Москва

Все отзывы о спектакле «Мольер (Кабала святош)»

9
Елена ККК
413 отзыва, 797 оценок, рейтинг 287
7 октября 2017

Очень мило, что на сайте театра есть пояснение к спектаклю: "По замыслу режиссера Морозова, есть три разных мира. Один мир театра Мольера – мир Творчества, высокого Искусства, Таланта, духовности, природных чувств. Другой мир театра короля Людовика ХIV или Короля-Солнце, как его называли в ту пору, – мир театра политики, деспотизма, рационализма. Третий мир – мир театра Архиепископа, маркиза де Шарона – опасный, коварный, лицемерный мир воинствующих религиозных фанатиков или кабалы святош, враждебный духовности. От столкновения этих миров – рушатся судьбы, погибают люди, умирает Мольер. Но его талант, его творчество побеждает смерть, делая театр Мольера эталоном подлинного искусства, великой драматургии, радующим сегодня современного зрителя." (с) Если кто не читал пьесу или читал давно и не помнит, оно очень кстати :) Я, правда, как раз накануне перечитала... так что смотреть оказалось вдвойне интереснее - следить за совпадением/несовпадением образов и трактовок.
Удивительным образом, я увидела немного другое: два мира, мир Мольера и мир Архиепископа... И Король, как заложник своего положения и со всех сторон ограниченный правилами, законами и религией. Король там прекрасен совершенно! Очень человечный, очень настоящий, с шикарным чувством юмора, пытающийся, по мере возможности, как-то сгладить углы и смягчить ситуацию, не дать "разбушеваться" ни одной из сторон, ни архиепископу с его кабалой, ни Мольеру с его творческими порывами... и себя тоже не подставить. Король-то он, конечно, Король, но если не любить религию... Ну, вы понимаете. Короля у нас играл Николай Лазорев, и хочется кричать "Браво!", честное слово.
Вообще, конечно, начать следовало с Мольера, таки он - главный герой. Для нас Мольером был Андрей Егоров. Очень интересный образ получился: великого Мольера мы видим обычным человеком: актером, любовником, подданым, отцом, просто усталым нездоровым пожилым мужчиной. Нет, конечно, он Творец, бесспорно, но... но очень трогательный и близкий получился этот Мольер.

Замечательные в спектакле все, надо сказать. Еще, пожалуй, отмечу Архиепископа (Сергей Смирнов) - персонаж, очевидно, отрицательный, но я внезапно очаровалась :) Такой представительный Архиепископ, красавец, а голос, ммм... Интересно, есть в ЦАТРА музыкальные спектали, где Сергей поет? Я бы сходила.

Ну и попытаюсь резюмировать. Очень многолюдный (на сцене) спектакль, как и должно быть. Красивый, костюмный, очень игровой. Жаль, что на сайте театра не нашлось фотографий - видимо, потому что это недавняя премьера (весной 2017), не успели еще, наверное. Что сцена большая, я уже упоминала, но этому спектаклю на ней тесно - он то выплескивается в зал, то внезапно занимает ложу, то еще что-то чудит :) Комедия - настоящая, такая, я бы сказала, классическая практически постановка. Близко к тексту, если не слово в слово :) При этом все показано интересно, смешно, живо, но без "отсебятины", 2,5 часов проходят легко и жаль, когда заканчиваются. Еще раз - все абсолютно актеры классные, все образы полные, законченные и "живые", все линии сюжетные выведены хорошо. И комедия - по-настоящему. Одним словом, мне понравилось. Могу смело рекомендовать, причем как беспроигрышный, на мой взгляд, вариант похода в театр. Вам понравится всё! Должно понравиться :)

3
0
8
ЕКАТЕРИНА УРЗОВА
383 отзыва, 411 оценка, рейтинг 165
3 июля 2018
Отлично!

За два с половиной часа в спектакле поднимается масса вопросов: отношения власти и творца, сложности семейной жизни, вопрос о прощении подлеца, о пределах вмешательства церкви в мирские дела и пр. Так что есть о чем подумать после.

Удивительно хорошо подобраны актеры. Дифирамбы петь можно всем, отмечу некоторых. Совершенно прекрасен Людовик XIV (Н.Е. Лазарев). Эдакий просвещенный государь. Сильный, справедливый, покровитель искусства. После этого образа задумалась об отношениях Булгакова и Сталина.

Прекрасен архиепископ Парижский (С.В. Смирнов). Лучшая роль в спектакле. То есть, там все отлично сыграли, Но этот святой отец - истинный пастырь своего стада, другой вопрос, что это стадо он ведет не туда, куда надо бы. Красавец с хорошо поставленным голосом, с которым и с амвона вещать, и дам обольщать.

Художник по костюмам А. Климов не стал воссоздавать наряды XVII века. Он использовал скорее намеки, причем намеки на конец XVIII века, возможно потому что именно это время - золотой век дворянства. И меня совершенно очаровало то, как оформлена рампа.

Минусы. После первого действия я была уверена, что спектакль отличный. После сцены заседания кабалы в начале второго - что он гениальный. А потом случился эпизод, в котором маркиз Маркиз д'Орсиньи и архиепископ Парижа де Шаррон плюют друг в друга. Да, я понимаю, что эта сцена есть у Булгакова.

Шаррон (сходит с лестницы с горящими глазами. Пауза.). Почему вы его не кололи?
Одноглазый. Какое вам дело? Он бросил шпагу, помолись.
Шаррон. Болван!
Одноглазый. Что?! Чертов поп!
Шаррон (вдруг плюнул в Одноглазого). Тьфу!
Одноглазый до того оторопел, что в ответ плюнул в Шаррона. Дверь открылась, и влетел взволнованный Справедливый сапожник, за ним вошел Людовик. Ссорящиеся до того увлеклись, что не сразу перестали плевать. Четверо долго и тупо смотрели друг на друга.

И что вообще режиссер-постановщик, н.а. России, Лауреат премии Москвы Борис Афанасьевич Морозов очень бережно отнесся к тексту Булгакова. Но, мне кажется, эту сцену можно было сделать более проходной. Потому что иначе получилось вот что: режиссер вел зрителя к катарсису, но восхождение оборвалось на этой сцене. И потом просто времени не было чтобы взойти на вершину. Поэтому резюме: спектакль очень хороший, всем рекомендую, жаль что до гениального не дотянул.

0
0
7
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 150
13 октября 2017

В Малый зал этого огромного здания нужно подниматься, довольно долго, на 5 этаж.
А кажется – будто на 15-ый.
Свершив длинный-длинный путь, который украшен фантастической люстрой на подвесе
в несколько этажей. Этот подвес пронзает лестничное пространство и увлекает воображение на темную сторону.
Эффектное зрелище, что завораживает, страшит и подготавливает к попаданию в Малый зал
Он – идеальное место для заседаний какой-нибудь Тайной канцелярии, ложи заговорщиков или собраний великих конспираторов.
Здесь ты будто бы в стороне от всего, скрыт от мира, и в то же время находищься над всеми, при этом золото в интерьере и бархатные портьеры цвета спелой вишни никуда не делись.
На сцене сидит юноша с серьезным лицом, в костюме театральном, в массивном кресле, ему впоследствии играть господина Реестра, де Лагранжа.
Так что машина театрального действия запущена, работа воображения пошла.
Пьесу-то эту, надо сказать, я знаю, биографию Мольера тоже, все эти темные места, и сомнительные детали, и разные мнения. Но это ж не мешает ничему.
Мне все равно не стало скучно.
При том, что постановка получилась консервативная, но без нафталина.
Три часа пролетели как 30 минут.
Костюмы, вполне роскошные, намекали и на барокко, и на рококо, и чуть на модерн.
Арманда внезапно вышла на сцену, рыжая, с хвостиками, виден намек на юность, увы, без мушкетеров в анамнезе никак.
Не так уж она юна была, кстати, тогда, в 17 веке.
Хотя в спектакле много внимательного как раз, к подробностям истории.
Актер, играющий Мольера, например, весьма похож лицом на персонажа.
А тот, что архиепископа играл, Сергей Смирнов, напомнил «молодого папу» (сериал), не внешне, но по сути,
и меня особенно поразил голос – низкий, глубокий и очень выразительный, чистый Левитан.
Мадлен Бежар – будто с портрета Виже-Лебрен сошла. «Мадам Рекамье», да и только.
На сайте театра к этой роли совершенно дикий комментарий:
Мадлена Бежар, монашка
Булгаков так написал, интересно? Монашка..
Фу.

