Отталкиваясь от своего знаменитого проекта «Молчание на заданную тему», комиссар «Театр.doc» Всеволод Лисовский периодически обращается к классике. Необходимое согласно списку действующих лиц количество исполнителей в камерном пространстве молчат пьесу от начала до конца, текст проецируется на фоне. «Вакханки» — несколько иной случай. Согласно букве автора, то есть Еврипида, толпы совершенно голых афинских женщин, попавших под буйное эротическое влияние Диониса, истязают не менее голых афинян мужског о пола. Так что на сцене, помимо молчания, происходит куча-мала из обнаженных тел добровольцев.
Перформанс |
0+ |
Всеволод Лисовский |
1 час |
Если быть честной, то я шла на «Вакханок» из цикла "Молчание классиков" Всеволода Лисовского из чистого любопытства - посмотреть, что за обнаженка у него там получилась. Еврипида я не читала, и специально не прочла перед спектаклем, чтобы воспринять все незамутненным знанием взглядом, и получить свое личное восприятие спектакля. И я таки его получила! И в таком качестве, которое намного превышало мои ожидания. Я увидела мощную и красивую иллюстрацию так мною любимой психоаналитической теории — хтоническое женское начало, с безумными глазами, с блестящими от пота телами, передвигающееся кошачьей походкой, спящее до времени, и активизирующееся при приближении очередной жертвы, которую оно хочет поглотить и растворить в себе. То самое Оно, Ид, готовое при любом удобном случае сожрать слабенькое Эго, как самка богомола. И мужское начало — Логос, пытающийся упорядочить эту субстанцию, но неизменно терпящий крах. И Дионис, хоть и мужской персонаж, но не зря его всегда изображали женственным - источник этой первозданной энергии - абсолютно самодостаточный, самодовольный, смотрящий в зрительный зал и не шелохнувшийся от липнущих к нему женских тел.
Движение на сцене постоянно пульсирует — вакханки то раскручиваются своей одержимостью, избивая мужских персонажей и пытаясь утолить свою тягу к разрушению всего, что может им помешать пребывать в этом состоянии; то изможденно ложатся на пол, уничтожив все, что могли. И все это под еле слышимый звуковой фон, монотонный, как стрелки часов, и вводящий в легкий транс. Получается совершенно захватывающее погружение на глубину собственных подавленных и дремлющих желаний, первооснов всего — сексуального влечения, смешанного с агрессией - Эроса c Танатосом. И проживать такое погружение — кайф!
А потом я прочитала Еврипида, и все стало еще интереснее. Открылась мораль сей басни — нефиг недооценивать и низвергать дионисийское начало, себе дороже выйдет. Все, как по писаному. Все, как говорил мой любимый Зигги.
И да, спасибо прекрасным актерами и не-актерам, потому что они так играли, что взгляд большей частью фиксировался именно на лицах, а не на телах)