Известный польский театровед и драматург Тадеуш Слободзянек написал чрезвычайно популярную в Восточной Европе пьесу о событиях в польской Едвабне, где вовсе не нацисты, а местные жители сожгли в овине полторы тысячи евреев. Однако драматург не торопится навешивать обвинительные или оправдательные ярлыки: школьный класс, где вчерашние друзья сегодня превращаются в смертельных врагов, — это метафора мира, где царит тотальная нетерпимость. В таком мире палачи и жертвы легко меняются местами. Важно, что Слободзянек прослеживает судьбы героев от 20-х до 80-х годов прошлого столетия: на расстоянии времени виднее, что трагические события в Едвбане — не случайность, а неизбежность, которая при известных обстоятельствах может повториться в любом месте в любое время.
Драматический |
18+ |
Наталья Колотова |
10 ноября 2013 |
1 час 50 минут |
Ух, какой же сильный в эмоциональном плане спектакль! Камерный зал только добавляет ощущений, за полтора часа успеваешь полностью погрузиться в жизнь героев, пройти путь от знакомства с героями, сопереживания и сострадания им, до переосмысления собственного бытия и собственных ценностей.
Потрясающая игра молодых актеров МДТ! За короткое время им без всякого грима удается показать и молодых школьников, и перевоплотиться в пожилых людей, проживших тяжелую жизнь, больных, потерявших всякий смысл существования, тянущих ответственность за ужасные поступки, совершенные ими.
Спектакль заканчивается долгими овациями зрителей, но после них наступает жуткая тишина, когда ты остаешься наедине со своими мыслями об увиденном. Хочется спрятаться и закрыться от показанного страшного мира. И остается только благодарить Бога, что тебя уберегли от тех испытаний, которые выпали на судьбу польских одноклассников.
Один из лучших спектаклей Малого драматического, даром что на камерной сцене. Прекрасный материал - новый и неизвестный на известную тему главной трагедии XX века - войны, геноцида и холокоста. Крепкая режиссура Натальи Колотовой - зрителя держат в тисках и ни на минуту не отпускают. В этой теме легко сползти на пафос, но только не в МДТ. Даже если играет молодёжь. Они, видимо, так воспитаны и закалены "Братьями и сёстрами", "Жизнью и судьбой", что держат марку и доказывают своё право играть на одной сцене с большими артистами этого театра. Они не могут фальшивить, они умеют стареть прямо на сцене, за их плечами чувствуется традиция МДТ. И самое главное для зрителя: видно, что традиция будет жить. Додину, Галендееву и труппе театра удалось воспитать новое поколение, которое продолжит выходить на сцену с целью сказать нам что-то важное, попытаться изменить нас в лучшую сторону, научить нас СОпереживать, СОчувствовать.
После этого спектакля тяжело выходить на Рубинштейна. После тяжело идти в другие театры - там будут развлечения, экраны, модернизм, жонглирование декорациями. И мы поэтому опять пойдем в МДТ, второй и третий раз пережить вместе с актёрами их боль и страдания, внимательно послушать их уроки. В Польше есть Тадеуш Слободзянек, а у нас с вами в России есть Малый драматический.
Когда я покупала билет в кассе театра, кассирша сказала: "Вы там умрете!". Многообещающе. Она оказалась права. "Умирать" начала после получаса представления. Чтобы совсем не свихнуться (приехала из Москвы специально на Додина) я ушла со спектакля, вышла, согнувшись, из первого ряда, иначе, получалось, что называется, "на разрыв аорты". Как актеры все ЭТО играют, не понимаю. Рассказывала сюжет дочке-студентке, но и она не выдержала: "Мама, перестань!". Людям со слабыми нервами это не выдержать... убивает хирургически(. Забыть невозможно даже то, что уложилось в мои полчаса.
Ощущение от спектакля необычное! Первое, что приходит в голову: не верю.. но состояние полного погружения в доверительную беседу с залом, искреннего сопереживания и сильнейшей грусти после спектакля говорят об обратном..
Тема сложная.. НО постановка и актеры не пытаются вышибить из зрителя слезу! Не это главное!
Сами герои будто в шоке от всей этой истории; с годами шок и боль притупилась; осталась обескураженность, тихая боль и смирение..
Действие затягивает, ты будто впадаешь в транс! малюсенький зал (к слову, с отличной просматриваемостью) только способствует этому!
А выходишь после.. как рыбка, которая забыла, куда плыла! Разговаривать не хочется от слова совсем! Причем, это чувствовалось во всех зрителях, уже в малюсеньком гардеробе после спектакля.
Прекрасная актерская игра: кто-то был симпатичен, кто-то вызывал тихую ненависть, кого-то было жалко! Значит, всё удалось!