Очень яркий актер сыграл Захария Муарона. Просто блестящий.
Роман Богданов, из Саратова, так что его блеск и шарм - не удивителен.
Лучшие актеры на свете появляются в Саратове. Как? Ну чудо такое. Обыкновенное.

Тот, что играл короля Людовика сделал это а ля Ширвиндт
Вальяжный помещик у него получился вместо французского короля. Ну это не тревожит.
На короля всем наплевать, всем интересно про Мольера.

Тема «великий актер – ничтожный тиран» не особо убедительна раскрыта, хоть и немало криков прозвучало по этому поводу со сцены.
Но тут Булгаков, наверное, виноват. Пьеса создает впечатление – «а я вот хочу рассказать, что Мольер – велик, конечно, и гений, но спал с дочерью», что довольно – низко, да и неправда.

Однако я все равно ушла из театра в возвышенном настроении.
Отличный спектакль.


1
0
8
Tatiana
74 отзыва, 319 оценок, рейтинг 41
18 октября 2018

Посмотрела в Театре Российской Армии пьесу М.А. Булгакова «Мольер (Кабала святош)».
Очень люблю Булгакова, но как-то так вышло, что эту его пьесу не читала и до этого не смотрела. И, честно говоря, была сильно удивлена, когда выяснилось, что завязкой пьесы послужила история о том, что знаменитый французский комедиограф женился по недоразумению на собственной дочери от первой жены. После просмотра спектакля стала лихорадочно искать в Сети различные вариации биографии Мольера, и выяснилось, что такие слухи о нём действительно ходили среди его недоброжелателей. Но в пьесе эти слухи преподносятся как реальный и очевидный факт.
Да простит меня Михаил Афанасьевич, но мне такая история кажется маловероятной и дикой. Ну ладно, сам Мольер мог не знать, что Арманда Бежар – его дочь, но сама то она не могла не знать, кто ее отец! И возмущение короля Людовика Великого открывшимся фактом инцеста мне кажется вполне естественным, а вовсе не тиранством.
В общем, такая фабула сюжета помешала мне проникнуться идеей пьесы о противостоянии творческого человека и власть имущих, которую очевидно стремился донести до зрителя М.А. Булгаков, а за ним и режиссёр-постановщик спектакля Борис Морозов. Но идея – идеей, а актёры театра играли, как всегда, отменно.
Очень люблю народную артистку России Ольгу Богданову, жаль, здесь у нее хоть и главная, но не самая большая по времени на сцене роль – она играет Мадлену Бежар, первую жену Мольера.
Понравился Роман Богданов. У него роль предателя Захарии Муаррона, по факту самого неприятного в пьесе персонажа, но этот персонаж у Романа получился каким-то очень живым и в чем-то даже комичным. Еще очень смешным получился у Константина Денискина его персонаж – старый слуга Жан-Жак Бутон.
В общем, актёрский состав спектакля очень достойный, и спектакль оставляет приятное послевкусие, да и поразмышлять есть над чем.

0
0
9
Elena Shmyreva
253 отзыва, 257 оценок, рейтинг 34
30 мая 2018
Красивая версия исторической легенды

Драматургия без ДНК-тестов
Жизнь — лучший романист. Пара недоказуемых фактов — и можно писать занимательную пьесу. Вот только судьба этой пьесы может не совпасть с линией действующей власти, видящей во всем намеки на современность, и произведение надолго ляжет под сукно. Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу «Кабала святош» о жизни Мольера в 1929 году. С большими трудностями первая постановка увидела свет в 1936 году во МХАТе, но после 7-и успешных прогонов спектакль был снят с репертуара. Почему? Платон Керженцев, председатель Комитета по делам искусств, направил Сталину и Молотову докладную записку, в которой разоблачил «тайный политический замысел» Булгакова — провести аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата.
Еще в только готовящемся к постановке варианте пьесу ругали за то, что Булгаков показывает Мольера простым человеком, а не борцом и писателем.
К чему зрителю пьеса о жизни драматурга Мольера, когда есть пьесы Мольера?
Первым постановщиком пьесы был Станиславский. По воспоминаниям актеров от 1934 года: «он пытался репетировать с актерами какую-то другую, свою, воображаемую пьесу о «гениальном Мольере» и его борьбе с королем и церковью, пьесу, скорее всего, историко-биографического характера. Поэтому его сплошь да рядом не устраивало то, что было написано Булгаковым, и он требовал от него (на пятом году работы над спектаклем!) бесконечных переделок и дописок»
Почему так долго пишу об истории произведения, потому как постановка Центральный Академический Театр Российской Армии​ которую смотрела, представлена в рамках Фестиваля им. М.А. Булгакова "Рукописи не горят" этого года.
В спектакль, поставленный режиссером Борисом Афанасьевичем Морозовым, включен и пролог романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера».
Само действие пьесы охватывает период с 1662 года, когда сорокалетний Мольер, добившийся признания и материальной стабильности на театральных подмостках, женится на актрисе своей труппы двадцатилетней Арманде Бежар, до момента его кончины в 1673 году.
История, рассказанная Булгаковым, драматургически построена крайне красиво. Мольер наблюдал жизнь и в фарсовом виде помещал в свои пьесы. Поэтому нет ничего удивительного, что события его собственной жизни стали увлекательной пьесой.
Здесь есть место служакам-болванам, красавицам, шарлатанам, героям-любовникам, неверным женам, святошам, прикрывающимся высокими словами о вере, и миру реальной власти короля.
Самое большое напряжение вносит вопрос: а была ли Арманда Бежар - воспитанница и супруга - дочерью Мольера. До сих пор не найдено церковных записей о ее рождении, а досужие домыслы и расчеты допускают такую возможность. Булгаков воспользовался легендой и создал свой вариант биографических событий.
Интригующий вариант. И не менее правдоподобный, чем вот такое, выловленное по поисковому запросу в интернете: «Свадьба не поддавалась огласке, поэтому на торжество были приглашены только самые близки друзья и родные люди. К слову, родители невесты не были довольны выбором своей дочери всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако она не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.» Особенно радует «прекратила общение с отцом», когда своего официального отца она точно не знала, по тому как тот умер незадолго до ее рождения, то есть лет этак за 20 до свадьбы. А вот с официальной матерью Марией Эрве-Бежар, которая была в контакте с труппой Мольера до самой своей кончины в 1970 году, поскольку все ее дети были артистами данного сообщества, вероятно сложно было не общаться.
В наше время сюжет несколько лет крутили бы по ТВ и с помощью ДНК-тестов все-таки выяснили истину. Но нам остается читать историков, сопоставлять косвенные свидетельства развенчивающие данную гипотезу, и с удовольствием отправляться в мир театральных иллюзий, построенных на такой колкой теме.
Добавляет интриги противостояние Мольера с епископом Парижа, в связи с запрещением «Тартюфа». Общество Святых Даров, после «Тартюфа» выбивалось из сил, чтобы опорочить Мольера.
О постановке в целом: она красива и зрелищна. Не знаю, как играли современники Мольера, но актерам ЦАТРА крайне идут их роли.
Трудно выделить кого-то одного и не упомянуть остальных. Замечателен Андрей Егоров в роли Мольера. Безмятежен и великодушен Николай Лазарев в роли Людовика Великого. У меня не состыковалось, по каким причинам булгаковский Мольер так яростно выступает против своего покровителя («столько лет лизал шпоры») Можно понять уважаемого мэтра, который в силу происхождения вынужден расшаркиваться перед вышестоящим сословием. Кроме того король на 15 лет младше и не достиг пока вершин правления, но уж слишком эмоционально звучит негодующая заключительная речь Мольера. И это в ответ на фразу короля: «запрещаю играть "Тартюфа". Только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть в Пале-Рояле ваши смешные комедии, но ничего более... Лишаю вас покровительства короля.»
У Мольера множество пьес и все они «смешные комедии», серьезные претензии у духовенства только к «Тартюфу», поэтому запрещение играть одну пьесу выглядит каким-то несерьезным, ведь в сущности король не применяет особых мер, а выставляет свое требование, чтобы успокоить церковников.
Много прочитала о пьесе и спектакль понравился. Чувствую, пора остановится с описательной частью. Рекомендую к просмотру

