Опера |
12+ |
Андрейс Жагарс |
2 часа 20 минут, 1 антракт |
Самое знаменитое место оперы Верди «Набукко» — это хор пленных евреев «Va, pensiero», популяризированный освободительным движением в Италии 1840-х и до сих пор являющийся неофициальным гимном страны. В свежей постановке латышского режиссера Андрейса Жагарса этот хит поют евреи конца 30-х, запертые нацистами на станции метро. Впрочем, спектакль, который Жагарс поставил в «Новой опере», во всех смыслах далек от дешевой актуализации. В нем есть и пронзительность, и трогательность, и тонкость, и сентиментальность без намека на пошлость. Сдержанным прибалтийским вкусом отмечено все: и режиссерские находки вроде репетиции оркестра тех самых пленных евреев (действительно, что им еще остается?), и дивные, пусть и прямолинейные костюмы работы Кристине Пастернака (хорошая Фенена — вся в белом, плохая Абигайль — в кроваво-алом). Станция метрополитена, придуманная известным художником Андрисом Фрейбергсом, тоже и монументальна, и проста. К месту оказывается и сама атмосфера метро, одновременно безопасная и безнадежная (вспомните указатели «Выхода нет»), отталкивающая и родная, манящая красотой сталинского ампира; на этом фоне все происходящее в опере, включая самоубийство Абигайль, бросающейся под поезд (он изображен одной только игрой света), трогает куда сильнее, чем обычно.