Выпускники Вениамина Фильштинского играют пьесу драматурга из Екатеринбурга Ярославы Пулинович, чья популярность в провинции зашкаливает. Режиссер Дмитрий Егоров, который уже ставил эту пьесу в Саратове, считает, что она продолжает вампиловско-володинскую тему человеческих трагикомедий. Ключевое слово здесь — человеческих. Истории трех девочек — детдомовки, отличницы и фанатки Димы Билана из глухой российской деревни — узнаваемы до подлинного ужаса. У спектакля два состава, так что можно познакомиться сразу с шестью начинающими талантливыми артистками.
Драматический |
16+ |
Дмитрий Егоров |
1 час 40 минут, 1 антракт |
Пьесу «Наташина мечта» екатеринбургского драматурга, ученицы Николая Коляды Ярославы Пулинович ставили многократно от Москвы до самых до окраин. Это три девичьих монолога, можно сказать, провинциальных анекдота с неподдельно пугающим концом, три невыносимо уродливые истории первой любви. И это первые работы в качестве профессионалов молодых актрис, выпускниц курса Вениамина Фильштинского. В спектакле Дмитрия Егорова нет декораций. На сцене — единственный стул, на который по очереди усаживаются рассказчицы. И все же читкой это никак не назовешь, тут — подробнейший режиссерский разбор, внятные задачи и посыл: девушки не только уверенно, как хорошие танцоры, держат форму своего главного образа, но и с помощью одних только интонаций и оценок, графично, но весьма убедительно рисуют мир вокруг.
Алена Митюшкина, играющая детдомовку, которая мечтает, чтобы кто-то сказал ей: «Наташа, ты реально самая клевая девочка на свете, выходи за меня замуж», — умудряется с первых слов наделить героиню такой подкупающей непосредственностью и внутренней чистотой, что, сколько ни вглядывайся, убийцу в ней не разглядишь. Понятно, что она так и не повзрослела по сравнению с четырехлетней девочкой, которая однажды получила письмо от матери из тюрьмы и была уверена, что там написано: «Наташа, я люблю тебя», — хотя читать и не умела. У актрисы вышла практически история Маугли из социальных джунглей, существа, которое стесняется человеческих проявлений и в конце концов выбирает звериный путь борьбы за счастье. И дело не в том, что «воспитки» в детдоме отнеслись к ней с особой жестокостью, а в том, что ничего особого как раз и не было: обыкновенное хамство и безответственность, за которые к суду никто не привлечет. А вот девочке как раз придется отвечать — за всех, поскольку монолог ее звучит, как выясняется на последних репликах, в зале суда.
История второй Наташи — как и сама героиня Марии Синяевой, как раз, наоборот, имеет чрезвычайно благообразный внешний вид. Тем она страшнее, потому что за этой девочкой мама-психолог, которая учит не только тому, что прямая спина — залог красоты: в маминой теории успеха нет места состраданию, вся она состоит из формул ухода от проблем — ловких, выверенных, беспроигрышных формул, когда можно уничтожать соперников без каких-либо рефлексий. И дочь со старанием и бездумьем отличницы усваивает мамины уроки, более того, преподносит их залу, словно героиня ток-шоу «Формула успеха». И искренне ждет аплодисментов зала.
Третья часть спектакля, текст Наташи-третьей (Карина Медведева), поклонницы Димы Билана, — это с максимальным отстранением прочитанное письмо из журнала «Наташа», до того висящее на гвоздике на стене. Это подмена мечты, сны, украденные масскультурой, это тотальная несвобода мыслей, суррогат переживаний — обвинение молодой команды спектакля обществу, потребляющему детей. Спектакль вышел сильнее, несентиментальней пьесы Пулинович — это на редкость взрослое высказывание очень молодых людей.
Смотрела спектакль уже давно, а до сих пор к нему возвращаюсь в мыслях. Зал был совсем небольшой, а спектакль получился значительный, что ли... Помню ощущение, что вздохнула, когда начался спектакль, а выдохнула уже под аплодисменты. Алена Митюшкина была, а у нас играла первую Наташу именно она, была бесподобно верной, искренней, очень естественной. От того, как она играла мурашки по коже шли. Анна Донченко, второй персонаж, была четкая, выверенная, а от этого и более страшная по сути своей. Третий образ у меня сохранился меньше, но я отношу сие к сильным эмоциям, пережитым в предыдущих сценах.
Рекомендую этот спектакль всем, кто любит не только развлекательные программы.
Наташины мечты. Почему именно Наташины? Ведь столько имен есть! Имя Наташа - отсылает меня к тому факту, что для иностранцев всех русских девушек зовут "Наташа" и это совсем не радостная новость. Но ведь и у этой "Наташи" есть мечты. Три Наташи, рассказывают о своих простых подростковых желаниях. Это не ново. Любой знает об этих простых желаниях. Всем было 15. Но это интересно. Актер работает с публикой, реагирует на нее, играет с ней. Первый рассказ наводит грусть, второй рассказ несколько раздражает, а третий (совсем короткий) звучит как запятая перед точкой. И во всем этом столько фатализма. Подростковые трагедии - заставляющие девочек взрослеть. Это стоит увидеть.