0
0
10
Анастасия Субботина
174 отзыва, 175 оценок, рейтинг 32
4 октября 2018

Я люблю Театр российской армии, особенно малый зал, поэтому очень обрадовалась приглашению сообщества moscultura на спектакль «Мольер. Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова.
Классический сюжет, который идет не в одной театре Москвы, да наверно и не только. Спектакль о взаимоотношениях искусства и власти, о сложностях семейной жизни и о том, куда иногда могут привести спрятанные когда-то скелеты. И вот здесь мне вспоминались отношения Булгакова и Сталина, глядя на сюжетную линию Мольер — Король (раньше во время просмотра Мольера у меня таких мыслей не было). Даже семейная линия как-то отошла на второй план.
Что хотелось бы отметить — это костюмы, они шикарные, под стать эпохе и театру. Маски, платья, костюмы Короля и Кабалы — все роскошно. А вот с декорациями я не очень поняла, вроде и много всего на сцене, но как-то странно используется.
Мольера я невольно сравнивала с персонажем постановки в театре Сфера и могу сказать, что герой Андрея Егорова мне не очень близок оказался. И в сцене объяснения с Мадленой Бежар, и в сценах с Королем...
А вот Мадлена Бежар (Ольга Богданова) потрясающий персонаж, я эту актрису видела в некоторых спектаклях, она везде прекрасна.
Но самый привлекаюший внимание герой пьесы — Архиепископ (Сергей Смирнов), мало того, что по произведению — злодей, так тут еще такой голос! Его хотелось слушать и слушать.
Если хочется классики, поставленной правильным образом, то этот спектакль могу рекомендовать (только бы сцену с плевками подсократить, но и она хорошо обыграна).

0
0
7
Маша Шамраева
37 отзывов, 496 оценок, рейтинг 28
24 сентября 2019

Спектакль по пьесе Михаила Булгакова. Великий драматург Мольер запутался в отношениях с власть придержащими и женщинами. Он нравится королю и очень не нравится церкви. Когда он влипает в скандальную личную историю, церковь этим не приминует воспользоваться.
Спектакль о том, как опасно художнику быть близко к власти - "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь". Сегодня любимый король сидит в королевской ложе и аплодирует, а завтра художник взывает к королю, а тот его знать не хочет. Иронично (ирония грустная, конечно), что именно эту пьесу допустили на сцену после личного звонка Булгакова Сталину, а после нескольких спектаклей запретили, и Сталин запрет поддержал.
Самым интересным из персонажей мне показался король Людовик Великий в исполнении Николая Лазарева. Во многом эта роль пересекается с его ролью царя Федора Иоанновича, но если царь действительно добрейший человек, не желающий никому зла, то Людовик сложнее. Внешне он милый, любезный, добродушный и готов, например, простить облапошившего его вельможу (даже чтобы обругать мошенника, король вызывает специального человека), но может быть холодным, жестким, непрощающим. Совершенно шикарный архиепископ в исполнении Сергея Смирнова - хитроумный негодяй и подлец. Четверо священников из Кабалы - все разные, у каждого своя "степень фанатизма". Логично больше всех запомнились разные "полюса": брат Верность (Вадим Пожарский) - самый оголтелый фанатик, который читал только Библию, и брат Сила (Иван Гришенков) - в общем-то не злой простак. Ольга Богданова прекрасно и очень трогательно сыграла Мадлену Бежар. Мария Оамер в роли возлюбленной Мольера украсила собой спектакль.
Очень хороши костюмы в спектакле. Этакое "постмодернистское переосмысление" исторических костюмов. Например, братья из Кабалы облачены не в скучные черные сутаны, как в пьесе - а в разноцветные, красивейших оттенков (у каждого брата свой цвет). А вот одежда дуэлянта маркиза д'Орсиньи - зловеще черная. Ну, а архиепископ настоящий франт, даже королю до него далеко.)) В общем, настоящий пир для глаз, спасибо художнику по костюмам Андрею Климову за замечательную работу.

0
0
7
Галина К
141 отзыв, 144 оценки, рейтинг 26
10 июня 2018

Насколько все-таки по-разному режиссеры ставят одну и ту пьесу. И это здорово. "Кабала святош" в "ЦАТРА» в постановке Бориса Морозова - это уже третий для меня вариант этой пьесы. И, на мой взгляд, весьма удачный. Спектакль смотрела с удовольствием. Это классическая постановка без каких-то изысков, все просто и понятно. Поэтому, не отвлекаясь на разгадывание символов и смыслов, можно следить за историей и наслаждаться красотой и театральностью действия.
Ведь история жизни Мольера, рассказанная Михаилом Булгаковым, смотрится, как приключенческий роман. Правда, роман трагический, но так же лихо закручен сюжет, так же интересно следить за его развитием, столь яркие характеры в нем прописаны, столь необычна судьба героя.
И спектакль красивый. В ЦАТРА вообще прекрасные костюмы. Мы сидели очень близко, и у меня была возможность рассмотреть каждую складку. Все новое, свежее, чистое, нет никакого намека на обветшалость. Нарядные и богатые костюмы, причем больше всего поразили наряды третьестепенных персонажей, священников Кабалы. Хороши, радовали глаз.
Ну и король-Солнце, Людовик Великий, в исполнении Николая Лазарева, блистал золотом наряда. Вообще, Николай Лазарев очень понравился в этой роли. Такой прям король-король, вальяжный, расслабленный, но тут же и неумолимо суровый. Как прекрасно был сыгран каждый нюанс его отношения к другим персонажам, что бы он ни говорил, отлично считывалось его истинное чувство.
Из актеров хочу еще отметить Сергея Смирнова, игравшего Архиепископа, очень убедителен.
Но главным на сцене вчера был, конечно, Андрей Егоров в роли Мольера. Именно ему мое браво!
Тот случай, когда актеру веришь безоговорочно. Как его герой страдал, как радовался, как унижался и как все-таки нашел в себе силы остаться самим собой. И как проникновенно он произносит два своих монолога - в конце каждого из действий. И оторопь берет от того, насколько все это о нас, хоть действие происходит в 17 веке. Ничего не меняется. Власть и талант, кто кого,.. увы, ответ очевиден. И пусть нам оптимистично и в начале, и в конце спектакля напоминают, что Мольер велик и жив, а короля мало кто помнит, тому настоящему Мольеру - человеку от этого было не легче.
Хотя доканали его не только опала короля и ненависть церковников, но и события в его личной жизни. Но тут уж спрашивать не с кого, только с самого себя. Больше всех в этой истории жаль Мадлену (хотя актриса, которая вчера ее играла, была неубедительна, я просто помню свое ощущение от этого персонажа по другим постановкам, да и просто по истории).
В общем, спектакль однозначно стоило посмотреть.

