Москва
4.9

Спектакль
Месяц в деревне

Постановка - БДТ им. Товстоногова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Головокружительный бурлеск о прощании с молодостью

Не чинная тургеневская драма, а трагикомедия с элементами сатиры и с сатиром в числе героев. Режиссера Анатолия Праудина сам черт не заставит плести уютные психологические кружева. Если в начале действия на сцене у него резвятся беззаботные «козлики», то в финале от них непременно останутся рожки да ножки.

  • Месяц в деревне – афиша
  • Месяц в деревне – афиша
  • Месяц в деревне – афиша
  • Месяц в деревне – афиша
  • Месяц в деревне – афиша
Драматический
12+
Анатолий Праудин
3 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
29 сентября 2009
Детский сад

Никакой ажурной беседки, никаких яблонь в цвету, вообще ничего романтического, предписанного сочинениями Тургенева. Все грубо, зримо, предметно. Тяжелые деревянные балки-перекрытия зависли на канатах, из щелей торчит пакля, вдоль задника ездит трактор. История режиссера Анатолия Праудина и художника Александра Орлова начинается с представления семейства исключительно взрослых людей, которым романтикой заниматься не к лицу. Она нарушает привычный, спокойный уклад жизни, ее рабочий, без сбоев, ритм. Тем не менее молодую очаровательную хозяйку (Александра Куликова) должен кто-то развлекать, пока деловитый муж (Михаил Морозов) разъезжает на тракторе или возится с чертежами. Для этих целей есть штатный воздыхатель Ракитин — отличный артист Василий Реутов играет его застегнутым на все пуговицы декадентствующим героем, который никогда не переступит черту. За круглым столом домочадцы — почтенная матушка (Марина Адашевская) и группа учителей наследника Коли — разыгрывают партию в карты. Самого наследника постоянно сопровождает нанятый на время летнего отпуска учитель, студент Беляев (Руслан Барабанов), — у них вместо детской площадки один-единственный спортивный снаряд, «козел»: надежный и полезный. В прологе мальчик и учитель упражняются на нем без особого энтузиазма. Однако «козлиная» ­тема в итоге окажется ключевой.

В разгар утреннего ритуала в действие врывается энергичный доктор (Сергей Лосев) и вручает каждому из присутствующих по желтому яблоку: доктор он плохой, чего цинично не скрывает, но, возмещая профессиональную несостоятельность, хорошо усвоил старую английскую пословицу: «Одно яблоко в день — и вам никогда не понадобится врач». Этим выражением козырял еще персонаж праудинских же «Трех товарищей» — десятилетней давности выдающегося спектакля «Балтийского дома». Практически в каждой постановке Праудина найдется такой вот герой — здоровый циник, которому жизненный опыт позволяет пренебречь сантиментами в пользу иронии и практицизма и не позволяет расслабляться. Ближе к кульминации доктор еще и надевает ковбойскую шляпу. ­Репутация ковбоя осталась за Анатолием Праудиным со времен, когда он руководил ТЮЗом и проиграл битву с местным чиновничеством (которую в Петербурге с гоголевских времен выиграть так и невозможно). Так вот, ничтожный у Тургенева, доктор Шпигельский на сцене БДТ выглядит не то чтобы достойным человеком — он интригует, как и все (кроме разве что раритетно-порядочного Ракитина), но делает это в конечном счете ко всеобщей пользе, потому что умеет снайперски точно, по-режиссерски оценить ситуацию. Кроме того, доктор берет на себя роль комментатора разыгравшейся драмы, распевая ­песенку про козлика, от которого остались рожки до ножки.

