Сцены из крестьянской жизни удаются нашему театру не сказать чтобы неизменно, но часто. Особенно в тех случаях, когда дело касается узловых и трагических моментов истории — периода коллективизации, военной поры. Факт: каждый, кто видел величественную сагу Льва Додина «Братья и сестры» или фоменковскую «Счастливую деревню» наверняка сумел испытать подобие катарсиса. На более скромном спектакле ермоловцев это чувство вас тоже, скорее всего, настигнет.
Пьеса Владимира Гуркина (автора комедии, а затем и киносценария «Любовь и голуби») была написана к последнему юбилею Победы, базируется на семейных преданиях и детских воспоминаниях и называется «Саня, Ваня, с ними Римас». Саня и Ваня — милая супружеская пара, живущая в селении на берегу реки Чусовой. Римас Альбертович — местный милиционер, родом литовец, хороший мужик; за несколько часов до намеченного ареста он приходит предупредить Ваню и его свояка Петю: единственное, что их может спасти, — немедленно отправиться в город Молотов и записаться на фронт добровольцами. Первое действие разворачивается в первые военные дни, когда думалось, что несколько месяцев — и вся недолга, когда жить было радостно, несмотря на трудодни и все козни злобного председателя. Перед вторым проходит восемь лет. Ваня, не подававший о себе за восемь лет ни единой весточки, возвращается домой аккурат в день бракосочетания Сани и Римаса.
Этот сочный деревенский трагифарс положений и характеров, будучи помещен в выигрышное камерное пространство, звучит реквиемом по исчезнувшей цивилизации. На подмостках много комического, нутряного, то и дело заявляет о себе здоровая пейзанская эротика — но наряду со звучащими из репродуктора произведениями Бизе, Алябьева и Дунаевского, здесь словно бы слышится и постепенно набирает силу звук лопнувшей струны. Не избалованные значительными работами и зрительской любовью артисты — а в первую очередь удивительно точно работающие Наталья Кузнецова (Саня) и Марина Жукова (ее сестра Софья) — бросаются в свои роли, как в холодную воду Чусовой — безоглядно, с отчаянной решимостью. А постановщик Вадим Данцигер, долгие годы ходивший в режиссерах второго ряда, похоже, уверенно выдержал этим спектаклем экзамен на главное профессиональное умение — умирать в актерах.
Самое удивительное: уже минут через пять после начала ты ясно представляешь, что будет происходить дальше. И сюжет с фабулой. И что тот, кому не суждено вернуться с войны, будет появляться на подмостках в образе невидимого остальным духа. И функциональные возможности бревенчатой сценографической конструкции. И немудреную метафоричность «бедного» театра, когда Чусовая изображается при помощи алюминиевого ведра и направленного в него луча света. И даже смысл перемены названия: понятно, что вместо прописанной у Гуркина песни про то, как обломилась под казаком доска, нам грянут грандиозно-ошеломительную «Не для меня придет весна…» Так оно и будет — исполнят, и не один раз. Красиво, разложив по голосам. Но эффект все это предварительное знание ничуть не притупляет. И когда в финале запоют заново, то хочешь не хочешь, а ощутишь преступный комок в горле.
Олег Меньшиков, пришедшей на пост худрука Ермоловского театра оставил от прежнего репертуара только четыре спектакля, в т.ч. «Не для меня». Ранее пьесу Владимира Гуркина в постановке Вадима Данцигера играли на Малой сцене театра. Теперь играют на Основной, амфитеатр которой отгорожен деревянным забором: спектакль тяготеет к камерности. Спектакль о тяжких днях минувших лет явно заблудился на большой сцене и смотрится скорее как тяжкое наследие театра только-только пробуждающегося после длительной спячки. Со сцены в зал ведет помост: актеры выходят на сцену «из народа» и играют «про народ». Актеры, как и пьеса, хорошие, и их хочется пустить к хорошему режиссеру, а спектакль с его деревянными декорациями – пустить на доски.
В основе спектакля пьеса Владимира Гуркина «Саня, Ваня с ними Римас», а в основе пьесы – реальные исторические и не исторического масштаба события. Драматург, известный прежде всего сценарием фильма «Любовь и голуби», посвятил пьесу своим родным и поколению, которому потомки будут обязаны всегда: «Дедам моим -Петру Рудакову, Ивану Краснощекову, бабкам моим – Софье, Александре, Анне посвящаю. Великим труженикам и матерям, воинам, защитившим Родину – вечная светлая память!» - значится в программке к спектаклю. Пьеса Гуркина - во многом очень личное высказывание-воспоминание, но это не значит, что зрителям захочется равнодушно сказать: «Не для меня!».