0
0
10
ms_sunshine94
282 отзыва, 282 оценки, рейтинг 22
1 июня 2018

Мораль – не шутите с религией.

Спектакль охватывает вторую половину жизни Мольера – от его расцвета и признания Людовиком XIV до заката и смерти.
Начинается действие 17 февраля в Пале-Рояль: зрителю показывают закулисную жизнь театра, попутно представляя основных героев трагедии. Это сам Мольер – директор театра (Андрей Егоров), его слуга – простоватый Бутон (Константин Денискин) и его артисты: де Лагранж, по прозвищу «Регистр» (Максим Чиков) – также секретарь театра и молодая Арманда Бежар (Елена Сванидзе).
Жизнь в театре бьет ключом: полным ходом идет подготовка к спектаклям, в зал частенько наведывается сам король, Мольер в милости – Людовик даже платит ему 5000 ливров всего за одно стихотворение. Кроме того, драматург собирается жениться на Арманде, несмотря на разницу в возрасте: ей 20, ему 40. Есть только одна проблема – Мольер уже состоит в долгих, многолетних отношениях с артисткой Мадленой Бежар (Наталья Аристова), старшей сестрой Арманды. Она с самого начала сопровождала его на пути к вершине. У Мадлены есть некая тайна, которую она доверяет только немногословному верному «Регистру» - Лагранжу. Но никогда не знаешь, кто может подслушать разговор и чем это впоследствии обернется…
Но вокруг Мольера начинают сгущаться тучи. Камнем преткновения становится его пьеса «Тартюф», в которой он осмеливается высмеивать религию, а первым предвестником начала конца – блаженный проповедник Варфоломей (Андрей Кочинов). Он говорит Людовику (Николай Лазарев) и придворным, что Мольер – антихрист и его следует сжечь. Позднее выясняется, что Варфоломея подослала Кабала священных тайн – тайная организация во главе с архиепископом маркизом де Шароном (Сергей Смирнов). Оскорбленные насмешками Мольера, они уже давно мечтают ему отомстить.
Не ладится у драматурга и с личной жизнью: его новорожденные дети умирают в младенчестве, а молодая жена Арманда изменяет ему с Муарроном (Роман Богданов), мальчиком, которого Мольер когда-то нашел внутри клавесина музыканта-шарлатана и негласно усыновил. Ох уж этот клавесин… Оскорбленный изменой Мольер выгоняет из труппы Муаррона, и это становится его главной ошибкой. Юноша попадает в руки Кабалы, а они хорошо умеют заставить рассказать все секреты и обернуть их против врага (в данном случае, Мольера).
Когда страшная тайна становится известна всему обществу, несчастными остаются все: кающаяся Мадлена, бежавшая Арманда, предатель-Муаррон, знавший обо всем Лагранж и покинутый всеми и впавший в немилость короля Мольер. Как показалось мне, он так и не понял, за что его так невзлюбил свет, ибо сам оставался в неведении секрета Мадлены.

Спектакль всячески рекомендую - есть и над чем посмеяться, и над чем погрустить, и о чем задуматься. Прекрасно подобраны артисты, хорошая сценография. И меня просто покорили архиепископ - Сергей Смирнов и Лагранж - Максим Чиков) :)

0
0
7
Анна Столярова
148 отзывов, 161 оценка, рейтинг 20
16 декабря 2017

Перед нами предстает небольшой и вобщем-то дружный театральный мир театра Жана-Батиста Мольера в Пале-Рояль. Конечно небольшие интриги и подколки, все как у всех) ..и усталый Мольер. Хотя..он влюблен в Аманду Бежар и должен порхать. Вот знаете, не почувствовала я влюбленности. Мольер предстает как бы на финише своих лет, хотя пьеса охватывает десять лет жизни драматурга и актера.
Мольер режиссера Бориса Морозова и актера Андрея Егорова усталый Мольер, повторюсь. У него проблемы..с первой "гражданской" женой Мадленой Бежар, с угождением королю Людовику Великому( реверансы,поэмы в честь Короля Солнце и прочее прочее), проблемы с пасынком(Муарроном),проблемы с молодой женой (мертворожденные дети и легкомысленность супруги). Всё это тяжкий груз великого человека. Быт, который съедает пыл, вдохновение, размах. А еще и Кабала Святош, в поединке с которой ему не победить.
Прекрасные сестры Бежар. Мадлена в исполнении Ольги Богдановой хороша! Достойная женщина, несущая груз великой тайны. Отчаянная борьба не за себя, а за дочь.. Так наступить на горло своей карьеры, жизни ради дочери и любимого.. Я ожидала от Богдановой "звездности", но слава богу, вышел прекрасный рисунок роли достойной и несчастной женщины.
Вообще можно сказать, что спектакль вышел ровным, таким классическим в хорошем смысле этого слова. С отличной игрой всех без исключения артистов. И Аманда-рыжая кокетка в исполнении Елены Сванидзе хороша, открытая, яркая, эмоциональная. И Захария Муаррон (Роман Богданов) этакий "иллюзионист" и пройдоха. Верные друзья- Бутон и рассказчик/регистор Лагранж (Константин Денискин и Максим Чиков) очень достоверны своей эпохе и духу пьесы.
Теперь о Кабале.
Людовик Великий. Сильный персонаж, умный, с иронией принимающий лесть, благосклонно раздающий свое благоволение. Таков Король-Солнце в исполнении Николая Лазарева.
Архиепископ маркиз де Шаррон(Сергей Смирнов) в первом действии предстает недоумевающим от безнаказанности Мольера, но безвольным. Тем более случай с блаженным отцом Варфоломеем его посрамил. Однако во втором действии происходит реванш за насмешки Мольера. Причина "Тартюф", это красная тряпка для святош. Вердикт-убрать любой ценой. Цена заплачена, орудие найдено и использовано. Совет Кабалы одна из сильнейших сцен спектакля.


И тут туж преображается Людовик. Он становится хладнокровным, безжалостным. Где то Солнце, что светило теплым и дружелюбным светом? Холодное светило, разящее и отвергающее своего театрального шута.

Кстати о шуте. Шикарный настоящий шут при Людовике-справедливый сапожник в исполнении Дениса Кутузова. Он и словцом крепким наградит и умную мысль выскажет. Ну а на что шуты и нужны, как не для этого?) Но все в рамках .. Не то что Мольер..

А Мольер к концу жизни понимает, что вобщем-то вся его жизнь это была попытка сосуществовать с властью, а порой и "лизать шпоры" королю. Но эти "двойные стандарты" долго существовать не могли. Что-то должно было победить. В 1673 году победила тирания-во время спектакля "Мнимый больной" сердце великого драматурга и актера Жана-Батиста Поклена де Мольера не выдержало. "Семнадцатого февраля... В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью... Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала"

Хочется отметить музыку Рубена Затикяна, создающую атмосферу того времени. А также костюмы Андрея Климова. Очень приятно видеть на сцене классику. Отвыкли даже, нет-нет да видим вкрапления современности или других эпох в канву спектаклей. Тут этого нет. Тем и ценно.

0
0
9
СВЕТЛАНА ВАЗЮЛЯ
92 отзыва, 104 оценки, рейтинг 15
2 ноября 2018
Классическая постановка хорошей пьесы - то что нужно для вечера пятницы!

