Сначала в темноте слышны шаги по песку, потом уставший женский голос спрашивает: «Когда кончится пустыня и когда пойдет дождь?» Ответ на библейскую цитату неожиданно приземлен: «Зачем мы так напились? Так напиться в первый же день на Святой земле!» Две тетки под сорок — миниатюрная рыжая и полногрудая брюнетка — обсуждают, чем бы опохмелиться. В результате грызут апельсины и читают вслух объявления в русской израильской газете. Брюнетка — владелица одного из российских банков — променяла номер отеля Hilton на студию, в которой вот уже два года живет ее бывшая московская подруга вместе с 17-летним сыном. Подруга — бедная, но гордая Мири, а в московском прошлом старший научный сотрудник Маша — еле сводит концы с концами, намывая полы в кафе. В первой сцене Нелли Попова играет Мири железной женщиной с метлой, но уже во второй она встречается с мужчиной по газетному объявлению и ощутимо смягчается. Между тем мужчина (Александр Вонтов) — банкир, и ему нужна не лирика, а конкретная услуга за хорошие деньги — выносить и родить ребенка, потому что жизнь проходит.
Драматург Ганна Слуцки уехала в Израиль во времена перестройки, теперь вернулась, так что пьеса сочинялась не по новостным сюжетам, а из собственного опыта. Автобусы взрываются, денег ни гроша, приличной работы не найти, язык не дается, дождей не бывает по полгода, и кондиционер — почти синоним счастья. Все это — выстраданное, наболевшее, так что тема людей, ехавших на историческую родину, а приехавших на чужбину, у Слуцки получается лучше всего. Шутки, правда, выдают опыт сценариста телесериалов, а образы хозяев жизни и вовсе выглядят пошловатой карикатурой. Хотя банкиршу Иду, впадающую то в религиозный, то в эротический экстаз, спасает витальная мощь актрисы Маргариты Бычковой.
И все же бьюсь об заклад, что эту небезупречную пьесу режиссер-романтик Георгий Корольчук выбрал из-за старого еврея со скрипочкой, который заполняет интермедии невеселыми анекдотами о родственниках, начиная с матери — трижды вдовы Советского Союза. В исполнении Ефима Каменецкого он похож на еврейского Ходжу Насреддина, который всякий случай из жизни готов превратить в поучительную притчу — в данном случае в притчу о том, что чувство родины приходит с любовью.
Спектакль "Недалеко от Бога" театра им. Комиссаржевской подобен теплым, симпатичным, незатейливо хорошим дням. Это просто хороший спектакль. Не очень хороший, не почти хороший, а хороший – и всё!
Постановка Георгия Корольчука проста, незамысловата, ненатужна. Она добротна, обдуманна, аккуратна. Не все на свете способно дойти до гениального, но и полного идиотизма достигает тоже далеко не все. Есть и нечто среднее, не в обидном понимании этого определения, а в плане пусть не золотой, но призовой середины. Не все спортсмены чемпионы, однако не все и аутсайдеры…
Спектакль "Недалеко от Бога", к счастью, оказался далек от новейших тенденций развития драматического искусства. В конкретном случае зрителю предложено не очередное хаотичное видЕние очередного бардачного псевдо-творца, а опрятное, последовательное художественное изложение житейской повседневности, бесхитростной истории из жизни обычных людей. Создатели спектакля, ничего ненужного не изобретая, предлагают разуму зрителя вечные ценности и ненавязчиво отсылают в зал смех сквозь слезы.
Исходя из всего только что сказанного, можно подумать, что "Недалеко от Бога" – это традиционная, классическая, а то и вовсе архаичная вещь. Ничуть не бывало! Постановка Георгия Корольчука выбивается из академического строя. Вернее, режиссура, выбивается не очень, по крайней мере, внешне режиссура ничего нового в себе не несет, а вот пьеса – драматургическая основа – достаточно провокационна, и иному, падкому до клубнички, подчиненному Эросу постановщику способна навеять весьма и весьма пикантные образы.
