Драматический |
Юрий Еремин |
Вот два спектакля в одном. Один — для Ольги Остроумовой, второй — для Валентина Гафта. Ради этого союза Юрий Еремин поженил тургеневскую «Провинциалку» и «Вечного мужа» Достоевского. Способ соединения подсказал ему сам Достоевский, у которого герои «Вечного мужа» вспоминают, что когда-то они разыгрывали дома «Провинциалку». У Еремина тот забавный водевиль о кокетливой жене (Ольга Остроумова), ревнивце муже (Владимир Сулимов) и стареющем герое-любовнике (Геннадий Бортников) разыграли под аккомпанемент тапера и подсказки суфлера, установив на большой сцене еще одну, маленькую, и уставив ее ситцевыми выгородками. Это по-провинциальному крикливое представление смотрят герои Достоевского. Смотрят, чтобы прервать его и начать играть свою собственную кошмарную историю. Веселенький ситчик игрушечной сцены взмоет вверх, ее сменит питерская мостовая, решетки заборов и неуютная квартира (художник Валерий Фомин). Здесь-то и развернется история мужа и любовника, которые схлестнулись после внезапной кончины жены, оставившей обоим в наследство могилу ребенка и множество тайн. Обаятельного ловеласа играет Александр Яцко, «вечного мужа» — Валентин Гафт, и этот шут и подлец, страдалец и мститель Трусоцкий стал лучшей ролью Гафта за последние несколько лет. Гафт и Яцко уже получили по «Чайке» как лучший дуэт года. И если жена в спектакле осталась фигурой довольно декоративной, то уж этот дуэт — а вернее, дуэль — мужа и любовника непременно стоит увидеть.
Это тот счастливый случай, когда совершенно дурацкое наименование спектакля (на ум почему-то сразу вскарабкивается Рей Куни) не давит на содержание, которое здесь так изящно
Необычный это пирог-спектакль, составленный из комической "Провинциалки" И. Тургенева и безысходно-холодного "Вечного мужа" Достоевского. Объединение это мне показалось мастерским, в точку, именно поэтому спектакль вышел не пустой старомодной комедией и не угрюмой, разрывающей сердце, трагедией, а хорошим, запоминающимся произведением.
Интересно наблюдать в трагической роли В. Гафта, приглашённого из "Современника", актёра, которого я до сих пор представлял комическим - пожалуй, я был не прав. Хороша и Ольга Остроумова, которой в этом спектакле досталась комическая роль, и которую я, естественно, только не смейтесь, считал трагической актрисой... Поистине хороший спектакль, на который обязательно надо сходить!
Сложилось такое ощущение, что у этого спектакля нет недостатков. Хочется объяснить это тем, что спектакль держится на Гафте и Яцко, но это не так. Хотя Гафт изумителен в этой своей роли. Всё к месту и всё достойно: сценография, подбор актёров и их игра, баланс динамичности и размеренности. Пожалуй, тот редкий случай, когда не вспоминаешь про часы и не считаешь времени. И после довольно долго не можешь успокоиться и решить, что значило поведение двух мужчин: Ступендьева-Трусоцкого и Любина-Вельчанинова.