Есть спектакли от которых становится страшно, есть спектакли яркие и веселые, как фейерверк, а есть просто интересные, где узнаешь что-то новое и просто получаешь удовольствие от просмотра. Вот к таким интересным я бы отнесла спектакль Мольер в театре Российской Армии.
Так здорово в завершении рабочей недели отправиться в театр и увидеть пьесу Михаила Булгакова, посвященную жизни и творчеству Жана-Батиста Поклена де Мольера. Классическая постановка хорошей пьесы - то что нужно для вечера пятницы! Да и в любой другой день, будет не хуже :)
Кроме удовольствия от просмотра, благодаря спектаклю, мы с Василисой, во-первых, познакомились с биографией Мольера, во-вторых, я сподвиглась постмотреть фильм «Тартюф», так как именно на этой пьесе Мольера во многом завязан сюжет «Кабалы», в-третьих, у нас появился прекрасный повод обсудить тему отношений художника и власти.
И хотя пьеса вроде должна показывать все ужасы жестокой и бездушной тирании абсолютной королевской власти, король не показался мне тираном... а вот кого удалось показать в самом ужасном виде, так это служителей церкви — тех самых святош...
Играли все отлично, но особенно хотелось бы отметить Андрея Егорова (Мольер), Романа Богданова (Захарий Муаррон) и Николая Лазарева (Людовик Великий).
Костюмы и декорации — классические, здесь короля не спутаешь с шутом, все выглядят, как им и полагается.

0
0
8
ЕЛЕНА БУЛЮКИНА
145 отзывов, 152 оценки, рейтинг 13
18 октября 2020

На днях смотрели с дочкой спектакль Б. А. Морозова «Мольер (Кабала святош)» по пьесе М. А. Булгакова.
В главной роли Андрей Егоров. Его Мольеру приходится писать множество юмористических пьес, чтобы среди них скрыть то, что он действительно хочет сказать зрителям. Он окружен коварными людьми: Мадлена выдает свою дочь за сестру; приемный сын Захария, которого Мольер сделал лучшим актером своего театра, придает его; епископ считает его Антихристом; даже жена не против завести интрижку на стороне. У Мольера доброе, но слабое сердце и любое потрясение может стать последним в его жизни.
Не менее ярким персонажем является Людовик Великий (Николай Лазарев). Его великодушие граничит с самодурством, поэтому частенько он попадет в нелепые ситуации. Но когда к нему попадет доносчик Захария, он ловко его ставит на место, говоря о том, что его карьера, как актера закончена и путь теперь только в тайную полицию.
Также хочется отметить шута Справедливого сапожника, которого замечательно сыграл Денис Кутузов. Он не только может обругать провинившегося подданного по приказу короля, но и делает справедливые замечания.
В спектакле интересные костюмы, особенно прекрасен фрак с короткими рукавами у Людовика и платьем Мадлены в сцене, когда с ней расстается Мольер, я любовалась бесконечно. Хотя у некоторых персонажей с оригинальностью был перегиб, например, придворные выглядели как пасечники в шляпах и вуалях.
Спектакль нам понравился, в нем достаточно глубокого смысла и трагедии, хотя моментов, где можно посмеяться, тоже хватает. Все актеры играли прекрасно. Говорят, что это одна из лучших постановок Малой сцены ЦАТРА.

0
0
9
Gal K
61 отзыв, 62 оценки, рейтинг 11
27 ноября 2017

27 ноября в рамках закрытия фестиваля "Звездная маска" посмотрели премьеру прошлого сезона - спектакль "Мольер (Кабала святош)".
Спектакль потрясающий! Он насыщенный, он логичный, интересный. Трагизм судьбы Мольера просто шокирует. И режиссеру Борису Морозову, и актерам в полной мере удалось передать все нюансы этой драматической судьбы. Была ли Арманда дочерью Мольера? Да никто этого не знает. Возможно. Но он же не пошел на это сознательно! Он фактически был жертвой обмана Мадлены. Но этот факт жизни Мольера оказался очень удобным предлогом для Архиепископа, чтобы очернить драматурга перед королем, который покровительствовал Мольеру.
Нить судьбы... Связь с одной женщиной, увлечение другой, случайный свидетель в клавесине и т.д. Когда задумываешься об этим, становится страшно. Мы верим, что что-то можем, но один финт судьбы и все рушится. И от осознания этого просто голова кругом.
Меня впечатлила игра актеров. Каждый был на своем месте, ни убавить, ни прибавить! Андрей Егоров хорош в любой роли. Но тут он превзошел сам себя. Его Мольер был самодовольным и самоуверенным, но при этом наивным, добрым и щедрым, Да, он мог ударить в ярости, но потом готов был простить, раскаяться. И даже предательство Захарии Мольер сумел простить. И все это Андрею Егорову удалось показать в полной мере. Он желал так не много - до конца дней заниматься любимым делом и умереть не в одиночестве. В принципе, оба его желания исполнились...
Николай Лазарев в роли Людовика XIII был прекрасен. К месту были ужимки, показушность, вальяжность. Да, это его роль на 100%!
Роман Богданов поначалу был в образе, схожем с образом Филострата ("Сон в летнюю ночь"). Но это было уместно, так как Захария - самодовольный, подлый мальчишка с самомнением гигантских размеров. Он как петух, раздувающийся от гордости. И как преображается Рома, когда Захария возвращается к Мольеру с покаянной головой. У него тряслись руки, дрожал голос. И его фраза о повешении не звучала как попытка шантажировать. Нет! Это были слова человека, решившегося на отчаянный шаг, осознавшего ужас того, что он совершил, понимающего, что прощения ему быть не может. Но как же он меняется, когда Мольер его прощает и говорит, что он артист номер 1. Именно эти мгновенные преображения показывают, какой талантливый актер Роман Богданов!
Очень хорош был Архиепископ в исполнении Сергея Смирнова. Человек с двойным дном. Он ни на секунду не вышел из образа. Мимика жесты, каждое движение было кстати. Ну а его голос просто покоряет - шикарный голос!
Лично для меня открытием стал Максим Чиков. До этого как-то не приходилось видеть этого актера в сколько-нибудь значимых ролях. И здесь он показал себя в полной мере. Честный, порядочный, преданный Мэтру до конца дней. Хочется увидеть Максима и в других ролях.
Да вообще, все были прекрасны. Браво! Уверена, что обязательно схожу на этот спектакль еще.

