Обряд, ритуал, природный и жизненный цикл — ключевые понятия для музыкально-хореографического перформанса Аллы Сигаловой и Ираиды Юсуповой.
«Магия целого» — это история мужчины и женщины, матери и сына; рассказ о жизни двух людей в их сложном взаимодействии с рождения и до трагического финала. Это архетипический сюжет с множественными мифологическими, религиозными, литературными отсылками, в героях которого угадываются те или иные известные образы мировой культуры.
Основой перформанса стала мощная, сложносочиненная партитура композитора Ираиды Юсуповой, в которой заложена идея ритуальной повторяемости, «календарности». В спектакле эта идея превратилась в «календарь жизни» — с ее привязанностями, порывами, страстями, бунтами, одиночеством, страхом, поисками себя, необходимостью в другом человеке и естественным финалом. Электронная музыка сочетается с живым присутствием музыкантов и вокалом.
В многослойной хореографической композиции Аллы Сигаловой присутствуют и техники классического танца, и элементы контемпорари и акробатики. Главный герой этой истории — Ильдар Гайнутдинов, молодой, но уже заслуживший известность и признание профессиональный танцовщик с уникальными данными, хореограф, актер. Гайнутдинов — неопознанный танцующий субъект, родом как будто из эпохи Возрождения. Физическое совершенство и выразительность его тела позволяет ему по ходу действия примерять на себя и мрамор Давида, и образ разрывающего путы раба Микеланджело, и воскрешать на сцене гениального Вацлава Нижинского.
Первый вариант перформанса (под названием «Магия маски») был создан для фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в декабре 2021 года.