Уж не знаю, чем руководствовался Георгий Корольчук при выборе литературного материала, ведь он довольно-таки форматный театральный созидатель, а госпожа Слуцки во многом без комплексов, но в результате постановщик, не исключено, что сам того не подозревая, совершил небольшое чудо, провел обратный новым веяниям эксперимент, повернул вспять реку современного режиссерского мышления…
В спектакле Корольчука актрисы, исполняющие роли Мири и ее подруги Иды, в момент сетования на отсутствие полноценного секса в их жизни, почему-то (почему?) не достают из-под подушки искусственный фаллос и не выказывают лесбийский порыв. Режиссер не дает им даже опохмелиться, хотя одна из них, Ида (в искрометном исполнении Маргариты Бычковой), была бы совсем не прочь обнаружить перед собой баночку пива.
Алекс-банкир (в строгом, стильном исполнении Александра Вонтова) вдруг захотел на склоне лет зачать дитя. С женой, с которой он прожил 33 года, не получилось. Банкир дает объявление в газету: нужна суррогатная мать. Откликаются многие. Среди них – Мири, героиня спектакля (ее проникновенно и точно играет Неля Попова). У нее нет денег. Приехав в Израиль девять месяцев назад, она еще не выучила язык, работает уборщицей – заработанного не дают. И вот Алекс и Мири встречаются. Он выпивает виски, начинает приставать – она говорит "нет", но боится упустить шанс одолеть безденежье. Они поднимаются к ней...
Что в данном случае натворил бы современный режиссер? Совсем не то, что срежиссировал Корольчук. По велению постановщика, он и она, как в старые добрые времена, блюдя приличия, удалились…
Что если современникам, пусть многие из нас до конца еще того не осознали, сейчас именно это от искусства и нужно: простое вместо извращенного, житейское вместо надуманного, душевное вместо техничного, привычное вместо из ряда вон выходящего, а взамен ржачного – остроумное и смешное?
Режиссер и актеры водрузили фантазию драматурга на почву реальной жизни, а не пособили ей взметнуться за грани здорового разума. И не прогадали – лишь выиграли.
В результате художественный вымысел оказался в эпицентре жизненной правды... И, действительно, не далеко от Бога.
Сокращенная версия статьи. Текст полностью читайте на Портале "Жизнь – театр": спектакль "Недалеко от Бога", театр им. Комиссаржевской. Материал проиллюстрирован многочисленными уникальными фото.
Этот спектакль как ладно сшитый костюм, все здесь к месту- и юмор и философия, и ностальгия по родине, правда пошлости было многовато (наверное чтобы угодить широким народным массам) и итоговый хэппи-энд.
Актеры тоже молодцы – спектакль воспринимается как настоящая живая история, а актеры как будто и не играют, а они такие и есть по жизни.
НО, на мой взгляд главная тема (распыление русских по миру с утратой своей национальности) так и не раскрыта: режиссер попытался это сделать в монологе официантки-проститутки «хочу уехать в Англию и забыть руский язык навсегда-на нем только проклинают и ругаются», но в итоге все слилось в мелодраматические слезы.
Могу прокомментировать только как зритель, т.к. не являюсь профессионалом и театральным критиком. Более того, даже не гуманитарий. Однако зритель опытный, посмотревший много спектаклей на своем веку. Посещаю театры уже более 40 лет.
Спектакль очень понравился! Недавно был в Израиле, много общался с бывшими нашими соотечественниками. У многих душа по-прежнему здесь, в России (точнее, в СССР). В спектакле все это отражено довольно правдиво.Игра актеров тоже понравилась.Спектакль смотрится на одном дыхании, а конец несколько неожидан. Далеко не всегда теперь удается посмотреть такие пьесы. Так что советую сходить- не пожалеете!