0
0
9
Лана Комарова
41 отзыв, 41 оценка, рейтинг 9
31 мая 2018

Моё первое и ярчайшее впечатление после 40 лет непосещения Центрального академического театра Российской (тогда Советской) Армии: потрясающе!!!!
Я б назвала это местом, где хранят театральные традиции.
Уже видела во МХАТе им. М.Горького «Кабалу святош» и была приятно удивлена.
Ну а здесь уже удивления не было, поскольку шла подготовленная.
Во-первых, однажды от актёров МХТ им. А.Чехова, когда вместе курили, услышала рекомендацию в духе: «Посмотрите в ЦАТРе, у Морозова, вам понравится». Это когда я возмущалась очередным новомодным и эпатажным «шедевром». Шедевры, по-настоящему модные, может ставить, на мой взгляд, лишь один театр. Люди, что меня читают, в курсе какой. Любой смелый эксперимент, поставленный на камерной сцене того театра, играют, выкладываясь на тыщу процентов, вовлекая и нас в свою атмосферу.
Во-вторых. В очередной раз во мне проснулся дед-ревизор. Я так свою любознательность и дотошность шутя называю. Против генов не попрёшь, однако. Давно надо было посетить этот мощный театр. В-третьих, на открытии фестиваля имени М.Булгакова послушала про спектакль самих актёров, исполнителей главных ролей, и зажглась. Они могут долго рассказывать о своей работе, вернее жизни в театре, да так, что заслушаешься.
И могу подтвердить: то, что нам говорил Андрей Павлович Егоров в Доме Булгакова про «Мольера», абсолютная правда! Только неправда то, что он пока ещё не совсем сыграл его. Я-то 25 мая увидела настоящего Художника, Творца, и совсем не видела человека Николая Егорова, того, с кем познакомилась в жизни. На сцене он совершенно неузнаваем!!! Увидела и братство, и дух того времени, всё-всё, о чём говорилось в Булгаковском доме. Когда смотришь на сцену, видишь – да, перед тобой … Мольер и его Театр!!!!
Такой же Мастер своего дела, при этом –
настоящий Король Солнце, был в этот вечер и Николай Евгеньевич Лазарев. Они часто играют вместе.
И вообще там всё было на-сто-я-ще-е!!! Театр, который нам показывали, пасынок-предатель, святоши, ансамбль превосходных артистов, да и работа их – действительно слаженная.
Костюмы – потрясающие, великолепные, в этом вы можете убедиться, разглядывая фото, музыка – изумительная. Танцевальные вставки, пластика красивы. Мы долго-долго не отпускали актёров, хотелось снова их увидеть, поблагодарить за доставленное удовольствие. Это чудо какое-то, что такой театр есть у нас в Москве.
Спасибо режиссёру Борису Афанасьевичу Морозову, хранителю тех ценностей, которые дороги нам.
Спектакль шёл на малой сцене. А добраться до неё непросто. Надо проехать на лифте на 4-й этаж, потом ещё по лестнице подняться. Да не такая она уж и малая. Зал просторный, достаточно большой, мест на 500!!! Точнее на 450.
Надо бы ещё и на большой сцене, что на 1520 мест, побывать (ой! Прорвало мечты) поглядеть спектакль. Там они идут с истинно русским размахом. Хотя и Мольер – сам по себе очень яркое, праздничное зрелище. Даже, как мне кажется, и на большой сцене прошёл бы с успехом. Но, думаю, эту интимную и сокровенную историю хотят всё ж сделать немножко камерной.
Театр с богатейшей историей, с прекрасными традициями.
P.S. И ещё я сделала для себя вывод: если в названии театра стоит «академический», мне надо обязательно туда идти. Потому что там всё взаправду!!!

0
0
10
Мария Маренкова Копирайтер
21 отзыв, 30 оценок, рейтинг 7
29 декабря 2020
Классическая костюмированная постановка, великолепная игра актёров.

Кабала святош

Посмотрели очередной шедевр в любимом Театре Российской Армии. На сей раз — спектакль в постановке Бориса Морозова по пьесе М. Булгакова «Кабала святош», также известной как «Мольер».

У пьесы, как известно, довольно трагическая судьба — при жизни писателя её неоднократно запрещали к постановке. И конечно, Михаил Афанасьевич отразил в ней свои собственные мытарства, трагическую судьбу писателя и сложные взаимоотношения творца с властью.

Но не будем о грустном, а лучше о прекрасном, то есть о спектакле. Это богатая классическая постановка со множеством персонажей и великолепными костюмами, которыми можно любоваться отдельно и бесконечно.

Удивительно, но несмотря на обилие действующих лиц, в спектакле нет второстепенных персонажей. Все, даже самые эпизодические роли — невероятно яркие и запоминающиеся. Такие, как, например, шут Справедливый Сапожник в исполнении Дениса Кутузова, которого я нежно люблю. Или отец Варфоломей, которого бесподобно играет Андрей Кочинов.

Более того даже зрители невольно активно вовлекаются в действие благодаря тому, что актёры постоянно проходят через зал. А король и вовсе смотрит комедию Мольера из реальной театральной ложи. Так и мы, пусть на несколько минут, успеваем почувствовать себя зрителями королевского театра Пале-Рояль, которые смотрят спектакль с участием самого автора.

Совершенно поразил Николай Козак в роли Мольера. Он не играет, а просто живёт этой ролью, жизнью своего персонажа, безоговорочно веришь каждому его слову, каждому жесту.

Людовик Великий в исполнении Николая Лазарева — ну настоящий король. Ему и играть не надо. Он просто ослепителен.

Ещё очень хотелось бы отметить Романа Богданова в роли героя-любовника Захарии Муаррона. Он блестяще сыграл блистательного и неотразимого предателя и негодяя.

Спектакль идёт почти три часа, но время пролетело совершенно незаметно. Потрясающе лёгкий и невесомый спектакль, несмотря на трагическое содержание. Музыка и визуальное оформление тоже на высоте. В общем, любителям классических костюмированных постановок и отличной актёрской игры категорически рекомендую! Браво всем, кто подарил нам этот праздник!

