои фэнтези. Вода волшебного озера не плещется в оркестровой яме, как в знаменитейших спектаклях самого Додина: ее изображают серебряные шары. Чтобы научить героев жонглировать ими, выписали специалиста по цирковым трюкам Валентина Анджана. А в центре всего — потрясающей внешности актриса, студентка Инна Степанова: с высоким лбом, бледной кожей, рыжими волосами и узкими глазами английской королевы Елизаветы. Изображая невесомость, она пролетает и проплывает по сцене в разнообразных pas de deux с прочими персонажами. Тоже, кстати, дебютантка.