Москва

Все отзывы о спектакле «Недалеко от Бога»

Рецензия Афиши

7
Анна Кузнецова
27 отзывов, 11 оценок, рейтинг 37
27 ноября 2007

Сначала в темноте слышны шаги по песку, потом уставший женский голос спрашивает: «Когда кончится пустыня и когда пойдет дождь?» Ответ на библейскую цитату неожиданно приземлен: «Зачем мы так напились? Так напиться в первый же день на Святой земле!» Две тетки под сорок — миниатюрная рыжая и полногрудая брюнетка — обсуждают, чем бы опохмелиться. В результате грызут апельсины и читают вслух объявления в русской израильской газете. Брюнетка — владелица одного из российских банков — променяла номер отеля Hilton на студию, в которой вот уже два года живет ее бывшая московская подруга вместе с 17-летним сыном. Подруга — бедная, но гордая Мири, а в московском прошлом старший научный сотрудник Маша — еле сводит концы с концами, намывая полы в кафе. В первой сцене Нелли Попова играет Мири железной женщиной с метлой, но уже во второй она встречается с мужчиной по газетному объявлению и ощутимо смягчается. Между тем мужчина (Александр Вонтов) — банкир, и ему нужна не лирика, а конкретная услуга за хорошие деньги — выносить и родить ребенка, потому что жизнь проходит.

Драматург Ганна Слуцки уехала в Израиль во времена перестройки, теперь вернулась, так что пьеса сочинялась не по новостным сюжетам, а из собственного опыта. Автобусы взрываются, денег ни гроша, приличной работы не найти, язык не дается, дождей не бывает по полгода, и кондиционер — почти синоним счастья. Все это — выстраданное, наболевшее, так что тема людей, ехавших на историческую родину, а приехавших на чужбину, у Слуцки получается лучше всего. Шутки, правда, выдают опыт сценариста телесериалов, а образы хозяев жизни и вовсе выглядят пошловатой карикатурой. Хотя банкиршу Иду, впадающую то в религиозный, то в эротический экстаз, спасает витальная мощь актрисы Маргариты Бычковой.

И все же бьюсь об заклад, что эту небезупречную пьесу режиссер-романтик Георгий Корольчук выбрал из-за старого еврея со скрипочкой, который заполняет интермедии невеселыми анекдотами о родственниках, начиная с матери — трижды вдовы Советского Союза. В исполнении Ефима Каменецкого он похож на еврейского Ходжу Насреддина, который всякий случай из жизни готов превратить в поучительную притчу — в данном случае в притчу о том, что чувство родины приходит с любовью.