0
0
9
Elena Zhukova
13 отзывов, 12 оценок, рейтинг 3
13 марта 2018

Михаилу Афанасьевичу Булгакову везет на хорошие (и даже гениальные) экранизации. А вот на сцене я почему-то ни на одной булгаковской пьесе до этого не была. Не складывалось. И вот - побывала.
Первый акт - суетная, полная бесконечных виляний и кутерьмы жизнь Мольера, которому приходится постоянно лавировать, угождая публике и в первую очередь - Королю-Солнцу, Людовику XIV, покровителю искусств. Сначала Людовик даже не виден в ложе театра, он практически скрыт за портьерой, но все знают, что он там, и все внимание устремлено на эту ложу... я думаю, не нужно объяснять, на кого эта аллюзия дана Булгаковым в 1930-х. Этого не заметили разве что самые тупые критики и зрители.
Легкомысленная любовь, обреченная любовь к молоденькой актрисе, построенная у Булгакова на одной из версий, что Мольер действительно, сам того не зная, женился на собственной незаконной дочери, мелкие страсти комедийной труппы, забавные сценки, комические персонажи. Это всё - первый акт. И сквозь это легкомыслие, мелочность, смех, шуточные перебранки, угодливость царедворцев и добродушие короля прорывается, словно тень пробегает по сцене, скрытая и пока далекая гроза.
Мольер (в исполнении Андрея Егорова) производит впечатление обыкновенного, заурядного человека, бытового, обремененного житейскими делами, словом, простого обойщика и буржуа. Но это лишь до тех пор, пока не наступает момент истины - и не прорывается страстный, полный горечи и боли монолог: "Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки - раздавил. Тиран!" Он бросает со сцены предостережение писателям: не угождайте власть имущим, не стелитесь перед ними, вы только убьете собственную душу, а взамен все равно не получите ничего, кроме страшной пустоты и гибели.
Великолепна пара артистов Пале-Рояля - безоговорочно поклоняющийся Мольеру Лагранж, ведущий летопись его жизни (Максим Чиков), и Захария Муаррон, подкидыш (Роман Богданов), найденный мальчишкой в клавесине у шарлатана, притащившегося к Мольеру в театр и ставший знаменитым артистом на амплуа любовников. Самая сильная сцена - это в финале, когда предатель Муаррон, пришедший каяться к Мольеру, говорит Лагранжу, собирающемуся его убить прямо на месте: "Ты убьешь меня, тебя повесят, а Кабала беззащитного мэтра заколет. Имей в виду, что мэтра признали безбожником за "Тартюфа". Я был в подвале у Кабалы... Закона для него нету - значит, жди всего. (Лагранжу.) Бери пистолет и фонарь, идем караулить". Только что смертельные враги, они - прямо с физически чувствующимся напряжением всех сил и внимания - осматривают входные двери и бросаются охранять дом, забыв или просто наплевав на свою вражду. Не до того сейчас.
Слащаво-любезный, угодливый парижский архиепископ де Шаррон (в отличном исполнении Сергея Смирнова), преувеличенно восхваляющий короля, весь исполненный благости и христианского человеколюбия - ух, как он преображается, когда приходит время расправиться с Мольером, заплести ловкую интригу, как искажается его только что улыбчиво-умиротворенное лицо, когда он просит: Господи, дай мне уничтожить моего врага! Очень по-христиански, нечего сказать.
Его клевреты - Брат Верность, Брат Сила, Брат Служба и Брат Венец - все разные и все единые в общем порыве - убить, убить, убить этого богохульника Мольера, чтобы не было его.
Ну и, конечно, второй главный герой - Король-Солнце, Людовик XIV, "государство - это я" (в исполнении Николая Лазарева). Такой любезный, галантный и утонченный покровитель искусств, любитель театра, добродушный правитель процветающей великой Франции, который даже дворянина, мухлюющего в карты, великодушно прощает... И как он тоже преображается, каким холодом пробирает от его тона: "Я лишаю вас своего покровительства". Он и в начале пьесы, любезно пригласив Мольера пообедать с ним, на все робкие попытки драматурга отказаться и остаться стоять в присутствии короля, холодно усаживает его: "Франция перед вами ест цыпленка и не беспокоится".
Вот не могу сказать, что меня сильно впечатлила игра женщин. То ли за игрой мужчин они как-то померкли, то ли вообще роли не слишком выразительные, но они скорее оттеняли главных героев. Не плохо, но и не слишком ярко. Арманда - чересчур нарочитая, вся вообще какая-то "чересчур", как будто не вышла из роли комедийной гризетки. Мадлена - поубедительнее. Самая классная - Риваль (Анна Глазкова), роль небольшая, но как раз она мне понравилась из женских больше всех. И, конечно, исповедь Мадлены - сильное место пьесы, нечего возразить, Ольга Богданова сыграла это на уровне.
Что Мольер великий драматург, создавший невероятные по силе произведения, которые актуальны до сих пор - мы знаем и так. В том-то и беда, что из-за этого Мольер (как и любой великий человек) представляется нам, особенно на расстоянии веков, не совсем человеком. Он - идол, торжественно возвышающаяся над толпой статуя, он сверхчеловек... А ведь это неправда. Он человек. У него уйма слабостей, которые сопровождают его гений, он боится, у него больное сердце, он болен, он влюблен и чувствует, что стареет... И все это идет в комплекте с его собственным пониманием, какого масштаба талант дан ему. Спасая "Тартюфа", он заискивает перед королем, спасая театр, идет на уступки... А сердце не железное, а годы идут, а здоровья и сил не прибавляется, и возникает горькое сомнение - а нужны ли кому-то его пьесы, кроме тех "смешных комедий", которые любит партер? Может, все эти мучения вообще напрасны? Когда-то еще о тебе скажут: "Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик XIII, он станет более знаменит, чем следующий король, а этого короля, сударыня, назовут Людовик Великий или Король-солнце!" - ты все равно об этом не узнаешь.
Нам проще - мы уже видим, на какие места и кого расставило время. И даже символичная история про то, что дом отца Мольера был украшен фигурками обезьян, укладывается в эту жизнь господина де Мольера, рассказанную писателем, равновеликим ему: "Однако в будущем комедиант не отрекся от своих обезьян и на склоне жизни уже, проектируя свой герб, который неизвестно зачем ему понадобился, изобразил в нем своих хвостатых приятельниц, карауливших отчий дом".
Почитайте историю пьесы. Это ведь о ее постановке, а вовсе не о "Днях Турбиных", по сути-то написан "Театральный роман". Трагедия, ничуть не меньшая, чем жизнь и смерть Мольера. Здесь я ее пересказывать не вижу смысла.
Не знаю, как оценил бы эту постановку сам Булгаков, но мне кажется, что он остался бы доволен. По крайней мере, не расстроился бы так, как во МХАТе. Потому что здесь сумели показать именно то, о чем он и написал эту пьесу. Не тема "поэт и толпа", а тема "поэт и власть" - актуальная и вечная, как само искусство.

0
0
7
Светлана Малеева
33 отзыва, 35 оценок, рейтинг 3
6 октября 2017

Пьеса принадлежит перу Михаила Булгакова и всегда встречала неоднозначную оценку.
Наследство Мольера оно такое , все рукоплещут , но стараются прикрыть лавочку.
Булгаков после "Мастера и Маргариты" накоротке со Святошами.
В не святое время прошлого века его "Мольер" с успехом шёл на сцене театра , но советские критики , чья личная жизнь сейчас вскрывается весьма неприглядно , отзывались отрицательно об этом произведении.
На мой взгляд , уже одно это должно вызвать желание увидеть спектакль воочию.
А увидев , не пожалеть об этом.
Те , кто ценит костюмы - глаз не отведут.
Те , кто ждёт хорошей игры актёров - не будут смотреть на часы.
Все , кто верят в то , что рукописи не горят - смогут в этом убедиться.

0
0
9
Пользователь Афиши №4491455
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 0
6 января 2021
Мыслей и раздумий о жизни будет много.

Перед самым Новым Годом наступает пора подведения итогов.
Не хотелось легкомысленной комедии, хотелось увидеть классику на сцене театра ЦАТРА.
Как уместить целую жизнь великого человека в неполные три часа действия?
Возможно ли это?
Но не даром спектакль поставлен по пьесе Михаила Булгакова.
Мы сразу, без подготовки, оказываемся на пике славы, видим лучшие дни Мастера: возвышение драматурга, осуществление его надежд,
его вторую молодость и любовь с молодой актрисой, унижение его врагов.
Мольер обласкан при дворе, знаменит, богат.
Далее мы пройдем вместе с ним по нисходящей до самого конца, не до физической смерти, а до подведения главного итога всей жизни.
До финального вопроса.
Что останется после тебя?

Главную роль в потере благосклонности короля сыграла, разумеется, церковь и ее служители.
Не смотря на то, что спектакль идет на Малой Сцене - задействовано очень много артистов.
Как всегда слуга (Константин Денискин) - очень смешной и трогательный.
Маркиз Де Орсиньи (Сергей Федюшкин) - мрачен и ужасен в гневе.
Жена Мольера Аманда Бежар (Мария Оамер) - обаятельна и непосредственна.
А приемный сын Мольера, его играет Роман Богданов, молод, лукав и задорен.
Но больше всех меня впечатлил король Людовик в исполнении Николая Лазарева. Действительно великий деятель, стремящийся к политическому балансу между двух стихий: искусством и религией.
Он сам являет собой образец двуличия власти.
Сегодня он добродушен и снисходителен, а завтра...
Отличный спектакль для просмотра, но не простой.

0
0
6
Пользователь Афиши №4144345
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 декабря 2019

Театр.
Кабала святош в т. Российской армии.
Эпиграф:
« - Сударь, как вам нынешний король?
- Даже не знаю что сказать?
- Скажите как можете.
- Как то мягок. Все время держит руку в кармане.
- Прошлый вам нравился больше?
- Ну... Прошлый был суров и беспощаден, даже там где этого не требовалось. А этот, как то не смел что ли. Словно ещё не решил кому он будет угождать а кому нет.» Рене Либеркон.