Драма закручена вокруг хозяйки Натальи Петровны, которая возьми да и влюбись в молодого учителя своего сына. У Тургенева песенка посвящена ей и звучит сально. У Праудина — большинству персонажей спектакля и звучит как саркастичная, но все же панихида по детству. Тюзовский режиссер Праудин, поставивший свой лучший спектакль «Бесприданница» о подростках, в которых общество видит предмет потребления и только, и на сцене БДТ повел речь о тинейджерских проблемах, мастерски упаковав их в художественную форму. Взрослый мир, что в начале действия выглядит нерушимым, взрывает изнутри — как бы поточнее выразиться — нерастраченная энергия детства. Наталья Петровна влюбляется в юного учителя Беляева не из блажи, а потому что в ней вдруг пробуждается девочка Наташа, которая из-за страха перед отцом-тираном не доиграла в песочнице, а после, вынужденная исполнять при нем роль Антигоны, так и не узнала беззаботной юности. Обо всем этом хозяйка исповедуется Беляеву, выросшему в маленьком убогом домике и отродясь не разговаривавшему с дамами, который переминается с ноги на ногу, мечтает только об одном: поскорее свалить куда подальше от этой откровенности. Между тем своей исповедью, а также ребяческим восторгом, с которым Наталья Петровна устремляется вслед за учителем запускать змея, героиня зарабатывает себе стопроцентную индульгенцию. Даже когда она пытается выдать замуж за ­са­тира Большинцова (эпизодическая роль Андрея Шаркова, достойная «Золотой маски») свою воспитанницу Верочку, углядев в ней соперницу. К терзаемой первой юношеской страстью женщине испытываешь сочувствие, а не презрение. Верочка (Юлия Дейнега) — это уже чистой воды бесприданница, и взрослеет она точно так же, как героиня Островского, в одночасье, понимая, как безбожно ее обманули: чудный пухленький подросток видит Большинцова с цветами, мячик падает на пол. Даже помещик Ислаев — у Тургенева толстокожий богач, готовый поощрять любовь друга к жене, — тут представлен еще одним персонажем Островского, Тихоном Кабановым, патологически безропотным сыном деспотичной мамаши. Все это — недоигравшие свое люди, нелепые и несвободные, обреченные страдать во взрослом мире, которому не до детских игр.

Грозовую по уровню драматического напряжения атмосферу умело разряжают фарсовые персонажи — слуга Матвей (Александр Чевычелов), который, объясняясь в любви служанке, для наглядности включает дрель, или Елизавета Богдановна (Ируте Венгалите), учительница музыки, чье место — в пьесах Нины Садур среди чудных баб. Но несчастных козликов все же предлагается оплакать: когда после отъезда учителя освещение на сцене резко меняется — из пестрой и солнечной она становится черно-белой, траурно-графичной, — ясно, что среди персонажей не осталось ни одного ребенка.

2
0

Отзывы

5
deadlifterr
5 отзывов, 8 оценок, рейтинг 5
28 января 2010

"буду краток" (с) ВВП

+ хорошая игра почти всех актеров. проходимец доктор выше всяких похвал!
+ интересно.

- спектакль идет больше трех часов. бедные актеры. бедные зрители - вместо апплодисментов они ВЫБЕГАЛИ из зала.

2
0
1
Claudia
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
6 января 2010

Сегодня сходила на этот спектакль... мне не понравилось!
никакой динамики... длинные нудные монологи и диалоги... отсутсвие игры и несоответсвующие ролям актеры (некоторые)...
Великовозрастный актер, играющий 20 летнего юнца... причем он совсем не играл, а передвигался по сцене и произносил свои слова - это трудно назвать игрой. Как сказал бы Станиславский: "Не верю!"
Хотелось уйти после первых 20 минут... но досидела до конца... :( К концу ничего интересного не произошло!
Особенно рассмешило: как Тургенев сочетается с современной дрелью, с которой весь спектакль ходил один из героев?
В спектакле один понастоящему интересный и забавный 10 минутный момент - когда появляется жених Верочки :) И это ВСЕ!!!!
Вообщем мое мнение - спектакль не стоит потраченных денег и времени, лучше сходите на что-нибудь другое!

