Для режиссерского дебюта в Александринке Олег Еремин предложил довольно рискованный проект — соединить «Цокотуху» Чуковского со стихотворением Бродского «Муха» и разыграть все это в техническом переходе VI яруса, так называемой «пожарной трубе». Народная артистка Галина Карелина играет муху, погибающую от руки дезинсекторов.
Драматический |
16+ |
Олег Еремин |
1 час, без антракта |
Просторный лифт поднимает зрителей на седьмой этаж под крышу Александринки, и они оказываются в длинном коридоре. Это и есть пространство спектакля: стулья стоят по стенкам вдоль двадцатиметровой деревянной дорожки. Публику встречают люди в белом с торчащими из-за спин полиэтиленовыми крыльями. Двое из них носят на груди коробейничьи прилавки с пластилиновыми божьими коровками и мясорубкой с фаршем (понятно, из коровок), у третьего на шее висит венский стул, по которому хозяин лупит мухобойкой, четвертый демонстрирует модель Александринского театра в окружении насекомых. В ярмарочной толпе инсектов выделяется огромное серое тело из папье-маше и на колесиках, из него торчит голова народной артистки России Галины Карелиной.
Насекомые то замирают в молчании, то под звуки оглушающей попсы энергично передвигаются на карачках, как герои фильма «Кин-дза-дза», и кровожадно скалятся на зрителей. Эстрадный марк-захаровский ритм — единственное, что объединяет повисающие в пустоте ни к кому не обращенные слова. Все это похоже на европейские перформансы 90-х годов, которыми в молодые годы увлекался режиссер Андрей Могучий. Сами по себе они способны увлекать не более десяти минут. Но в спектакле режиссера-дебютанта Олега Еремина есть множество других магнитов. Во-первых, не устаешь разглядывать костюмы Сергея Столярова: вырезанные из пластмассовых бутылей очки и шлемы, расправляющиеся крылья из полиэтилена и тщательно расшитые пушистые тельца шестиногих и другие чудеса. Во-вторых, упорно ищешь среди насекомых Комарика, остальные герои, обозначенные в программке, — Жук или Стрекозел — идентифицируются с ходу. В-третьих, Бабушка-Пчела отчего-то выглядит как внучка нашей Цокотухе: ее играет Янина Лакоба, которая посреди спектакля неистово, как в последний раз, выпаливает одним духом сказку Чуковского, то повисая на турнике под потолком, то припадая на колени перед Мухой. Тут же выясняется, что мысль про последний раз в самую точку: паук уносит несчастную, перекинув через плечо.
Больше всего интересует, за что терзают бабушку Муху. Поначалу — очень недолго — ей поклоняются, складывая к ее ногам разнокалиберных личинок. Но большую часть времени изощренно мучают: кутают в паутину бумажных полотенец, малюют помадой губы, напяливают старую фату, чуть не отрывают голову. Ближе к концу Муху форменно травят: раздав зрителям респираторные маски, опрыскивают пространство дезинсектором. А в довершение всего хоронят, сняв посмертную маску. Галина Карелина, разумеется, выглядит колоссом среди пигмеев, но смысла действию это не добавляет. Что говорит в пользу режиссера Еремина, так это финал, где Муха или скорее мушиная душа читает «Муху» Бродского — развернутый и виртуозно оформленный поэтический вопрос, стоит ли смерть того, чтобы жить, и был ли героем тот Комарик, который возник на мгновение, вызволил героиню из лап смерти и растворился в толпе. Сначала текст звучит как претензия миру, потом как насмешка над собственными надеждами и, наконец, совершенно умиротворенно, как долгожданный и заслуженный катарсис.