«Саня, Ваня с ними Римас» под разными названиями успешно кочует по театрам России, собирая доброжелательные отклики публики. По пьесе, расширенной автором до сценария, снят режиссером Алексеем Карелиным фильм «Люди добрые». Может быть в том и секрет успеха пьесы, что ее герои сплошь добрые люди, не в сказочном, а в житейском подзабытом смысле. «Большая беда нужна!», - говорит мудрый М. Жванецкий, имея в виду, что только она и может обратить людей друг к другу, вернуть в обиход взаимопомощь и взаимовыручку, подмененные сегодня «взаимовыгодным сотрудничеством». Жванецкий знает это по старой памяти, Гуркин эту память переносит на сцену: время действия пьесы 1941 и 1949 годы. Конечно, без отрицательных персонажей, движущих сюжет, и героев из дома - на фронт (речь не о немецких захватчиках, а о своих, которые хуже чужих) не обходится, но их в пьесе лишь поминают недобрым словом, на сцену не выводя. Не достойны!
Все в пьесе просто и знакомо, и в этом ее подвох, вернее успех. В зале те, кому события пьесы не могут быть знакомы по памяти: слышали, видели, читали, но не свидетели. Но из нехитрых монологов пьесы, условностей спектакля проступает в памяти что-то, что дорисовывает историю до «дежавю». Речь не о памяти живущих, но о генетической, в которой на веки остался «узелок» о тех годах – не позабыть. На сцене не урок истории, не документальный театр, не случай из фронтового блокнота, но байка, быль сыгранные в лицах. Можно не знать предысторий, посвящений, обстоятельств и все понять, и почувствовать, недаром жанр спектакля определен как «обыкновенная история». Обыкновенным у нас является все: от фашизма (М.Ромм) до чуда (Е.Шварц), потому тяготеем к необыкновенному, тоже, в общем, по обыкновению. Именно «обыкновенность», простота делают «Не для меня» спектаклем для всех, хотя и стоит на афише обязательное (по закону) предупреждение: «запрещено для детей». Ну, глупость у нас тоже – дело обыкновенное.
Пьеса – разговорная, действие в ней подразумевается, что, однако, не лишает ее интриги и накала. Жаль на сцене она, волею режиссера, порой, переходит в читку. Передать ужас войны, придать истории гражданский пафос явно хочется автору спектакля, но автором пьесы это не предусмотрено. Режиссер стремится изобразить ужас войны, а автор не желает «изображать». Вспоминается героиня «Старомодной комедии» А.Арбузова с ее монологом: «Когда за сценой начиналась бутафорская стрельба, мне становилось совестно… нестерпимо стыдно. Горе, гибель людей – это было свято для меня – тут кончалось искусство… И мне было не до притворства…»Кажется, не сошлись авторы характерами, или сошлись, но в бою. Владимир Гуркин оказался убедительнее. В пьесе- есть свет, спектакль же более о светлой памяти, контрастирующей с тьмой зрительного зала. Пьеса – «трогает», а спектакль по ней не более чем «трогательный». В пьесе – посвящение, а в спектакле – разве что культпросвет.
На сцене – три сестры, о Москве, впрочем, и не помышляющие. В ведре блестит-переливается река Чусовая (театральная условность), обозначая координаты местности - Средний Урал. Идет война, но и жизнь идет своим чередом: рождаются дети, ведут хозяйство взрослые, застольничают, парятся в бане, смеются и песнь заводят. «Ох, не к добру», - говорит одна из сестер, до того звонко смеявшаяся. Не к месту печальны, не к добру веселы персонажи пьесы. Днем встречались, миловались мужья с женами, а к вечеру им придется расстаться. Мужья бегут на фронт, не по приказу, а от расправы подлого и завистливого председателя колхоза, натравившего на соседей «губистов» (кстати, фамилия злодея Губарев). От «губистов» не ждут ничего кроме погибели, потому и решают герои идти на войну: только там и есть шанс выжить, а если и погибать - так Героями.
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», - на сцене женщины, чтобы успокоить себя, избавиться от тягостных дум об ушедших на фронт мужьях прядут. Тянут пряжу, как римские парки тянули нити человеческой жизни, и хотят, чтобы нить не кончалась. В руках у актрис не тонкие, а канатные нити: прялка одновременно служит колодцем. Тянут-тянут изо всех сил, из последних. Кто-то вытянет-вынесет все и вернется к жизни, ставшей навсегда послевоенной, кто-то навсегда останется в довоенной. И в памяти, в фоторамке: погибшие персонажи спектакля покидают сцену с пустыми фоторамками в руках.