Все таки не покидает ощущение Колизея когда смотришь на монстрическое здание театра. Монстр застыл артефактом ушедшей эпохи. Непомерно вытянутые колонны пяти портиков и непонятное несомое навершие. Позвоночники нескончаемых лестниц и пустые пространства холлов. Человек словно крошка от сухарика на огромном банкетном столе. Кто нибудь вообще способен надышать это пространство?
Разве нынешнее время выявило таких соразмерных?
Мы все испуганы и теснимся на малых сценах, малых форматах, малых удовлетворениях. Это ведь страшно попасть в пасть огромного монстра. Как хорошо в крошечном уютном буфете, тесно и тепло.
Припомнился «Мнимый больной» в Сатириконе в постановке Горбаня, только в уменьшенном формате. Там и сцена была значительно больше и зал огромный и до отказа заполненный. Прошло лет двадцать. Всегда с чем нибудь сравниваешь.
Конечно театр всегда должен быть современным, потому ставить исторический материал очень не просто. Либо ставится нигилистическое часто скабрезное разложение, мы весь, мы старый мир разрушим, либо часто сильно нафталиновое традиционное с приятными старыми обертками в виде шторок, занавесей, стульчиков, добротных музейных костюмов с кучей перьев, пистолетами и шпагами в придачу. Да все хорошо в провинциальном театре. Зритель хочет? Хочет. Все. Задача выполнена. Пятьдесят коньяку, бутерброд с колбаской и спокойно пошли домой. На душе тепло и слава Богу. И Король-театр заснул. Фаворит не родился, Голиаф цел, Давид ещё в яслях.
Любите ли вы театр как люблю его я?
Тут что то заныло, запахло, впилось под лопатку и ... пошёл за монахом по проходу. Поворот направо к сцене, за ним... ещё несколько шагов и... Хлопаешь себя по лбу, разворачиваешься...
Господа актеры! Сегодня в зале нет помидоров. Зал ваш. Делайте с ним что хотите. Зашвырните весь этот зал в горизонт иллюзии. Только ничего обыкновенного, ничего обычного, никакого парня из телевизора узнаваемого по серым сериалам. Он же Мольер, гений, поэт - король, король сцены, властитель душ. Правда смешные рыжие панталоны... И ведь назрело, фига в кармане шевелится, мешок прохудился и шило лезет наружу. Там, на улице что? Во всю давят червяков, властитель откровенно зовётся тираном. Надо как то реагировать. Художественно конечно в обнимку со стариком Эзопом. Простите, Мольером. Все таки бюджетный театр а не какой нибудь безответственный балаганчик. Чтобы понять театр, я имею в виду конкретный театр, надо посмотреть не одну постановку. Тогда многое станет понятным. Узнаешь, привыкаешь, тянешься... становится родным. Тот же стол и кресло, да и стоят там же слева, ну любит художник слева, что то большое белое по середине, хорошо, артист так же сидит уставшим в кресле, прекрасно, вот тот же слуга бегает через сцену, может и текст говорит тот же. Все знакомо и уже почти любимо. Есть что порассматривать. Складочки всякие, мелкости. Важное дело, надо же артистам чем то заниматься кроме как текст говорить. Первый тайм спас монолог жены. Человеческое побеждает искусство при помощи искусства же. Действительно, какая к чертям разница гений он или просто... человек. Любит, ревнует, устаёт, не хочет умирать в одиночестве. У всех сие одинаково. Вот и играть надо обычного человека. Только в специальном костюме. Опять эти панталоны. Да костюмы просто блеск. Некоторая разножопица с перчаткам монахов даже прикольно, как сейчас говорят. Не отпускает ощущение водевиля. Правда пьеса немного про другое, но это пустяки. Слуга бегает, любовник акробатически вылетает, великолепно дефилирует верзила с пером и шпагой, король весь в белом... красота. Немого перчика про власть торта не испортило. Второй тайм за всеми. Браво. Скрипят колесики старого любимого балаганчика. Все таки не хватает гусаров в зале.
И все бы Слава Богу, но ухо старого театрального забияки вдруг насторожилось и глаз прицелился. Все го то небольшой кусок перед сплошным занавесом и все заработало. Специальный бонус для особо вредного. Спасибо господа.

0
0
7
Наталья Кудря
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 0
13 декабря 2017

Михаил Афанасьевич удивительный автор. На фоне событий последних 3-4 лет я иногда думаю, мог ли он предположить, что его тексты будут такими актуальными и злободневными.
Итак, я увидела не просто историю взаимоотношений художника и власти, но в первую очередь личную, далеко не симпатичную, банальную, историю драматурга Мольера. Не далее как пару недель назад все мы имели возможность наблюдать во всех ТВ-шоу страны очередную вариацию этой трагикомедии с удивительными совпадениями: он старый артист и хозяин театра, она-молодая чаровница из провинции, только звали их не Жан-Батист и Арманда и в роли членов Кабалы Священного Писания выступили все, кто с таким упоением прилип к телеэкрану.
Теперь о самой постановке. Как-то я уже видела спектакль по этой пьесе в другом театре, так вот там король и архиепископ были в спортивных костюмах с лампасами а-ля гопники, король-в черном, архиепископ-в алом. В ЦАТРА мне понравилась именно классическая трактовка пьесы. Также понравились музыка, декорации, костюмы, актерский состав и, собственно, сама игра артистов. Особенно хочется отметить Андрея Егорова в роли Мольера, Ольгу Богданову в роли Мадлены, Николая Лазарева в роли короля, а также Константина Денискина в роли Бутона и Сергея Смирнова в роли архиепископа. Какие красноречивые были мимика и жесты у архиепископа в сцене исповеди Мадлены! Ни одного лишнего слова.

0
0
10
Александра Корчагина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
14 ноября 2021

Великолепная игра, великолепный спектакль! Посмотрели на одном дыхание.

0
0
7
Елена Добарина
7 отзывов, 11 оценок, рейтинг -1
18 декабря 2017

Тартюф - это премьерный спектакль, который на малой сцене поставил главный режиссер Борис Морозов. Судя по тому, что я увидела, этот спектакль в стенах театра считается удачей. В какой-то мере так оно и есть, с некоторыми оговорками.
Постановка классическая, строго классическая, для меня, возможно, даже слишком. Все довольно предсказуемо. Никаких видеопроекций, излишне обнаженных людей или современной музыки. В декорациях и костюмах тоже ничего неожиданного. Первое действие было с надрывом. Во втором излишний пафос подслетел и стало попроще, и получше. Не считая сцены исповеди Мадлены Бежар (надлом, заламывание рук, еще и усиление голоса, что мне показалось крайне лишним).
Вроде как пьеса традиционно считается историей трагических (это вот сейчас главное слово было) взаимоотношений художника и власти, но именно этот сюжет у меня потерялся. Я по спектаклю не поняла, с чего вдруг Мольер потерял покровительство короля. И запрет играть Тартюфа выглядел скорее неприятным, но не катастрофичным. Скорее я увидела историю угасания художника, угасание жизни. Как будто он не с королем разошелся, а с госпожой удачей. Как будто расставание с Мадленой Бежар отвернуло фортуну и все начало рассыпаться, не одномоментно, а постепенно, шаг за шагом разрушая жизнь Мольера, а король, ну так ,еще один элемент пазла в картине “ужас без конца”.
Актеры мне совсем не знакомы, по первому впечатлению могу выделить Константина Денискина в роли Бутона и Николая Лазарева в роли Людовика.
Отдельно хочу побрюжжать. Если ставите классическую постановку, то и к тексту надо относится внимательнее. Если героя весь спектакль называют “Помолись”, а в конце “Одноглазый”, это вызывает как минимум недоумение. В пьесе Маркиз д'Орсиньи носит кличку "Одноглазый, помолись!". Во время спектакля полностью его кличку ни разу не произносят.
По нынешним временам классическая постановка, которая не навевает на меня тоску, уже удача. Несомненный плюс постановки, что создатели умудрилась не скатиться ни в излишний пафос, ни в заигрывание с публикой. Если вы любите тот самый традиционный театр, то вот он во всей красе.

0
0