Поход в театр на этот раз начался с суматохи с переписыванием номеров мест на билетах. "У нас вообще-то десять рядов, - объясняла администратор, - но сегодня артисты сказали: а давайте поставим стулья в три ряда". И поставили. И совсем не зря это сделали. Порой от физической близости к артисткам становилось даже немного не по себе.
Спектакль состоит из двух монологов. Две девочки по очереди рассказывают о своей первой любви. Скорее даже не о любви, а о мечтах об этой любви, как и заявлено в названии. Для зрителя, слушающего откровения этих детей, вступающих во взрослую жизнь, за время спектакля неоднократно смех сменяется комом в горле, а сочувствие - ощущением брезгливости.
Героини очень не похожи, можно сказать, они - полная противоположность друг друга. Одна - из детдома, вторая - из благополучной семьи. Совершенно различный жизненный опыт, разные ценностные ориентиры. Однако обе рассказывают такие похожие истории о борьбе за счастье...
О спектакле Этюд-театра «Наташины мечты» не хочется долго говорить, анализируя сильные и слабые стороны, разбирая игру актрис. Хочется просто сказать – если вы еще не видели, идите смело и, не затягивая. Ибо это тот редкий случай, когда театра вроде и нет вовсе, а в происходящее в «черной комнате» музея Достоевского веришь на 100 %, будто слушаешь истории реальных девушек, сидящих перед тобой. И при этом, не просто веришь, не просто проникаешься, но и за два с небольшим часа получаешь возможность взглянуть на собственную жизнь с совершенно другой стороны. Человек обладает счастьем, которого не ценит, не замечает, как не замечают воздуха – у него есть родные и близкие, у него есть собственный дом. А дети из детских домов? Обычно, о проблемах детдомовцев говорят в контексте малышей – они ищут мам, и редко – о «взрослой» части воспитанников, которые уже ищут совсем другое – любовь. И готовы полюбить почти каждого, первого встречного, кто проявить хоть капельку участия и заботы. Как быть с ними? Какими они выходят во взрослый мир? Навсегда искалеченными отсутствием родительской заботы или же все-таки способными стать нормальными людьми? Как взаимодействовать с такими «детьми»? Как проявить заботу (и нужно ли – вон, посмотрите на последствия Наташиной любви)? А может, «благополучные» люди как раз такие, как та самая девушка, избитая до полусмерти детдомовками? Может, их ненавидят хотя бы за то, что они живем в своих квартирах и «едят печенье»?
Или другая история – диаметральная. Эта Наташа – тоже одна из нас, ее успехи понятны и одобряемы… Где-то рядом с ней другая Наташа – нервная, проблемная, уходящая из дома… Что делать благополучной? Просто отодвинуть ее с дороги? «Ваша дочь – это ваши проблемы», «выбирай – или я, или она»…. А почему, собственно, Наташа должна думать о проблемах человека, который не имеет к ней никакого отношения? Ведь каждый строит свою жизнь самостоятельно. Хочешь добиться успеха – работай, учись, занимайся… Не хочешь – твой личный выбор и твоя личная плата за последствия. Разве неверно?
Спектакль густо наполнен социальными противоречиями, почти криками о том, как сложен окружающий нас мир, как трудно жить в нем молодому человеку. Как зависим человек от общественного мнения, от устоев, от любви и одобрения близких. Как бесконечно далеки друг от друга люди, живущие в своем мирке – без посторонних людей и без посторонних проблем. И третья Наташа со своей сказочной верой в любовь к Диме Билану – это лакмусовая бумажка такого отношения к жизни. Зацикленность на себе порой порождает чудовищные последствия – когда противоположные миры вдруг сходятся в общей точке. Кто мы друг другу? Братья, сестры, чужие люди?... Подумайте.
Наташины мечты
Два монолога, две Наташи и две разные судьбы. Первый - рассказ про любовь Наташи из детского дома. Второй -про Наташу-отличницу и ее талантливую соперницу.
Поразила подлинность этих историй, актерам удалось врасти кожей в своих героинь. Возможно от того, что похожие чувства есть в "дневнике" каждой девочки.
Портреты жестоки и естественны. И плоды, так одинаково нарисованной, любви - разные.
В первом случае наивная, слепая жестокость и почти убийство соперницы.
Во втором однозначный вывод - терпение, труд и собранность побеждают сомнения и соперников.
Зрителю выносят на блюде душу, и он с удовольствием закусывает, добавляя к этому угощению, размоченный в чужих эмоциях, изюм своих переживаний.
Такие арт-эмоции становятся модными. Людям нужна психодрама, терапия души?
Неужели обычное человеческое лицо кажется нам диковинным, достойным выставленная на сцене? " Посмотрите, а девушка-то живая! "
Спасибо создателям за возможность задуматься .