«Тьфу, деревня!», - хочется воскликнуть словами героини Людмилы Гурченко из «Любовь и голуби». Деревенский быт в спектакле воспроизведен не нарочито, не в подробностях, но с выдумкой и экономно (художник Евгений Никоноров): деревянный забор, помост, кОзлы, служащие то столом, то лежанкой, то колодцем, то прялкой. Металлические тросы держат установленные на сцене бревна-столбы. Разыгрываются война и актеры, бревна теряют основу, как бы повисают в воздухе, символизируя гири часов. Идут часы, стучат как метроном, отсчитывая время разлуки, но не понять по ним, сколько до победного часа. От бревен остаются пни, иные стволы складывают в штабеля – основы мирной жизни рухнули. На пеньки встают бабы, пытаются не упасть. «Главное – чувство равновесия», - учит оставшийся в тылу (спасший односельчан от «губистов», и спасающий соседок от тягот войны), единственная опора литовец Римас (Николай Токарев). Балансируют на пнях женщины, раскачиваются столбы-грузы – шаткое равновесие, действие разнонаправленных сил – войны и мира: чтобы выжить нужно идти на смерть. Из бани за сценой несется дым, но и на сцене парильня. Только пар здесь не легкий.
Отсылки к фильму «Любовь и голуби» очевидны. В спектакле и лексика «тамошняя» (вместо «ёшкин кот» здесь «ёк комарок») и характеры, и знакомые персонажи. Говоря современным языком «Саня, Ваня с ними Римас» приквел любимого фильма. Санюшка (в фильме ее играет Наталья Тенякова) эта та самая Саня из названия пьесы, только ее Митюнюшка (Сергей Юрский) укрылся под псевдонимом «Ваня». Нет в этой истории главных и второстепенных, но все же основная интрига спектакля вертится вокруг разлуки и встречи Санюшки (Наталья Кузнецова) с Ваней (Сергей Покровский). Спешные проводы в ночь не обходятся без ночных наспех утех, под смех публики. «Недотоптанная» жена, собирая мужа в дорогу, обнадеживает: «Теперь уж после войны». Но после войны до их встречи пройдет четыре года. «Соломенная вдова» решит(ся) выйти замуж за Римаса, но в день свадьбы явится нежданный гость. Громкоговоритель запоет: «Снова туда, где море огней,/ Снова туда с тоскою моей…» и в свете прожектора появится Мистер Икс он же Иван Краснощеков. «Публика ждет, будь смелей…», - кого из двух, как и почему выберет героиня, узнают зрители, посетившие спектакль.
Как в не раз уже упомянутом фильме, где персонаж Владимира Меньшова объявляет: «Фигура вторая. Печальная. Фигура третья. Разлучная», так и спектакль условно делится на оперную и опереточную части: в первом, военном акте, по радио на столбе доносятся отрывки из опер, во втором – из оперетт. Арии Фигаро, Снегурочки, отрывки из «Сильвы», «Принцессы цирка», «Летучей мыши», и даже алябьевский «Соловей», - все в спектакле звучит не случайно и в нужный момент, подкрашивая историю интеллигентным юморком. Кажется, среди публики есть речник из фильма «Верные друзья», который то и дело кричит: «Хабанеру давай!», так часто звучит эта музыка в спектакле. Но не только по музыкальному сопровождению отличны друг от друга части спектакля. Они неравноценны. Чувство равновесия, увы, подвело режиссера: за 2,5 часа спектаклю так и не удается войти в ритм. Все здесь размеренно и плавно: не оперетта, балет! «Обыкновенную историю» режиссер Вадим Данцигер решил возвести в притчу, чуть ли не в эпос о странствующем и вернувшемся Одиссее. Спектакль переполнен паузами, в отличие от талантливых реплик, ничего не сообщающими зрителю. «Не для меня» следовало бы сократить на режиссерскую концепцию, сыграть лихо, без антракта, оборвать повествование «на самом интересном месте», а не тогда, когда публике уже невмоготу. Здесь поют хором, поют хорошо, но слушать трижды одну и ту же казачью песню, вынесенную в название спектакля, пусть и исполняемую при разных обстоятельствах (в горе и в радости), как говорил один отечественный персонаж из соседней с персонажами пьесы деревни Простоквашино: «Это перебор!».