4
0
7
Павел Чердынцев
30 отзывов, 40 оценок, рейтинг 61
26 января 2012

Спектакль "Недалеко от Бога" театра им. Комиссаржевской подобен теплым, симпатичным, незатейливо хорошим дням. Это просто хороший спектакль. Не очень хороший, не почти хороший, а хороший – и всё!
Постановка Георгия Корольчука проста, незамысловата, ненатужна. Она добротна, обдуманна, аккуратна. Не все на свете способно дойти до гениального, но и полного идиотизма достигает тоже далеко не все. Есть и нечто среднее, не в обидном понимании этого определения, а в плане пусть не золотой, но призовой середины. Не все спортсмены чемпионы, однако не все и аутсайдеры…
Спектакль "Недалеко от Бога", к счастью, оказался далек от новейших тенденций развития драматического искусства. В конкретном случае зрителю предложено не очередное хаотичное видЕние очередного бардачного псевдо-творца, а опрятное, последовательное художественное изложение житейской повседневности, бесхитростной истории из жизни обычных людей. Создатели спектакля, ничего ненужного не изобретая, предлагают разуму зрителя вечные ценности и ненавязчиво отсылают в зал смех сквозь слезы.
Исходя из всего только что сказанного, можно подумать, что "Недалеко от Бога" – это традиционная, классическая, а то и вовсе архаичная вещь. Ничуть не бывало! Постановка Георгия Корольчука выбивается из академического строя. Вернее, режиссура, выбивается не очень, по крайней мере, внешне режиссура ничего нового в себе не несет, а вот пьеса – драматургическая основа – достаточно провокационна, и иному, падкому до клубнички, подчиненному Эросу постановщику способна навеять весьма и весьма пикантные образы.
Уж не знаю, чем руководствовался Георгий Корольчук при выборе литературного материала, ведь он довольно-таки форматный театральный созидатель, а госпожа Слуцки во многом без комплексов, но в результате постановщик, не исключено, что сам того не подозревая, совершил небольшое чудо, провел обратный новым веяниям эксперимент, повернул вспять реку современного режиссерского мышления…
В спектакле Корольчука актрисы, исполняющие роли Мири и ее подруги Иды, в момент сетования на отсутствие полноценного секса в их жизни, почему-то (почему?) не достают из-под подушки искусственный фаллос и не выказывают лесбийский порыв. Режиссер не дает им даже опохмелиться, хотя одна из них, Ида (в искрометном исполнении Маргариты Бычковой), была бы совсем не прочь обнаружить перед собой баночку пива.
Алекс-банкир (в строгом, стильном исполнении Александра Вонтова) вдруг захотел на склоне лет зачать дитя. С женой, с которой он прожил 33 года, не получилось. Банкир дает объявление в газету: нужна суррогатная мать. Откликаются многие. Среди них – Мири, героиня спектакля (ее проникновенно и точно играет Неля Попова). У нее нет денег. Приехав в Израиль девять месяцев назад, она еще не выучила язык, работает уборщицей – заработанного не дают. И вот Алекс и Мири встречаются. Он выпивает виски, начинает приставать – она говорит "нет", но боится упустить шанс одолеть безденежье. Они поднимаются к ней...
Что в данном случае натворил бы современный режиссер? Совсем не то, что срежиссировал Корольчук. По велению постановщика, он и она, как в старые добрые времена, блюдя приличия, удалились…
Что если современникам, пусть многие из нас до конца еще того не осознали, сейчас именно это от искусства и нужно: простое вместо извращенного, житейское вместо надуманного, душевное вместо техничного, привычное вместо из ряда вон выходящего, а взамен ржачного – остроумное и смешное?
Режиссер и актеры водрузили фантазию драматурга на почву реальной жизни, а не пособили ей взметнуться за грани здорового разума. И не прогадали – лишь выиграли.
В результате художественный вымысел оказался в эпицентре жизненной правды... И, действительно, не далеко от Бога.

Сокращенная версия статьи. Текст полностью читайте на Портале "Жизнь – театр": спектакль "Недалеко от Бога", театр им. Комиссаржевской. Материал проиллюстрирован многочисленными уникальными фото.

0
0
7
Пользователь Афиши №667690
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 4
29 декабря 2009

Этот спектакль как ладно сшитый костюм, все здесь к месту- и юмор и философия, и ностальгия по родине, правда пошлости было многовато (наверное чтобы угодить широким народным массам) и итоговый хэппи-энд.

Актеры тоже молодцы – спектакль воспринимается как настоящая живая история, а актеры как будто и не играют, а они такие и есть по жизни.

НО, на мой взгляд главная тема (распыление русских по миру с утратой своей национальности) так и не раскрыта: режиссер попытался это сделать в монологе официантки-проститутки «хочу уехать в Англию и забыть руский язык навсегда-на нем только проклинают и ругаются», но в итоге все слилось в мелодраматические слезы.

1
0
7
Iosif Zhikharevich
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
26 марта 2010

Могу прокомментировать только как зритель, т.к. не являюсь профессионалом и театральным критиком. Более того, даже не гуманитарий. Однако зритель опытный, посмотревший много спектаклей на своем веку. Посещаю театры уже более 40 лет.
Спектакль очень понравился! Недавно был в Израиле, много общался с бывшими нашими соотечественниками. У многих душа по-прежнему здесь, в России (точнее, в СССР). В спектакле все это отражено довольно правдиво.Игра актеров тоже понравилась.Спектакль смотрится на одном дыхании, а конец несколько неожидан. Далеко не всегда теперь удается посмотреть такие пьесы. Так что советую сходить- не пожалеете!

0
0