Драматический |
16+ |
Мария Скачкова |
1 октября 2022 |
Почему мы смотрим одни и те же фильмы ("Москва слезам не верит", "Ирония судьбы", "Красотка"), читаем одни и те же сказки детям, ходим по несколько раз на один и тот же спектакль? Это привычка или элементарное отсутствие выбора?
На самом деле, ни то и ни другое.
В основе любого произведения лежит психологическая задача, которую главную герой должен для себя (раз)решить, а именно пройти "Арку героя". И понравится нам произведение или не понравится, зависит не столько от актеров, декораций, режиссуры, сколько от того, актуальна ли для нас решаемая задача, триггерит она нас или нет.
*Арка героя - это путь, который персонаж проходит от первых до последних страниц, и на протяжении этого пути происходит полная трансформация личности героя. Например, был трусом — стал суперменом, был плохим — стал хорошим, боялся любви как огня - влюбился без памяти.
В НДТ Льва Эренбурга взяли курс на социальный театр, обнажая одну за другой психологические проблемы современности. Каждый спектакль бьет под ребра и хлещет по щеке своей голой и неудобной правдой.
Первым в этом послужном списке стал "Миф о Светлане" (два других: "Морфий" и "Магазин") - драмеди о созависимых отношениях, о спутанных ролях и о потерянном времени.
Светка живет со своей мамой и пьющим отцом, который на одной из увеселительных вечеринок отбрасывает коньки. И если вы думаете, что это чистая случайность, то нет. Горькая правда жизни. От токсичных жен и удушающих отношений мужья, как правило, уходят: к другим женщинам, в запой, на тот свет или в виртуальный мир.
Дочери тоже не сладко живется в родительской семье, она всеми силами старается ее покинуть, но у матери на Светку другие планы (что-то вроде: "Я тебя породил, я тебя и убью"). Токсичным людям словно клопам для выживания нужна чья-то кровь. Светка становится функциональным мужем своей матери и отказывается от собственной жизни в пользу спасения родительницы от инфаркта, горя и одиночества.
Низкая самооценка, которую мать регулярно подпитывает ("Ты у меня внешности выше среднего"), размытые границы (мать лезет, не стесняясь, дочери под юбку), парентификация (когда дочь становится матерью для своей матери), семейное послание (дочь не может быть счастливее своей матери), пограничная организация родителя (пограничники - это люди, способные удерживать в сознании два диаметрально противоположных мнения), конкуренция (мать конкурирует с дочерью за мужчину), РПП (куриный бульон вместо чувств) - это такая мясорубка, из которой, кажется, уже нет спасения.
И даже когда мать "умирает", дочь все равно как будто не свободна, оковы материнской любви, по-прежнему, обвивают ее. Вина за кончину матери и за желание жить свою жизнь душат уже немолодую Светку. "Женой не стала, матерью не стала, доктором наук не стала и с отпущенной ролью дочери справилась плохо". Светка с горя глотает горсть снотворного, но...