2
0
5
Stryker
31 отзыв, 26 оценок, рейтинг 33
3 апреля 2010

В момент, когда зрители еще рассаживаются – на сцене мальчик и молодой человек разминаются на козле. В дальнейшем – все жители деревни разминаются на молодом человеке.
Тургенев – это неспешный рассказ, неспешное переплетение чувств, без лишней страсти и надрыва, но все же тонко, сильно и красиво.
Спектакль – неспешный, это да, но.. не тонко, не сильно, и красиво лишь местами. Сюжет понятен – молодой парень приезжает на лето в деревню поработать учителем для сына (да и приемной дочки) хозяев. Для него это – возможность отдохнуть от суеты Москвы, повозиться с детьми (благо он и сам вполне юный еще), заработать. Он искренний и открытый, ему ничего здесь ни от кого не надо – он честно занимается с детьми и строит глазки местным барышням – не от лукавства, а от молодости и задора.
Тут же молодая барыня, скучающая в обществе поклонника (друга барина-мужа), ее юный сын, уже почти повзрослевшая приемная дочь, горничная, муж-барин, доктор-прохвост, мамаша мужа-барина и ее подруга. И свежий открытый молодой человек вдруг влюбляет в себя (не желая этого и не прилагая никаких усилий) почти всю эту женскую когорту: барыню, ее приемную дочь, да и горничную. В результате – все ссорятся друг с другом, делают кучу глупостей, и молодой человек сбегает от клубка страстей, который он невольно вызвал.
Передан спектакль – не совсем внятно, вроде бы по тексту, с расстановкой, но впечатления не производит никакого. (кстати, половина актеров – «шептуны», говорят тихо и как с кашей во рту, в середине партера иногда было не понять что говорят и о чем).
После антракта, когда сюжет начинает уже «раскручиваться», как маховик –иногда начинают появляться действительно стОящие сцены, например как прыгающая Верочка (приемная дочка) вырывает душу, крича на свою благодетельницу (барыня), потому что та хочет устранить ее как соперницу и делает подлость за подлостью.. Или как та же Верочка с доктором соглашается на замужество за старым соседом – лишь бы сбежать со старого места.
Но сцен таких – очень немного, а в остальном – затянуто, смесь исторических рассказов о быте 19 века и средних комедий. Некоторые сцены – ни о чем и ни за чем, просто лишние.
Ни о какой «Золотой Маске» говорить не приходится, конечно. Актер в главной роли – неплохо, но не на «Маску».

1
0
7
Maryam_
24 отзыва, 51 оценка, рейтинг 20
3 апреля 2010

Посмотрела спектакль на сцене театра Моссовета. На сцене носят плетеную мебель, моют руки, делают гимнастику, и разговаривают об отношениях. Пшеничные и фиалковые краски, яблоки и лукошко малины создают колорит середины лета. И главное, что ощущается, когда глядишь на все это, - "хорошо иметь домик в деревне", но скучно. С первых сцен было совершенно понятно, что будет дальше и чем дело кончится. Жидкое ленивое действо украшалось неожиданными "ништяками" - огромным игрушечным трактором (в антракте он проехал без водителя задом наперед, чем меня несказанно порадовал), гимнастическим козлом, песенкой доктора о козлике и парой тройкой действительно стоящих эпизодов. Вечер переставал быть томным, стоило на сцене появиться Беляеву (Барабонов), Вере (Дейнега), доктору (Лосев) и Большинцову (Шарков). За все это собственно и можно поставить "хорошо". Остальные участники драмы навевали смертную трехчасовую тоску. Так что крик удирающего на тракторе Беляева "мне душно тут" был как нельзя более правдоподобен.

1
0
9
Шквал Спб
33 отзыва, 40 оценок, рейтинг 23
11 июня 2012

Не буду пересказывать содержание, г-жа Зарецкая это уже сделала. Очень добротная постановка классики на сцене БДТ. Ничего лишнего. Актеры все хороши, особенно Морозов.Анатолий Праудин молодец - поддерживает марку и бренд Большого Драматического Театра нашего города. Тем более, что последнее время это имя втаптывается в грязь польскими режиссерами Бубенями с их сомнительными спектаклями. А это - отличный спектакль!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все