Литовский персонаж на сцене рассказывает литовскую притчу, другая героиня грозит врагам «литовкой», - наверное, это навело режиссера на мысль насытить историю приметами – символами модного литовского театра, что выглядит пародийно и ходу повествования только мешает. Кажется, режиссер хочет напомнить о себе в каждом из эпизодов спектакля: у режиссера нет реплик, потому он заявляет о себе паузами-монологами, которыми переполнен спектакль. В финале, правда, Вадим Данцигер не выдерживает и берет слово: громкоговоритель превращается в режиссерский рупор и из него звучит банальный претенциозный текст, который и без того напечатан в программке: «Ничто не остановит ход времени. Ничто не остановит смену поколений. Теперь уже и мы оглядываемся назад, чтобы попытаться осмыслить нашу историю. Теперь мы пытаемся пересказать её своим детям. И начнем мы свою историю словами: "Когда-то была большая страна, в которой жили обыкновенные люди…». Режиссер предусмотрительно отвечает на вопрос, о чем же его спектакль, в отличие от драматурга, к которому вопросов нет. Режиссер предлагает публике рассказ, но уже после первой его фразы возникает магия табличек «выход» в зрительном зале. Историю же Владимира Гуркина хочется слушать и пересказывать вновь и вновь. И как в пьесе, где героиня должна выбрать одного из двух, так и в спектакле (как в известном фильме): «Должен остаться только один». Автор пьесы.
"Театрон", "Комсомольская правда"
Пришла с ожиданиями, сбежала после антракта с чувством стыда. Ансамбля актерского нет, поют плохо, переигрывают. Изображать так русскую деревню - издеваться над ней. Неужели атрибутами ее являются только истеричные бабищи и самогон? После слов "давайте нашу, казачью", сердце сжалось. От ужаса. И оно не ошиблось. Такое многоголосие, это жесть, товарищи. Не советую к просмотру.
Скажу честно,когда шла на спектакль - очень смущала цена билета 300 руб., т.к. привыкла, что в театр на более менее приличный спектакль обычная цена от 1500 р. и до бесконечности...После просмотра спектакля поняла всю несправедливость таких расценок:(
Этот спектакль просто гениален!!! Время действия - военные и послевоенные годы,и там конечно прослеживается соответствующая тематика, но отношения людей,эмоции, переживания настолько современны, что в некоторых ситуациях начинаешь проецировать происходящее на сцене на свою жизнь...А в конце и вовсе сложно сдерживать слезы, настолько все душевно и трогательно сыграно.Вообще обратила внимание, что при выходе из зала у многих дам глаза были на мокром месте:)
Игра актеров - это отдельная история.Они не играют , они живут своими ролями.Особенно впечатляет Наталья Кузнецова (в роли Сани). Простая русская баба,сильная, смелая,которая любит так,что аж дух захватывает...Королева!
Вообщем цепляет этот спектакль сильно!Очень рекомендую всем сходить на него, т.к. думаю, что эта жизненная история не оставит равнодушным ни одного человека...
Худшего спектакля я в своей жизни не видела.
Жалко артистов, которые пытаются что-то играть. Зал заполнен на половину, приблизительно треть зрителей ушла после антракта. В кассе можно получить билет за 100 руб. пенсионерам, которые и являются основными зрителями.
Безумно хороший спектакль. Спектакль, который просматривается на одном дыхании, с открытым ртом и в полнейшем сопереживании с героями.
Спасибо и браво!
Стоимость билета в партере 6 ряд приятно удивила- 750 руб. Хотя за этот спектакль отдала бы гораздо больше. Спектакль погрузил нас в атмосферу крестьянской жизни. Радость, печаль, горе, потери, вранье и прощение....этот спектакль собрал в себе все. Но не буду описывать, что Вы и так сможете увидеть своими глазами. Читая ниже отзыв.. о пение. Да, конечно, Вы пришли не на концерт... и конечно, пение актеров не идеально. Да и почему они должны брать все ноты? Наоборот, это помогает прочувствовать все грани той жизни ( вы когда-нибудь слышали в деревне ( да и где угодно), чтобы пели все как на подбор? конечно нет!!! Главное, как душевно они поют!!! В этом вся прелесть!
Единственное не понравилось- зал!!!! с каждым годом зрители все хуже и хуже....я уже не говорю про не выключенные телефоны, которые трещат во время спектакля( наверно, палец отсохнет нажать кнопочку. Зато потом полчаса ковыряться в своей сумке в поиске никого не утруждает). Теперь еще появились, те кто любит поболтать и обсудить свои проблемы! Ну и категория людей, которые комментируют происходящее ( "Ой, смотри вернулся. В костюме да еще и с галстуком." - хотелось сказать: -Спасибо , кэп ( молодежь поймет)). Стыдно, товарищи!!!! ну не нравится Вам спектакль... ну встаньте и уйдите ( ну или дождитесь антракта- молча)! ну заплатили за билет, ну что теперь... Вам же не понравилось... зачем мучить себя и мешать другим?!!!
Итог: для меня спектакль был классным и музыка и песни шикарны!!!!! Спасибо Всем кто работал над ним!!!! Очень душевно, вечер удался!!!!